город Воронеж |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А35-10110/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "11" ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Поротикова А.И. Воскобойникова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нестеровой А.А.
при участии:
от Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от УФСИН России по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2020 по делу N А35-10110/2019.
по исковому заявлению фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778,) к администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (ОГРН 1024600783151, ИНН 4623001289) о взыскании задолженности в сумме 139 952 руб. 46 коп., пени в размере 8 238 руб. 30 коп.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: УФСИН России по Курской области (ОГРН 1034637011320, ИНН 4629018095), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН 1093123008241, ИНН 3123198660),
УСТАНОВИЛ:
фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (далее - ответчик) о взыскании 139 952 руб. 46 коп. взносов на капитальный ремонт за период с февраля 2018 года по июнь 2019 года, пени в размере 8 238 руб. 30 коп. за период с 11.05.2018 по 29.02.2019 (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.08.2020 по делу N А35-10110/2019 исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили.
В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" (далее - Закон Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО).
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО создан фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", основными задачами которого в силу статьи 180 ЖК РФ являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа).
В приложении N 3 к Региональной программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
Ресурсным обеспечением Региональной программы служат средства Фонда капитального ремонта, формируемого за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (раздел 3 Региональной программы).
05.11.2014 между Фондом капитального ремонта (региональным оператором) и муниципальным образованием "Малолокнянский сельсовет" (собственником помещений в многоквартирных домах) заключен договор N ЮЛ-24фкр о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, положения которого регламентируют отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников в отношении регионального оператора и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1 договора собственник помещений в многоквартирных домах обязуется ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, уплачивать взносы на капитальный ремонт в размере, установленном Администрацией Курской области, а также предоставлять информацию о жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, сведения о которых представлены в приложении N 1.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что собственник помещений в многоквартирных домах, несвоевременно и (или) не полностью уплативший взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязан уплатить на счет регионального оператора в Фонд капитального ремонта денежные средства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не оплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты включительно.
Из приложения N 1 к указанному договору N ЮЛ-24 от 05.11.2014 следует, что в расчет по оплате взносов на капитальный ремонт по муниципальным помещениям в многоквартирных домах включены, в том числе следующие помещения N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 20 дома N4 по ул. Кубарева с. Малая Локня Суджанского района, помещение N 7 дома N 8 по ул. Кубарева с. Малая Локня Суджанского района, помещение N 8 дома N 13 по ул. Кубарева с. Малая Локня Суджанского района, помещение N 1 дома N 14 по ул. Станционная с. Малая Локня Суджанского района, помещения N 1, N 3, N 6 дома N 14 по ул. Станционная с. Малая Локня Суджанского района, помещение N 8 дома N 16 по ул. Станционная с.Малая Локня Суджанского района, помещения N 4, N 5 дома N 21 по ул.Станционная с. Малая Локня Суджанского района.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2043 года (пункт 5.1 договора N ЮЛ-24 от 05.11.2014).
Фонд капитального ремонта направил ответчику 19.06.2019 исх.N 795 досудебное уведомление от 13.06.2019 об образовавшейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, однако ответчиком за период с февраля 2018 года по июнь 2019 года задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 139 952 руб. 46 коп., пени в размере 8 238 руб. 30 коп. не погашена.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт, 21.10.2019 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, на 2014-2043 годы.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, с сентября 2014 года. Расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, за помещения, находящиеся в муниципальной собственности, несет муниципальное образование за счет средств местного бюджета.
Судом установлено, что расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с февраля 2018 года по июнь 2019 года произведен истцом исходя из нормативно установленных на соответствующий календарный год минимальных размеров взноса общей площади спорных помещений и составил 139 952 руб. 46 коп.
Доказательств принятия собственниками помещений решений об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела не имеется. При этом в материалах дела также отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период.
С учетом вышеизложенного суд области правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части суммы основного долга в полном объеме.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
Расчет неустойки судами первой и апелляционной инстанций проверен и признан арифметически верным, соответствующим условиям пункта 3.3 договора.
