город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2020 г. |
дело N А53-7012/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Департамента потребительского рынка Ростовской области: представитель Ковалева М.А., по доверенности от 17.09.2020 N Д111, паспорт;
от ООО "Производственно-коммерческая фирма "АНИ": представитель Маргарян А.Э., по доверенности от 11.02.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительского рынка Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.08.2020 по делу N А53-7012/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" (ИНН 6168035220, ОГРН 1026104370786)
к Департаменту потребительского рынка Ростовской области (ИНН 6164301470,
ОГРН 1116195000536)
при участии третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области, Федеральной налоговой службы Российской Федерации
об оспаривании отказа в предоставлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" (далее - заявитель, ООО "ПКФ "АНИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании отказа Департамента потребительского рынка Ростовской области (далее - департамент) в предоставлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2020 суд признал недействительным отказ Департамента потребительского рынка Ростовской области в предоставлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ", оформленный распоряжением от 06.12.2019 N 1640 и обязал Департамент потребительского рынка Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного принятия документов от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" на получение лицензии.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент потребительского рынка Ростовской области обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что департамент, получивший от налогового органа справку о наличии у общества неисполненного налогового обязательства, на основании подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ отказал обществу в предоставлении лицензии, оснований для принятия иного решения у лицензирующего органа не имелось. Задолженность образовалась в связи с некорректным указанием обществом данных КБК при заполнении платежного поручения от 09.03.2017 N 25, на основании которого пеня по страховым взносам на ОПС ошибочно была перечислена на счет налоговой инспекции. Указанная задолженность была погашена обществом добровольно 08.11.2019 после подачи заявления в департамент о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" поступило ходатайство о приобщении решения МИФНС N 24 по Ростовской области от 17.12.2019 N 116048 по вопросу уточнения кода бюджетной классификации, указанного в платежном поручении от 09.03.2017 N 25 на сумму 28,02 руб. по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 (КБК 18210202010062100160) на код бюджетной классификации пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 (КБК 18210202010062110160).
Суд протокольным определением приобщил дополнительные документы к материалам дела, учитывая разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
В судебном заседании представитель Департамента потребительского рынка Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "ПКФ "АНИ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.11.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на торговом объекте (кафе) расположенном по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, д. 112/55, литер Г, 1 этаж, комнаты N N 14,3,47.241768,39.614734 (срок действия выданной ранее лицензии серия ПРО N 004651, регистрационный номер 61-4305779 истек 31.10.2019).
Распоряжением департамента от 06.12.2019 N 1640л обществу отказано в продлении срока действия лицензии на основании подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Закона N171-ФЗ, в связи с наличием у него на дату подачи заявления задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов.
Полагая, что отказ департамента в продлении лицензии является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрена выдача лицензии на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемых им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия лицензии и копии документа об уплате государственной пошлины, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в том числе, наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
В соответствии с абзацем 3 пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что выявление лицензирующим органом наличия у лица, обратившегося с заявлением о продлении лицензии, задолженности на дату поступления в лицензирующий орган заявления по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации - налогу, пени или штрафу, является основанием для отказа в данном продлении.
Задолженность, препятствующая принятию решения о продлении срока действия лицензии, может наличествовать как по налогу, так и по пеням или штрафам. Задолженность по ним может быть, как в отдельности, так и в совокупности.
При этом, согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" размер задолженности юридического значения не имеет.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента потребительского рынка по Ростовской области от 06.12.2019 N 1640л в предоставлении лицензии ООО "ПКФ "АНИ" отказано.
Единственным основанием отказа в продлении лицензии, как следует из оспариваемого распоряжения, явилось применение подпункта3 пункта 9 статьи 19 ФЗ от 22.11.1995 N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171 -ФЗ), а именно:
- наличие у заявителя на первое число и не погашенной на дату поступления заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
ООО "ПКФ "АНИ" представило все документы, необходимые для получения лицензии в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционной коллегией не принимается довод Департамента о том, что получив от налогового органа справку о наличии у общества неисполненного налогового обязательства, на основании подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ отказал обществу в предоставлении лицензии, поскольку оснований для принятия иного решения у лицензирующего органа не имелось.
