г. Вологда |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А66-1688/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2020 года по делу N А66-1688/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075: адрес: 115432, город Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Прокуратуре Тверской области в лице Ржевской межрайонной прокуратуры Тверской области (ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Симеоновская, дом 27; далее - прокуратура) об оспаривании представления от 17.12.2019 N ВО-258-19 об устранении нарушений закона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (ОГРН 1186952014831, ИНН 6914020402; адрес: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Краностроителей, дом 32, кабинет 40; далее - ООО "Теплосервис), общество с ограниченной ответственностью "Мега ресурс" (ОГРН 1126914000872, ИНН 6914016460; адрес: 172388, Тверская область, город Ржев, улица Рабочая, дом2а; далее - ООО "Мега ресурс), общество с ограниченной ответственностью "Ржев Тепло" (ОГРН 1176952003051, ИНН 6914019372; адрес: 172390, Тверская область, город Ржев, площадь Советская, дом 16, помещение 206; далее - ООО "Ржев Тепло").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2020 года по делу N А66-1688/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что именно потребитель, а не гарантирующий поставщик обязан обеспечить подачу абонентам, подключенным к его сетям, которые своевременно оплачивают используемые энергетические ресурсы, необходимый для них объем. Считает, что судом не исследована законность направления уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в адрес ООО "Теплосервис", ООО "Ржев Тепло" в связи с наличием задолженности.
Прокуратура в возражениях на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между АО "АтомЭнергоСбыт" и управляющей организацией - ООО "Мега ресурс" 01.01.2016 заключен договор энергоснабжения N 6960000380 на общедомовые нужды многоквартирных домов, сроком действия с 01.01.2016 по 31.12.2016, с возможностью дальнейшей пролонгации, с обязанием ООО "Мега ресурс" оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
Между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Теплосервис" 09.01.2019 заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 69960301328 для собственных бытовых и (или) производственных нужд, сроком действия с 01.01.2019, с обязанием ООО "Теплосервис" оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
Между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Ржев Тепло" 01.03.2018 заключен договор энергоснабжения (для категории прочие потребители) N 6960000435 для собственных бытовых и (или) производственных нужд, сроком действия с 01.03.2018, с обязанием ООО "Ржев Тепло" оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
Поскольку по ООО "Теплосервис" образовалась задолженность за период с января 2019 года по сентябрь 2019 года, по ООО "Мега ресурс" образовалась задолженность за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года, по ООО "Ржев Тепло" образовалась задолженность за период с марта 2019 года по октябрь 2019 года АО "АтомЭнергоСбыт" принято решение о введении в вышеуказанных организациях ограничения режима потребления электроэнергии.
В адрес ООО "Теплосервис", ООО "Мега ресурс", ООО "Ржев Тепло" направлены уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии с предупреждением о том, что невыполнение требования влечет привлечение к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В уведомлении указано на необходимость в указанные сроки погасить задолженность в полном объеме, в случае неоплаты долга обществам предложено самостоятельно ввести сначала частичное, а затем полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки, сообщено, что если общества не введут режим ограничения, то исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения электроустановок.
В отношении ООО "Теплосервис", ООО "Мега ресурс", ООО "Ржев Тепло" составлены акты о проверке самостоятельного введения режима потребления электроэнергии, согласно которым обществами не выполнено требование о самостоятельном ограничении режима потребления, о чем свидетельствует наличие постоянной нагрузки.
Межрайонной прокуратурой рассмотрено три обращения руководителя Ржевского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" Марусяк Т.А. о привлечении ООО "Теплосервис", руководителя ООО "Теплосервис", руководителя ООО "Мега ресурс", руководителя ООО "Ржев Тепло" к административной ответственности по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ в связи с невыполнением требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии.
По результатам рассмотрения обращения прокуратурой отказано в возбуждении дел о привлечении указанных обществ и руководителей к административной ответственности по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, и в отношении заявителя 17.12.2019 вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором предложено в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, рассмотреть настоящее представление с участием работника межрайонной прокуратуры.
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
Статьей 22 Закона N 2202-1 предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае прокуратурой на основании обращения заявителя в соответствии с указанными нормами проведена проверка общества.
Установив, что АО "АтомЭнергоСбыт" совершило действия, а именно: предложило обществам ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии по всем точкам поставки независимо от действий исполнителя (субисполнителя) по вводу ограничения путем отключения своих электроустановок согласно уведомлениям, которые являются незаконными, прокурор в рамках предоставленных ему Законом N 2202-1 полномочий вынес оспариваемое представление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Основания для ограничения режима потребления электрической энергии установлены в пункте 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Пунктом 3 Правил N 442 установлено, что ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.