Отклоняя доводы ответчика о том, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у него отсутствует, суд области правомерно исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Распоряжением Правительства РФ от 09.12.2005 N 2175-р жилые, находящиеся в федеральной собственности и оперативном управлении ФГУ "Локнинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области", переданы в муниципальную собственность Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области.
Как указывает ответчик в апелляционной жалобе, жилой дом по ул.Кубарева, 4 и ул.Станционной, 21 в с.Малая Локня в перечне переданных объектов отсутствует, что свидетельствует о неправомерности возложения на ответчика обязанности по уплате взносов на их капитальный ремонт.
Вместе с тем в приложении N 1 к договору N ЮЛ-24фкр от 05.11.2014 сведения о размерах площадей жилых и нежилых помещений, значатся все указанные в иске жилые дома, в том числе дом по ул.Кубарева, 4 и ул.Станционной, 21.
Как следует из решения собрания депутатов Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области от 18.03.2015 N 9-б, акта приема-передачи от 18.03.2015 жилой дом по ул.Кубарева, 4, как объект муниципальной собственности, передан с баланса ликвидируемого МУП "Малолокнянское ЖКХ" на баланс Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области.
МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях подтверждено, что сведения о спорных домах в реестре федерального имущества отсутствуют.
УФСИН России по Курской области указало, что 04.09.2006 в соответствии с актом N 3 приема-передачи объектов коммунально-бытового назначения, дом 20-ти квартирный, инв. номер 01010002, общей площадью 722,4 кв. м, расположенный по адресу: 307835, Курская область, Суджанский район, с. Малая Локня, Кубарева, 4, находящийся в оперативном управлении ФГУ ЛВК УФСИН России по Курской области, передан муниципальному образованию "Малолокнянскому сельскому совету".
Следовательно, перечисленные в приложении N 1 к договору N 24 от 05.11.2014 помещения в многоквартирных домах являются муниципальной собственностью с учетом их передачи в установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N3020-1 от 27.12.1991 порядке.
Факт передачи спорных жилых домов в собственность ответчика установлен решением Арбитражного суда Курской области от 12.09.2018 по делу N А35-3660/2018 о взыскании взносов на капитальный ремонт по договору от 05.11.2014 N ЮЛ-24фкр за период с июня 2015 года по январь 2018 года (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2019).
Ссылка ответчика на исключение спорных домов из реестра муниципальной собственности на основании решения собрания депутатов Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области от 13.02.2017 правомерно отклонена судом области, поскольку в силу положений статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод заявителя жалобы об установлении решением Суджанского районного суда Курской области от 03.10.2018 по делу N 2а-409/2018 факта того, что дом N4 по ул.Кубарева не является собственностью Малолокнянского сельского поселения.
Как следует из правовой позиции, изложенной в ряде Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.06.2007 N 11974/06 и от 10.06.2014 N 18357/13), арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 306-ГК18-19998).
В этой связи правовая оценка принадлежности спорного имущества ответчику судом общей юрисдикции не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело, отличающееся по составу участников спора (статья 69 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, имеющей юридическое значение в рассматриваемый период) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 18 БК РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, внесение взносов на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 9 БК РФ относится к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Довод ответчика о начислении взносов на капитальный ремонт в отношении приватизированных квартир, обязанность уплаты которых не может быть возложена на ответчика, правомерно отклонен судом области, поскольку истцом в расчете иска данное обстоятельство учтено.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на опровержение вышеназванных выводов суда, сделанных на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, не оспоренных заявителем жалобы, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на оценку обоснованности и законности судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, вследствие чего уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2020 по делу N А35-10110/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области - без удовлетворения.
Выдать Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (ОГРН 1024600783151, ИНН 4623001289) справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в размере 3 000 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 08.09.2020 (операция 22).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10110/2019
Истец: Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области"
Ответчик: Администрация Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области
Третье лицо: МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, УФСИН по Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд