г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-59517/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиев,
судей Н.И. Левченко, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Г. Кургановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года по делу N А40-59517/20, принятое судьей Мурашовой К.С., по иску ООО "Гринлайт" к ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Солошенко Е.А. по доверенности от 23.12.2019
от ответчика: Головко С.Г. по доверенности от 14.02.2020
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гринлайт" обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" о взыскании долга в размере 1 749 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил возражения.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - ПАО "ТрансКонтейнер") и ООО "ГРИНЛАЙТ" заключен договор на оказание услуг транспортной экспедиции N ЦКП-841894 от 25.09.2018.
В рамках заключенного договора ООО "ГРИНЛАЙТ" оформлен заказ N 12159890 от 27.03.2019. Согласно условиям заказа ПАО "ТрансКонтейнер" обязалось оказать и организовать выполнение услуги по организации отправки контейнерного поезда 53х40ф по маршруту со станции отправления Базаиха Красноярской железной дороги до станции назначения Манчжурия (Китай) со сдачей контейнеров в Ченду.
Обязательства по оплате заказа ООО "ГРИНЛАЙТ" выполнило своевременно и в полном объеме (предварительная оплата внесена 28-29 марта 2019 г. в сумме 8 586 848 руб.).
Пунктом 2.1.7. Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции ПАО "ТрансКонтейнер" обязано обеспечить предоставление для перевозки грузов технически исправных и коммерчески пригодных транспортных средств, вагонов и/или контейнеров в количестве и сроки, а также пунктах, согласованных в заказе и/или определенных релизом.
Однако, ПАО "ТрансКонтейнер" не обеспечило для ООО "ГРИНЛАЙТ" своевременное предоставления оборудования по данному заказу (выдача контейнеров должна быть осуществлена в период с 12.04.2019 по 18.04.2019, согласованная дата отправки поезда 21.04.2019), соответственно, ООО "ГРИНЛАЙТ" не смогло своевременно обеспечить оборудованием своего заказчика. Фактическая выдача оборудования под заказ N 12159890 состоялась 01.05.2019.
О срыве сроков обеспечения оборудованием ООО "ГРИНЛАЙТ" уведомило ПАО "ТрансКонтейнер" письмом исх. N 214/2019 от 23.04.2019.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, перенос отправления контейнерного поезда с апреля на май 2019 года вызван исключительно действиями ПАО "ТрансКонтейнер".
В связи с переносом даты отправки поезда, Заказчику ООО "ГРИНЛАЙТ" пришлось изменить контракт поставки, номенклатуру груза и пункт назначения в Китае. Именно это обстоятельство привело к изменению депо сдачи порожних контейнеров. ООО "ГРИНЛАЙТ", как сторона в правоотношениях с ПАО "ТрансКонтейнер", с целью выполнения обязательств перед Заказчиком, было вынуждено инициировать частичное изменение Заказа, поменяв в нем депо сдачи контейнеров с Ченду на Ксиамень.
Таким образом, смена депо сдачи контейнеров вызвана действиями ПАО "ТрансКонтейнер".
Пунктом 4.8. Общих условий предусмотрено, что согласованные заказом условия оказания услуг могут быть изменены:
по соглашению сторон;
в одностороннем порядке: ТрансКонтейнером - в случаях, установленных Договором; Клиентом - в части условий, изменение которых не влияет на маршрут, срок оказания и стоимость услуг, условия перевозки.
Изменения в согласованный заказ оформляются путем направления уточняющей информации к заказу.
ООО "ГРИНЛАЙТ" заблаговременно известило ПАО "ТрансКонтейнер" о необходимости смены депо.
Действия ООО "ГРИНЛАЙТ" по изменению Заказа напрямую зависели от действий ПАО "ТрансКонтейнер" и были вынужденной мерой.
Согласно заказу N 12159890 от 27.03.2019 в ставку включено:
плечо Красноярск - Базаиха, терминал ПАО "ТрансКонтейнер":
-погрузочно-разгрузочные работы (груженый контейнер); погрузочно-разгрузочные работы (порожний контейнер);
плечо Базаиха, терминал ТК - Забайкальск, терминал ТК:
-жд тариф (Россия); предоставление тк (Россия); сбор за формирование контейнерного поезда; сбор по графику;
плечо Манчжурия, терминал на станции Чендудун (Ченду), терминал на станции:
- сбор за очистку контейнера; сдача контейнера.
Таким образом, ПАО "ТрансКонтейнер" на станции Базаиха осуществляет оформление контейнерного поезда, то есть принимает контейнеры для перевозки и осуществляет прием груза к перевозке.
В железнодорожных накладных (отправки N 27215314, 27215149, 27215079, 27215222 от 15.05.2019) в качестве станции назначения указана Nankang China. В графе 3 железнодорожных накладных даны указания грузополучателю на возврат порожних 40-футовых контейнеров собственности ПАО "ТрансКонтейнер" в депо Xiamen (Ксиамень).
Следовательно, фактически действиями по оформлению контейнерного поезда ПАО "ТрансКонтейнер" согласовало ООО "ГРИНЛАЙТ" смену депо сдачи контейнеров.
Факт согласования ПАО "ТрансКонтейнер" смены депо сдачи контейнеров с Ченду на Ксиамень также подтверждается письмами от 27.05.2019 N ЦКППЕвр-1/3310, от 17.07.2019 N ЦКП/2416.
С учетом вышеизложенного, ПАО "ТрансКонтейнер" фактически согласовало ООО "ГРИНЛАЙТ" смену депо сдачи контейнеров с Ченду на Ксиамень, вместе с тем, не согласовало изменение стоимости Заказа в соответствии с тарифами iSales.
Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В пункте 1 Общих условий определено, что по договором понимается договор транспортной экспедиции, согласно которому ТрансКонтейнер принимает на себя обязательства оказать и/или организовать по поручению Клиента услуги, связанные с перевозкой груза, а Клиент обязуется принять их и оплатить. Под термином "Договор" понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый сторонами на бумажном носителе, являющиеся неотъемлемой частью договора общие, специальные и коммерческие условия, перечень услуг, заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения сторон. Подписанием договора на бумажном носителе клиент подтверждает свое согласие на применение к отношениям сторон положений, изложенных в общих, специальных и коммерческих условиях, размещенных в свободном доступе на Веб-сайте и информационных стендах ТрансКонтейнера.
Общие, специальные условия, а также коммерческие условия, применимые для неограниченного круга лиц, разработаны в соответствии с законодательством и находятся в свободном доступе на Веб-сайте и информационных стендах ТрансКонтейнера.
Согласно пункту 1 Общих условий, Заказ - письменное поручение Клиента ТрансКонтейнеру, оформляемое (как правило, в электронной форме) в порядке, установленном договором. Заказ должен содержать достоверную информацию, необходимую ТрансКонтейнеру для оказания услуг, определяет перечень Услуг и коммерческие условия. Заказом определяется стоимость услуг, изменение которой допускается на условиях, определенных договором.
В соответствии с пунктом 1 Общих условий Личный кабинет - это персональный раздел клиента на Веб-сайте, в котором клиент имеет возможность, в том числе, рассчитать стоимость услуг.
В силу пункта 3.4. Общих условий одной из основных функций личного кабинета является получение клиентом информации о перечне и стоимости услуг ТрансКонтейнера.
Пунктом 5.1. Общих условий предусмотрено, что стоимость услуг рассчитывается по установленным ТрансКонтейнером ставкам.
Расчет стоимости услуг осуществляется в Личном кабинете с использованием информационной системы ТрансКонтейнера (пункт 5.2. Общих условий).
Согласно информации сайта ПАО "ТрансКонтейнер" iSales - это уникальный онлайн-сервис, с помощью которого возможно заказать у ПАО "ТрансКонтейнер" услугу контейнерной перевозки. Сервис позволяет самостоятельно рассчитать стоимость услуг, оформить заказ, оплатить заказанные услуги (в том числе при помощи банковской карты), отслеживать статус исполнения заказа, в режиме реального времени контролировать местонахождение контейнера, иметь доступ к документации по договору. С помощью iSales Вы получите доступ к широкому перечню услуг и информации об их стоимости.
С учетом вышеизложенного, договор транспортной экспедиции, заключаемый с ПАО "ТрансКонтейнер" является публичным договором.
Следовательно, стоимость услуг является равной для всех и определяется с учетом тарифов, размещенных на сайте ПАО "ТрансКонтейнер".
ООО "ГРИНЛАЙТ" в личном кабинете на сайте ПАО "ТрансКонтейнер" был оформлен заказ N 12159890 от 27.03.2019.
Заказ N 12159890 от 27.03.2019 на отправку контейнерного поезда со сдачей контейнеров в Ченду подавался по ставке 162016 руб. за 40' (53х40'= 8 586 848 руб.) без применения торговой надбавки (то есть расчет произведен по тарифам iSales, размещенным на сайте ПАО "ТрансКонтейнер").