В силу абзаца двенадцатого пункта 5 Правил N 442 в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых заключен соответствующий договор, по всем точкам поставки, указанным в этом договоре, а в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - по всем точкам поставки, указанным в договоре, прекращение обязательств по которому явилось основанием для введения этого ограничения.
Из изложенного следует, что ограничение режима потребления электрической энергии в связи с образованием задолженности по оплате электрической энергии возможно только в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых заключен соответствующий договор.
В соответствии с абзацем шестым пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Пунктом 7 Правил N 442 установлено, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.
Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, Правила N 442 предусматривают возможность введения ограничения потребления электрической энергии путем самостоятельного ограничения режима потребления.
Как установлено судом первой инстанции, между АО "АтомЭнергоСбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Мегаресурс" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2016 N 6960000380.
По условиям договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, исполнителю на общедомовые нужды (далее - ОДН) многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется поставка электрической энергии и указанных в приложении 1 к договору (пункт 1.1 договора). Исполнитель обязан производить оплату поставляемой электрической энергии на ОДН (пункт 3.1.5 договора).
Порядок расчетов изложен в разделе 5 договора.
Согласно пункту 3.2.7 договора исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать потребителям подачу электрической энергии в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Приложением 1 к договору установлен перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется поставка электрической энергии.
Согласно подпункту "п" пункта 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 114 Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
Пунктом 117 упомянутых Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Иных случаев ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги в Правилах N 354 не содержится.
Пунктом 119 тех же Правил установлен порядок ограничения или приостановления предоставления исполнителем коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
Согласно абзацам первому и третьему пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В силу пункта 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В связи с наличием непогашенной задолженности ООО "Мегаресурс" по оплате за электроэнергию на общедомовые нужды перед обособленным подразделением "ТверьАтомЭнергоСбыт" в размере 483 054,53 руб. АО "АтомЭнергоСбыт" направило в адрес ООО "Мегаресурс" уведомление от 29.11.2019 N 702118 "О введении ограничения режима потребления электроэнергии", в котором указало на необходимость погасить задолженность в полном объеме, в случае неоплаты долга предложило самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки, сообщило, что если ООО "Мега ресурс" не введет режим ограничения, то после 12 час 00 мин 13.12.2019 исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения электроустановок.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что если режим ограничения потребления электроэнергии будет введен, то неминуемо пострадают добросовестные потребители.
Кроме того, суд верно отметил, что, заключив договор энергоснабжения, ООО "Мега ресурс" не стало потребителем электроэнергии, использовало её исключительно на нужды жителей - ОДН.
Податель жалобы не обосновал, каким образом можно обеспечить техническую возможность ввести ограничения по электроснабжению в части ОДН в отношении добросовестных потребителей.
Отключение электроэнергии неизбежно повлечет за собой нарушение прав граждан-потребителей, вносящих оплату за потребленную электроэнергию, в том числе при отключении либо полном ограничении потребления электроэнергии, используемой на ОДН, включая подъезды и придомовую территорию.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал требования прокуратуры, изложенные в оспариваемом представлении в отношении ООО "Мега ресурс" об устранении нарушений закона, законными и обоснованными.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2020 по делу N А66-524/2020.
В связи с этим выводы прокуратуры о том, что общество при направлении уведомления от 29.11.2019 о введении ограничения режима потребления электроэнергии нарушило статью 38 Закона N 35-ФЗ, пункты 121, 122 Правил N 354, коллегией судей признаются верными.
Доводы апеллянта о том, что именно потребитель, а не гарантирующий поставщик обязан обеспечить подачу абонентам, подключенным к его сетям, которые своевременно оплачивают используемые энергетические ресурсы, необходимый для них объем, коллегией судей не принимаются, поскольку потребителями электрической энергии на ОДН в данном случае являются граждане, а не ООО "Мегаресурс".
Также судом первой инстанции установлено, что между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Теплосервис" 09.01.2019 заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 69960301328 для собственных бытовых и (или) производственных нужд, между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Ржев Тепло" 01.03.2018 заключен договор энергоснабжения (для категории прочие потребители) N 6960000435 для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Поскольку по ООО "Теплосервис" образовалась задолженность за период с января 2019 года по сентябрь 2019 года, по ООО "Ржев Тепло" образовалась задолженность за период с марта 2019 года по октябрь 2019 года АО "АтомЭнергоСбыт" принято решение о введении в вышеуказанных организациях ограничения режима потребления электроэнергии.
В адрес ООО "Теплосервис", ООО "Ржев Тепло" направлены уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии с предупреждением о том, что невыполнение требования влечет привлечение к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
В адрес ООО "Теплосервис" направлено уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 02.10.2019 N 698691, согласно которому ООО "Теплосервис" обязано самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления не позднее 12 час 00 мин 15.10.2019 до уровня технологической брони и не позднее 12 час 00 мин 21.10.2019 до уровня аварийной брони, далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки, после 12 час 00 мин 21.10.2019 исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения приведенных в письме электроустановок (том 1, листы 113, 114).
