г. Вологда |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А05-5870/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе Типкова Р.В. по доверенности от 13.05.2020 N 29/2897,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 сентября 2020 года по делу N А05-5870/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица В.И. Ленина, дом 12; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - управление, управление Росимущества) о признании незаконным распоряжения от 18.03.2020 N 63 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: акционерное общество "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" (ОГРН 1068383003325, ИНН 2983004475; адрес: 166000, Ненецкий Автономный округ, город Нарьян-Мар, переулок Аэропортовский, дом 1, здание а; далее - общество, АО "Нарьян-Марский ОАО").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает, что судом не принят во внимание факт вынесения управлением распоряжения от 18.03.2020 N 63 без учета волеизъявления органа местного самоуправления.
Общество в отзыве считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Администрация и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления по Ненецкому автономному округу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2005 N 27-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" ФГУП "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд", расположенное по адресу: г. Нарьян-Мар, аэропорт, приватизировано путем преобразования в ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд", утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса согласно приложению N 1 и утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса согласно приложению N 2.
Согласно приложению N 2 к данному распоряжению общежитие, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Южная, д.16б, общей площадью 1 285,2 кв.м (далее - общежитие, объект недвижимости), не вошло в уставный капитал ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд". В качестве планируемого дальнейшего использования указанного объекта определено передача его в собственность городского округа "Город Нарьян-Мар" (муниципальная собственность).
Письмом от 24.07.2019 N 5205, направленным в адрес главы города Нярьян-Мара, управление Росимущества предложило передать общежитие в собственность МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", поскольку здание относится к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначении и на основании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ, Закон о приватизации) объект не вошел в перечень объектов, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд", а также в связи с тем, что рассматриваемый объект не может находиться в собственности Российской Федерации.
По результатам рассмотрения поступившего предложения администрация направила управлению письмо от 08.08.2019 N 4620/01-26, в котором указала на отсутствие у управления права распоряжаться многоквартирным жилым домом N 16б по ул. Южная в г. Нарьян-Мар, поскольку в нем зарегистрированы права иных собственников (граждан) на жилые помещения; собственникам жилых помещений в многоквартирном доме также принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Управление своим письмом от 30.10.2019 N 29/7233 вновь предложило администрации рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" объекта недвижимости.
Распоряжением управления от 18.03.2020 N 63 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", из приложения к которому следует, что в собственность МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" передано имущество, составляющее казну Российской Федерации, - общежитие (кадастровый номер 83:00:050012:133, площадь 1 256, 2кв.м), расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Южная, дом 16б.
Письмом от 18.03.2020 N 29/1674 управление уведомило администрацию о принятии решения о передаче в муниципальную собственность недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, приложив к нему указанное распоряжение от 18.03.2020 N 63 и передаточный акт.
Не согласившись с распоряжением управления от 18.03.2020 N 63, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (территориальный орган) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, утвержденным приказом Росимущества от 18.03.2016 N 100.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 названной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ к не подлежащим приватизации объектам относятся объекты жилищного фонда.
Согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В силу статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно выписке от 13.05.2020 из ЕГРН спорное здание общежития, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-Мар, ул.Южная, дом 16б, имеет кадастровый номер 83:00:050012:133 и назначение - жилое.
Таким образом, здание общежития относится к категории объектов жилищного фонда, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселения, на территории которого оно находится.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
В рассматриваемом случае вопреки доводам администрации и общества, обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое должно находиться в муниципальной собственности, следует из пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ и приложения N 3 к Постановлению N 3020-1.
Как отмечалось ранее, спорный объект не вошел в перечень объектов, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд".
Из пункта 2 статьи 30 Закона о приватизации следует, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 названной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В связи с этим, как верно отметил суд, в данном случае не требуется согласия администрации на безвозмездную ему передачу имущества
Следует также отметить, что по состоянию на 13.05.2020 в ЕГРН содержаться сведения о том, что собственником общежития является муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Доводы администрации о фактическом состоянии спорного объекта в рассматриваемом случае не имеют правового значения.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось основания для признания незаконным распоряжения управления от 18.03.2020 N 63 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, также обществом, изложенные в его отзыве, являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 сентября 2020 года по делу N А05-5870/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5870/2020
Истец: Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и
Третье лицо: АО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд"