город Томск |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А03-18321/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инитиум" (07АП-9168/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.08.2020 по делу N А03-18321/2019 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Инитиум" (ИНН 2222067560 ОГРН 10722222010520, 656066, г.Барнаул, ул. Новгородская, 22) к Государственной инспекции Алтайского края в лице Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, 7) о признании недействительным предписания от 09.08.2019 N14-04/ЛК/2052,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инитиум" (далее по - общество, заявитель, ООО УК "Инитиум") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.08.2019 N 14-04/ЛК/2052.
Решением от 13.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции применены положения пунктов 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), которые не подлежат применению после 01.07.2017; Правила N 306 не устанавливают структуру платы за жилое помещение; судом не приняты во внимание доводы общества в части неисполнимости п. 2 обжалуемого предписания в отношении нежилых помещений; Инспекцией не представлено доказательств о представлении обществом необходимых документов в неполном объёме; не основано на законе требование произвести перерасчёт начисленной платы, превышающей норматив потребления коммунальных ресурсов за водоснабжение, водоотведение, электроснабжение использованные на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, приведенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 09.08.2019 на основании поступившей жалобы от жителя дома, расположенного по адресу: ул. Новгородская, д. 26, Инспекцией была проведена документарная проверка в отношении общества, по результатам которой установлено, что жилой многоквартирный дом N 26 оборудован общедомовыми приборами учета на горячее, холодное водоснабжение и по электроснабжению.
Обслуживание дома осуществляет ООО УК "Инитиум".
В ходе проведения проверки установлено, что обществом в период с июля 2015 года по май 2019 года начисление платы по горячему, холодному водоснабжению на содержание общего имущества (ОИ) производилось без учета установленного на дом норматива в соответствии требованием Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) (предъявлялось выше норматива), который, согласно решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 N 118 в период с июля 2015 года по май 2017 года, с учетом площади общего имущества по холодному водоснабжению для данного дома, составляет 0,16*1709 кв.м =273,44 м3, по горячему водоснабжению. 0,13*1709 кв.м =222,17 м3. С 01.06.2017 норматив потребления холодной и горячей воды на содержание ОИ для данного дома составляет 1709 кв.м.*0,014=23,926 кв.м., в соответствии с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.05.2017 N 45.
По горячему водоснабжению за январь, февраль апрель, с октября 2016 года по январь 2017 года, с марта 2017 года по апрель 2018 года, за июнь, июль, с октября 2018 года по январь 2019 года, за март, апрель 2019 года к оплате предъявлен объем на ОИ больше установленного норматива, за март, май-сентябрь 2016 года, февраль, май 2017 года, май, август сентябрь 2018 года, февраль, май 2019 года к оплате предъявлен объем на ОИ меньше установленного норматива.
По холодному водоснабжению с июля по сентябрь 2015 года, январь, апрель- август, ноябрь 2016 года, январь, март, апрель, с июля 2017 года по май 2018 года, июль, с сентября 2018 года по январь 2019 года, апрель, май 2019 года к оплате предъявлен объем на ОИ больше установленного норматива. В периоды октябрь-декабрь 2015 года, февраль, март, сентябрь, октябрь, декабрь 2016 года, февраль, май, июнь 2017 года, июнь, август 2018 года, февраль, март 2019 года к оплате предъявлен объем на ОИ меньше установленного норматива. Также при распределении объемов по водоснабжению не всем нежилым помещениям производилось начисление платы по водоснабжению за потребленные ресурсы, что противоречит Правилам.
Инспекцией в целях устранения указанных нарушений выдано предписание N 14-04/ЛК/2052 от 09.08.2019, в котором в срок до 14.10.2019 предлагалось обществу:
- произвести перерасчет платы по водоснабжению, водоотведению и электроснабжению на содержание ОИ с июля 2015 года до момента исполнения исходя из установленных на дом нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения на содержание ОИ;
- произвести перерасчет (исчисление) размера платы по водоснабжению и электроснабжению жителям дома по ул. Новгородская, д. 26, в период с января 2015 года по настоящее время в соответствии с объемами потребленных коммунальных ресурсов по водоснабжению и электроснабжению за исключением нежилых помещений.
Предписание обществом в установленный срок исполнено, что подтверждается актом проверки от 24.10.2019 N 12-05/ЛК/2732.
В то же время, считая, что предписание Инспекции N 14-04/ЛК/2052 от 09.08.2019 вынесено неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
Положением о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235 (далее - Положение) установлено, что Государственная жилищная инспекция действует на основании указанного положения и входит в систему исполнительных органов государственной власти Кемеровской области как исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.20 названного Положения Инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Инспекция является органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение проверок.
Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен в статье 196 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопреки доводам заявителя, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 26, предусматривающей применение общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306 установлено, что величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, также включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м), в данной формуле не раскрыта.
Как верно отметил суд первой инстанции, для определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме следует учитывать действующие нормативы потребления коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, утвержденные решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и общую площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 27, 37 Приложения N 1 к Правилам N 306, пункте 17 Приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в акте проверке указанно, что при расчете суммы расходов коммунального ресурса по водоснабжению и электроснабжению, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома N 26 по ул. Новгородская в г. Барнауле, необходимо учитывать площадь общего имущества по водоснабжению - 1 709 кв.м., по электроснабжению - 4211, 2 кв.м.
При этом, данная сумма площади общего имущества многоквартирного дома N 26 по ул. Новгородская г.Барнаул была определена Инспекцией на основании технического паспорта, представленного обществом в ходе проведения проверки.
Судом первой инстанции установлено, что обществом представлен в электронном виде технический паспорт многоквартирного дома, при изучении которого судом и сторонами установлено, что при проведении проверки Инспекции представлен технический паспорт не в полном объеме.
Из содержания технического паспорта следует, что площадь общего имущества по водоснабжению составляет 2 971,4 кв.м., по электроснабжению 5 983,3 кв.м.
19.05.2020 Инспекцией вынесен приказ о внесении соответствующих изменений в акт проверки N 14-04/ЛК/2052 от 09.08.2019.
Руководствуясь нормами п.п. 24, 27 Правил N 491 суд первой инстанции верно отметил, что именно общество, являясь управляющей организацией, обязано иметь техническую документацию на каждый дом и поддерживать ее в актуальном состоянии.
Установив, что общество при проведении проверки представило Инспекции технический паспорт, в котором отсутствовали сведения, суд первой инстанции признал обоснованным выдачу Инспекцией предписания, поскольку управляющая компания допустила нарушение норм действующего законодательства согласно технического паспорта, представленного в ходе проведения проверки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом произведенных изменений Инспекцией в акте проверки от 09.08.2019 общих площадей имущества в соответствии с техническим паспортом, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод общества о необоснованности применения Правил N 354 не принимается апелляционным судом, поскольку в предписании предложено произвести перерасчет платы по водоснабжению, водоотведению и электроснабжению на содержание ОИ с июля 2015 года, по водоснабжению и электроснабжению с января 2015 года; к тому же указанные правила являются действующими.
Ссылка апеллянта на то, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы общества о неисполнимости п. 2 предписания, подлежит отклонению.
Как установлено судом, предписание обществом в установленный срок исполнено, что подтверждается актом проверки от 24.10.2019 N 12-05/ЛК/2732 (л.д. 59-60 т.1).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.08.2020 по делу N А03-18321/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инитиум"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инитиум" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 04.09.2020 N 453.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18321/2019
Истец: ООО "Инитиум"
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-295/2021
11.11.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9168/20
13.08.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18321/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-18321/19