В адрес ООО "Ржев Тепло" направлено уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 07.11.2019 N 700832, согласно которому ООО "Ржев Тепло" предложено оплатить задолженность, в случае неоплаты указано, что названное общество обязано самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления не позднее 12 час 00 мин 02.12.2019, далее ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии, после 12 час 00 мин 02.12.2019 исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путем отключения приведенных в письме электроустановок (том 1, лист 148 оборот, 149).
Начальник электроинспекции общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Региональная сетевая организация" Щеголихин А.С. 21.10.2019 в 12 час 20 мин составил акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии. Согласно акту потребителем ООО "Теплосервис" не выполнено требование о самостоятельном ограничении режима потребления, о чем свидетельствует контроль нагрузки согласно индикации на ЖКИ прибора учета, нагрузка на момент проверки составляет 300 кВт*ч (том 1, лист 45).
Судом установлено, что 02.12.2019 в 13 час 00 мин, 02.12.2019 в 13 час 30 мин, 02.12.2019 в 14 час 00 мин, 02.12.2019 в 14 час 30 мин, 02.12.2019 в 15 час 00 мин, 02.12.2019 в 16 час 00 мин мастер ОУЭ и ОП Филиала публичного акционерного общества (далее - ПАО) "МРСК Центра-Тверьэнерго" Ржевский РЭС г. Ржев Мустян Ю.О. составил 6 актов о введении ограничения режима потребления электрической энергии. Согласно вышеуказанным актам потребителем ООО "Ржев Тепло" не выполнено требования о самостоятельном ограничении режима потребления, о чем свидетельствует наличие постоянной нагрузки (том 1, листы 48-53).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии нарушений при составлении указанных актов, при этом руководствовался следующим.
В силу пункта 12 раздела II Правил N 442 инициатор введения ограничения вправе осуществлять контроль соблюдения потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного ограничения режима потребления. Контроль соблюдения потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного ограничения режима потребления осуществляется путем проведения проверок введенного ограничения режима потребления.
Перечень информации, которая должна содержаться в акте проверки о введении ограничения режима потребления, закреплен в пункте 12(4) Правил N 442.
Пунктом 13 Правил N 442 установлено, что о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).
Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.
При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.
Как следует из представленных в межрайонную прокуратуру материалов, акт от 21.10.2019 о введении ограничения режима потребления электрической энергии составлен и подписан только представителем ООО "Региональная сетевая организация" в отсутствие уполномоченного представителя ООО "Теплосервис", без привлечения двух незаинтересованных лиц, то есть носит односторонний характер.
Акты от 02.12.2019 о введении ограничения режима потребления электрической энергии составлены и подписаны только представителем Филиала ПАО "МРСК Центра-Тверьэнерго" Ржевский РЭС г. Ржев в отсутствие уполномоченного представителя ООО "Ржев Тепло", без привлечения двух незаинтересованных лиц, то есть носят односторонний характер. Акты от 02.12.2019 в нарушение пункта 12.4 Правил N 442 не содержат информацию об адресе организации, в отношении которой введено ограничение потребления электроэнергии, ее идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц; номере, показаниях приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12.1 настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время введения ограничения режима потребления.
Таким образом, суд согласился с выводами прокуратуры о том, что указанные акты о введении ограничения режима потребления электрической энергии составлены с существенными нарушениями пунктов 12, 13 Правил N 442, следовательно, не могут являться надлежащим доказательством несоблюдения ООО "Теплосервис", ООО "Ржев Тепло" введенного в отношении них режима по самоограничению энергопотребления.
Полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии вводится инициатором введения ограничения в строгом соответствии с Правилами N 442.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, составление актов о введении ограничения потребления электроэнергии с нарушениями требований, предусмотренных Правилами N 442, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении инициатором введения ограничения потребления электроэнергии (АО "АтомЭнергоСбыт") контрольных мероприятий в части ограничения потребления электроэнергии, что является недопустимым.
Доводы апеллянта о том, что судом не исследована законность направления уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в адрес ООО "Теплосервис", ООО "Ржев Тепло" в связи с наличием задолженности, коллегией судей не принимаются, поскольку суд оценивал законность выданного предупреждения в отношении выводов прокуратуры по соблюдению порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал требования прокуратуры в отношении ООО "Теплосервис", ООО "Ржев Тепло", изложенные в оспариваемом представлении об устранении нарушений закона, законными и обоснованными, права и интересы заявителя не нарушенными.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2020 года по делу N А66-1688/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1688/2020
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Прокуратура Тверской области
Третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт", ООО "Мега ресурс", ООО "Ржев Тепло", ООО "Теплосервис"