город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2020 г. |
дело N А53-13523/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича: представитель Иванов Р.А. по доверенности от 15.11.2017,
остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 по делу N А53-13523/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича
(ИНН 610100222909 ОГРНИП 3066101066100026) к администрации Азовского района Ростовской области при участии третьего лица: дачного некоммерческого товарищества "Мичуринец-5" о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Борисов Алексей Яковлевич (далее - заявитель, ИП Борисов А.Я., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрация Азовского района Ростовской области (далее - администрация) о признании незаконным постановления администрации Азовского района от 17.04.2020 N 67 "Об отмене постановления администрации Азовского района от 18.10.2019 N 2215 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по коду классификатора "Магазины (4.4)" земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое товарищество "Мичуринец-5".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе предприниматель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, после регистрации права собственности на земельный участок у собственника возникают права на изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИП Борисова Алексея Яковлевича поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора; на вопрос суда представитель индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича пояснил, что спорный земельный участок находится в пределах Дачного некоммерческого товарищества "Мичуринец-5".
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район ДНТ "Мичуринец-5" ул. Центральная, д. 1.
В 2019 году ИП Борисов А.Я. обратился в комиссию по градостроительной деятельности администрации Азовского района с заявлением о проведении публичных слушаний по рассмотрению вопроса выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка по коду классификатора "Магазины (4.4)".
Администрация Азовского района по результатам публичных слушаний вынесла постановление от 18.10.2019 N 2215 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по коду классификатора "Магазины (4.4)" земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1".
17.04.2020 администрацией Азовского района вынесено постановление N 67 об отмене постановления N 2215 от 18.10.2019 по мотивам приведения нормативно-правовых актов Азовского района в соответствии с действующим законодательством, на основании протеста Азовской межрайонной прокуратуры от 08.04.2020 N 7-22-2020.
Полагая, что постановление администрации Азовского района от 17.04.2020 N 67 об отмене постановления от 18.10.2019 N 2215 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с положениями п. 6 - 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, являющимися составной частью Правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. п. 1, 2, 6 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. п. 1, 2, 8, 9 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее -разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (осуществлявшую деятельность по подготовке проекта правил землепользования и застройки).
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 ГрК РФ, с учетом положений ст. 39 ГрК РФ.
Из материалов дела следует, что администрацией Азовского района по результатам публичных слушаний, состоявшихся 03.09.2019, на основании заключения комиссии по вопросам градостроительной деятельности от 03.09.2019 издано постановление от 18.10.2019 N 2215 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по коду классификатора "Магазины (4.4.) земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичурнец-5, ул. Центральная, 1".
На основании данного постановления Борисовым А.Я. осуществлен учет изменений в Едином государственном реестре недвижимости основных характеристик земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичурнец-5, ул. Центральная, 1, в части изменения вида его разрешенного использования с "ведение дачного хозяйства" на "магазины".
Между тем, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, регламентирована ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ).
В соответствии со ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно положению п. 3, 12, пл. 5 п. 18, и. 19 ст. 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в том числе все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделение на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественны обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичны слушания, и предложения и замечания иных участников общественны: обсуждений или публичных слушаний.
К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождениям адрес - для юридических лиц).
Согласно протоколу от 03.09.2019 в публичных слушаниях приняло участие 67 человек.
Однако сведений, позволяющих идентифицировать лиц, принявших участие в публичных слушаниях, а также предложениях и замечаниях, поступивших от участников публичных слушаний, данный протокол не содержит.
Из материалов дела, а также пояснений третьего лица следует, что собственники смежных земельных участков не были уведомлены в установленном ст. 39 ГрК РФ порядке.
Кроме того, в силу п. 24 ст. 54 Федерального закона N 217-ФЗ от 29 июля 2017 года, изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Для целей применения в Федеральном законе от 29.07.2017 N 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Как установлено судом, решением от 04.03.1987 Азовским районным Советом народных депутатов был выделен земельный участок под коллективные сады, проведены работы по планировке садовых участков, проходов, проездов. Составлен акт и схема земельных участков ДНТ "Мичуринец".
19.06.1989 года согласно решению N 21 Азовским городским Советом народных депутатов было образовало и утверждено садовое товарищество "Мичуринец-5".
Постановлением главы администрации Азовского района от 12.02.1993 N 67 "О перерегистрации прав на земельный участок садоводческого товарищества "Мичуринец-5" за садоводческим товариществом "Мичуринец-5" закреплен земельный участок, расположенный на территории Ново-Александровского сельского совета для садоводства в бессрочное постоянное пользование общей площадью 22,22 га. Выдан государственный акт N РО-01-000202, а также акт размеров и точных границ землепользования садового товарищества "Мичуринец-5".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 61:01:0501701:1343 СТ "Мичуринец-5 - располагаемся на земельном участке с категорией: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно распоряжению N 60 от 01.03.2012 года схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка утверждена из категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласно Выписке из правил землепользования и застройки территории Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области N 370 от 09.04.2018 года, земельный учи ток, расположенный по адресу Ростовская область, Азовский район ДНТ "Мичурницец-5", кадастровый квартал 61:01:0501701, согласно прилагаемой схеме расположения, входит в состав зоны сельскохозяйственного использования (О -1).
Таким образом, земельный участок был предоставлен садоводческому товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ. Земельный участок с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, принадлежащий заявителю, образован из земельного участка, предоставленного ранее садоводческому товариществу. 29.04.2010 данный участок был приобретен Борисовым А.Я. по договору купли-продажи N 171а от 29.04.2010, расположен на территории садоводческого товарищества "Мичуринец5".
На основании изложенного, с учетом нарушения порядка назначения и проведения публичных слушаний, с учетом запрета на изменение вида разрешенного использования данного участка в силу п. 24 ст. 54 Федерального закона N 217-ФЗ от 29 июля 2017 года, администрацией правомерно принято постановление от 17.04.2020 N 67 "Об отмене постановления администрации Азовского района от 18.10.2019 N 2215 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования по коду классификатора "Магазины (4.4)" земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1".
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 по делу N А53-13523/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13523/2020
Истец: Борисов Алексей Яковлевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЗОВСКОГО РАЙОНА, Администрация Азовского района Ростовской области
Третье лицо: Дачное некоммерческое товарищество "Мичуринец-5", ДНТ "Мичуринец-5"