07.11.2019 после перепроверки всех налоговых платежей, а также получения в налоговой инспекции информации об отсутствии у общества задолженности по состоянию на 01.11.2019 обществом в Департамент потребительского рынка Ростовской области были поданы документы, необходимые для получения лицензии.
Однако после подачи документов в департамент получена справка МИФНС N 24 по Ростовской области N 2498149, согласно которой по состоянию на 01.11.2019 налогоплательщик ООО ПКФ "АНИ" имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах.
В связи с получением данной информации о наличии задолженности общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении информации по имеющейся задолженности.
Согласно справке N 2553446 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.11.2019 ООО ПКФ "АНИ" имеет переплату по налогам, сборам и страховым взносам в сумме 16 516,29 руб., по пене переплата составляет 199,44 руб., а также имеется недоимка по пене по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13,71 руб.
29.11.2019 общество обратилось с заявлением в МИФНС N 24 по Ростовской области с просьбой с учетом имеющихся переплат по другим налогам в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ произвести зачет излишне уплаченного налога, пени в счет погашения недоимки и выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней по состоянию на 01.11.2019.
29.11.2019, организация также обратилась с обращением в департамент с просьбой учесть имеющиеся переплаты ООО ПКФ "АНИ" по другим налогам и сборам на дату 01.11.2019, и в связи с этим, фактически не имеет не выполненных обязанностей перед бюджетом РФ, и не отказывать в выдаче лицензии.
С учетом полученных ответов из налоговой инспекции о наличии задолженности организация обратилась в Пенсионный фонд для сверки расчетов.
В ходе проверки выяснилось, что 09.03.2017 платежным поручением от 09.03.2017 N 25 ООО ПКФ "АНИ" в бюджетную систему на счет налоговой инспекции была перечислена пеня по страховым взносам на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме 28,02 руб. с указанием неправильного кода бюджетной классификации. Иных ошибок в платежном поручении не было.
После предоставления в МИФНС N 24 по Ростовской области указанной информации, налоговый орган самостоятельно провел исправление КБК. Корректировка прошла по состоянию на 09.03.2017 в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ, согласно которому при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно справке МИФНС N 24 по Ростовской области N 2905308, согласно которой по состоянию на 01.11.2019 налогоплательщик ООО ПКФ "АНИ" не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах.
Согласно справке N 2963534 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.11.2019 ООО ПКФ "АНИ" имеет переплату по пене по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 14,46 руб.
Таким образом, по состоянию на дату подачи организацией заявления в лицензирующий орган 07.11.2019, а также на первое число месяца - 01.11.2019 ООО ПКФ "АНИ" не имело задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов (имелась переплата, которая подлежала зачету, чего не было сделано).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у уполномоченного органа не имелись основания для принятия решения от 06.12.2019 N 1640л об отказе в выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которое соответствует Закону N 171 - ФЗ, что нарушает права и законные интересы общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет признание судом ненормативного правового акта недействительным.
Суд первой инстанции в качестве восстановления прав общества обязал Департамент потребительского рынка Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного принятия документов от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "АНИ" на получение лицензии.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что департамент, получивший от налогового органа справку о наличии у общества неисполненного налогового обязательства, на основании подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ отказал обществу в предоставлении лицензии, оснований для принятия иного решения у лицензирующего органа не имелось.
Согласно представленной справке МИФНС N 24 по Ростовской области N 2905308 по состоянию на 01.11.2019 налогоплательщик ООО ПКФ "АНИ" не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах документам.
В материалы дела в суд апелляционной инстанции представлено решение МИФНС N 24 по Ростовской области об уточнении платежа N 116049 от 17.12.2019, где указано, что датой зачисления денежных средств является 09.03.2017.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2020 по делу N А53-7012/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7012/2020
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АНИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области, Федеральная налоговая служба