11 ноября 2020 г. |
А11-4203/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга вкусов" (ОГРН 1123328003842, ИНН 3328483594) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2020 по делу N А11-4203/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Радуга вкусов" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу от 02.03.2020 N 05-19/1312.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу - Думцев М.В. по доверенности от 08.07.2020 N 1-36 сроком действия до 31.12.2020;
общества с ограниченной ответственностью "Радуга вкусов" - Каменский В.Е. по доверенности от 18.10.2019 сроком действия 2 года.
Изучив материалы дела, выслушай пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - Управление, административный орган) по результатам анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Радуга вкусов" (далее - Общество), осуществляющим оптовый оборот пива, нарушен порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС, Обществом осуществлена поставка алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 27.08.2019 N 34733, статус накладной - принята, дата отгрузки 27.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС 30.08.2019.
По данному факту в отношении Общества в соответствии с определением от 30.10.2019 N 05-19/1312-1 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 28.01.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 05-19/1312-5.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 02.03.2020 вынесено постановление N 05-19/1312 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 02.03.2020 N 05-19/1312.
Решением от 28.08.2020 Арбитражный суд Владимирской области изменил постановление Управления от 02.03.2020 N 05-19/1312 в части примененной меры ответственности и назначил Обществу административное наказание в виде предупреждения.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что поступившие административному органу за рамками административного расследования документы (ответ общества с ограниченной ответственностью "Универсал", подтверждающий отгрузку продукции 30.08.2019 по товарно-транспортной накладной от 27.08.2019 N 34733) не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном производстве, поскольку получены с нарушением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество настаивает на том, что в материалах дела имеются бесспорные доказательства представления Обществом в ЕГАИС сведений о производимой им поставке продукции в установленном законом порядке.
По мнению заявителя жалобы, судом произведена переквалификация вменяемого правонарушения на искажение информации о дате отгрузки продукции.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила N 1459).
Согласно подпункту 1 пункта 5 Правил N 1459 ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 названных Правил, в единую информационную систему и ее обработку.
В силу пункта 10 Правил N 1459 организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно - аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 4 - 6, 8 - 18, 20, 25 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 названных Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 названных Правил, в том числе сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной (пункт 15 Правил N 1459).
Единая информационная система содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза) (подпункт 18 пункта 6 Правил N 1459).
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N149).
В абзаце 1 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 предусмотрено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 1459 направление информации об объеме оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
При выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными (пункт 24 Правил N 1459).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, Общество осуществило отгрузку алкогольной продукции (пива) по товарно-транспортной накладной N 34733, дата накладной 27.08.2019, дата отгрузки 27.08.2019, дата фиксации в ЕГАИС 30.08.2019 (т. 1 л.д.48).
В ходе производства по делу об административном правонарушении Управление посчитало, что Обществом допущено нарушение требований к порядку фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, регламентированного пунктом 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149, выразившееся в том, что сведения об отгрузке продукции по названной товарно-транспортной накладной зафиксированы в ЕГАИС с нарушением сроков фиксации.
В ходе судебного разбирательства представитель Общества указал на то, что спорная отгрузка продукции фактически осуществлена 30.08.2019, в подтверждение чего Обществом представлена товарно-транспортная накладная от 27.08.2019 N 34733 (транспортный раздел), маршрутная карта от 30.08.2019 N 000001983, УПД от 27.08.2019 N 34691 (т.1 л.д.15-18,20).
Следовательно, с учетом представленных в суд документов Обществом в ЕГАИС должна быть указана фактическая дата отгрузка продукции - 30.08.2019, а не 27.08.2019.
При этом, определением от 30.10.2019 N 05-19/1312-1 Управление истребовало у Общества первичные бухгалтерские документы, которые не были представлены последним в административный орган.
Контрагент Общества - общество с ограниченной ответственностью "Универсал" в ответ на определение от 28.11.2019 N 05-19/1312-3 представил в Управление первичные документы, согласно которым дата накладной, зафиксированная в ЕГАИС, соответствует дате, указанной в товарно-транспортной накладной на бумажном носителе, - 27.08.2019, а дата отгрузки в поле "отпуск груза произвел" в товарно-транспортной накладной на бумажном носителе не указана, дата отгрузки в экземпляре УПД от 27.08.2019 N 34691, представленном контрагентом Общества административному органу - 27.08.2019, графа "дата получения" не заполнена (т.1 л.д.63, 64, 65-66). В транспортом разделе накладной дата - 30.08.2019 отражена только в строке "срок доставки груза" (т.1 л.д.68).
При таких обстоятельствах Обществом в любом случае допущено нарушение требований к порядку фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, регламентированного пунктом 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149, поскольку в абзаце 6 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 указано, что в полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Вопреки доводам представителя Общества правильное отражение фактической даты отгрузки находилось в сфере контроля Общества, что прямо следует из абзаца 6 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149.
Факт нарушения Обществом установленного порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившегося в нарушении порядка заполнения заявки о фиксации в ЕГАИС (неверное указание информации о дате отгрузки продукции) подтвержден материалами дела.
Деяние Общества правильно квалифицировано административным органом по статье 14.19 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 14.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 92-94, 106-109).
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Статья 28.7 КоАП РФ предусматривает порядок проведения административного расследования.
Как следует из материалов дела, в отношении Общества 30.10.2019 возбуждено дело об административном правонарушении N 05-19/1312 по статье 14.19 КОАП РФ и проведении административного расследования, о чем вынесено определение от 30.10.2019 N 05-19/1312-1 (т.1 л.д.58-59).
Названным определением Обществу предлагалось представить первичные документы, подтверждающие факт спорной поставки, с обязательным представлением транспортного раздела с указанием даты отгрузки продукции.
Указанное определение направлено в адрес Общества посредством почтовой связи согласно списку почтовых отправлений от 31.10.2019 N 1-1 (пункт 11), почтовому отправлению присвоен трек-номер 12343640518678. Согласно сервису отслеживания почтовых отправлений АО "Почта России" указанное определение вручено Обществу 14.11.2019.
Общество не представило истребуемые документы и сведения.
В рамках административного расследования в адрес контрагента Общества - общества с ограниченной ответственностью "Универсал" направлено определение об истребовании сведений от 28.11.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал" лишь 06.12.2019 представило первичные бухгалтерские документы, подтверждающие отгрузку продукции по товарно-транспортной накладной от 27.08.2019 N 34733.
Общество указывает на нарушение Управлением срока административного расследования и недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением части 5 статьи 28.7 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
В настоящем деле все процессуальные действия совершены административным органом в пределах срока проведения административного расследования (определения от 30.10.2019 и от 28.11.2019).
Получение истребуемых Управлением с соблюдением КоАП РФ от контрагента Общества документов по истечении месячного срока, предусмотренного частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и не свидетельствует о невозможности использования этих доказательств.
Само по себе составление протокола об административном правонарушении за рамками административного расследования не относится к существенным процессуальным нарушениям, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части примененной меры ответственности и назначил Обществу административное наказание в виде предупреждения.
Административное наказание в виде предупреждения, определенное судом первой инстанции в настоящем деле с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2020 по делу N А11-4203/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга вкусов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4203/2020
Истец: ООО "РАДУГА ВКУСОВ"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