В соответствии с тарифами iSales стоимость отправки контейнерного поезда 53х40' по заказу N 12159890 со сдачей порожних контейнеров в Ксиамень составляет 53 х 129 016 = 6 837 848 руб.
Таким образом, на стороне ПАО "ТрансКонтейнер" образовалась переплата по заказу N 12159890 на сумму 1 749 000 руб. (8 586 848 руб. - 6 837 848 руб.).
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Из пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" вытекает обязанность экспедитора при оказании услуг исходить из интересов клиента.
В связи с тем, что цена услуг, оказываемых ПАО "ТрансКонтейнер" является публичной, при изменении пункта назначения (согласования смены депо сдачи контейнеров) происходит изменение стоимости транспортно-экспедиционных услуг.
С учетом согласования ПАО "ТрансКонтейнер" изменения депо сдачи контейнеров по заказу N 12159890 от 27.03.2019, экспедитор обязан согласовать изменение стоимости услуг Экспедитора.
В соответствии с пунктом 5.11 Общих условий в случае отказа Клиента от услуг полностью или частично, а также в случае переплаты, перечисленные денежные средства по письменному требованию Клиента возвращаются ему в течение 30 календарных дней с момента предъявления письменного требования или могут быть использованы в качестве аванса за последующие услуги.
Претензией от 26.11.2019 исх. N 713/2019 истец потребовал от ответчика возвратить излишне уплаченные по заказу N 12159890 от 27.03.2019 денежные средства в сумме 1 749 000 руб.
Письмом от 09.10.2019 N ЦКП/3613 ПАО "ТрансКонтейнер" отказало в удовлетворении претензии.
В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы заявителя подлежат отклонению.
Письмом от 23.04.2019 г. Ответчик был уведомлен о том, что своими действиями по неподаче контейнеров в согласованный срок срывает условия контракта Истца с его клиентом.
В представленных Истцу ответах 17.07.2019 г. и 27.05.2019 г., а также от 09.10.2019 Ответчик письменно согласовал изменение маршрута перевозки и депо сдачи порожних контейнеров, что не может быть признано односторонним изменением Истцом маршрута перевозки.
При этом, как верно отмечено судом, договор транспортной экспедиции, заключаемый Ответчиком является публичным. В таком случае Ответчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. В силу п.3.4 Общих условий предусмотрено, что стоимость услуг рассчитывается по установленным ПАО "ТрансКонтейнер" ставкам, рассчитанным в режиме реального времени.
В связи с тем, что цена услуг оказываемых Ответчиком является публичной, при изменении пункта назначения (депо сдачи контейнеров) происходит изменение стоимости транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, переплата по заказу N 12159890 на сумму 1 749 000 руб. образовалась исключительно вследствие неправомерных действий Ответчика, которым был нарушен график подачи оборудования. Данный факт Ответчиком в судебном заседании был подтвержден.
Оказывая комплекс услуг Ответчик, в том числе осуществлял оформление контейнерного поезда.
Организатор контейнерного поезда - юридическое лицо (грузоотправитель. экспедитор, оператор подвижного состава или иное лицо), уполномоченное грузоотправителем (грузоотправителями) на решение вопросов по согласованию условий и организации перевозки, формированию контейнерного поезда, при необходимости, заключившее договор с перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта (Регламент организации контейнерных поездов. утвержденный Старшим вице-президентом ОАО "РЖД" А.Краснощек от 31 декабря 2014 года N 523).
Формирование контейнерного поезда па железнодорожных путях общего пользования, расположенных на станциях и на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется по соглашению между перевозчиком и организатором контейнерного поезда на организацию контейнерного поезда.
В целях отправления контейнерного поезда подана заявки N 0031378076 (форма ГУ-12) В графе "Примечание" указан код ОКПО ПАО "ТрансКонтейнер", а также сведения о соглашении на организацию контейнерного поезда между ОАО "РЖД" и ПАО "ТрансКонтейнер".
В приложении N 1 к договору от 31.07.2006 N 26/417 (в редакции Дополнительного соглашения N22 от 20.02.2019) указано, что на станции Базаиха Красноярской железной дороги расположен контейнерный терминал ПАО "ТрансКонтейнер".
Отправка контейнерного поезда по заявке N 0031378076 (форма ГУ-12) осуществлялась с контейнерного терминала ПАО "ТрансКонтейнер". расположенного на станции Базаиха.
Согласно скриншоту страницы программы ЭТРАН ПАО "ТрансКонтейнер" согласована заявка на перевозку N 0031378076 (форма ГУ-12).
В железнодорожных накладных (отправки N 27215314, 27215149, 27215079, 27215222 от 15.09.2019 г.) в качестве назначения указана Nankang China. В графе 3 железнодорожных накладных даны указания грузополучателю на возврат порожних 40-фунтовых контейнеров собственности ПАО "ТрансКонтейнер" в депо Xiamen (Ксиамень).
Фактически своими действиями по оформлению контейнерного поезда ПАО "ТрансКонтейнер" согласовало Истцу смену сдачи контейнеров.
Пунктом 2.2.1. Общих условий предусмотрено, что ПАО "ТрансКонтейнер" вправе проверять достоверность представленных Клиентом информации и документов, необходимых для исполнения ТрансКонтейнером своих обязательств по Договору, в том числе информации о свойствах Груза, об условиях его перевозки, а также соблюдение Клиентом согласованных в Заказе условий пользования вагонами и/или контейнерами ТрансКонтеннера.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О транспортно-экспедипионной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
В железнодорожных накладных (отправки N 27215314, 27215149, 27215079, 27215222 от 15.05.2019) в графе "Наименование груза" имеется отметка "Контейнерный поезд Договор N 6 от 24.08.18".
Поскольку ООО "ГРИНЛАЙТ" не является стороной договора N 6 от 24.08.18. следовательно, отметка в графе "Наименование груза" могла быть проставлена исключительно ПАО "ТрансКонтейнер". Истец технически не имел возможности совершить такие действия. Утверждение Ответчика о заключении истцом договора перевозки с ОАО "РЖД" является необоснованным.
Истец, в рамках договора ТЭО, обратился непосредственно к Ответчику (по договору - Экспедитору), который принял на себя обязательства оказать комплекс услуг. Услуга по оформлению транспортных накладных, а также проверки сведений является обязанностью Экспедитора - Ответчика.
В силу положений раздела 1 Общих условий. Ответчик выполняет отдельные функции перевозчика на железнодорожном транспорте по поручению ОАО "РЖД" на основании соответствующего договора о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и ТрансКонтейнером. Деятельность ТрансКонтейнера при выполнении указанных функций регулируется законодательством на железнодорожном транспорте.
ТрансКонтейнер, выполняя функции перевозчика, в отдельных случаях, при заключении и исполнении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, является одновременно представителем перевозчика на железнодорожном транспорте (в части выполняемых функции) и Клиента (при: Заказе соответствующих Услуг).
Ответчик считает, что в рассматриваемом случае Истцу необходимо было заявить отказ от согласованного сторонами Заказа, в свою очередь Ответчик не стал бы применять штрафные санкции.
Такая позиция Ответчика стала известной Истцу только после подачи искового заявления. Ранее такой вариант разрешения ситуации ответчиком не предлагался. Как верно отмечено судом, со стороны Ответчика дополнительных соглашений, писем с предложением Истцу урегулировать таким образом сложившуюся ситуацию не поступало.
Кроме того, размещение нового заказа более поздний период привело бы к изменению его стоимости относительно той цены. на который был оформлен заказ N 12159890. Истец рассчитывал получить услугу за оказанную стоимость, но не получил ввиду ненадлежащего исполнения своих обязательств Ответчиком
С учетом согласования Ответчиком депо сдачи контейнеров по заказу N 12159890 от 27.03.2019 г. Экспедитор обязан был согласовать изменение стоимости услуг Экспедитора.
Поскольку стоимость услуги зависела именно от терминала сдачи контейнеров в Китае, на стороне ПАО "ТрансКонтейнер" по заказу N 12159890 образовалась переплата в сумме 1 749 000 руб., которую Ответчик незаконно удерживает.
В соответствии с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации ст. 307) при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимна оказывая содействие для достижения цели обязательств, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Договор ТЭО, в рамах которого сотрудничают Истец и Ответчик заключен на условиях Ответчика, в большей степени защищают интересы Ответчика и являются обременительными для Истца. Согласно п.4 ст 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона вправе при этом заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании ст. 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по ст. 169 ГК РФ. Истец в правоотношениях с Ответчиком является более слабой стороной и толкование условий договора необходимо толковать в пользу Истца.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 августа 2020 года по делу N А40-59517/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59517/2020
Истец: ООО "ГРИНЛАЙТ"
Ответчик: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"