г. Владимир |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А11-17324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.11.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изоховым Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление "Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 8 на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.07.2020 по делу N А11-17324/2019,
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 102770043889 ИНН 7729314745) в лице Жилищно-коммунальной службы N 8 г. Владимир, к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир, (ОГРН 1033301818659 ИНН 3327329166), об обязании заключить договоры,
при участии в заседании суда:
от истца - Иванова Е.В., доверенность от 10.08.2020 N 7, сроком действия 31.12.2020, диплом от 30.06.2010 N 4122,
от ответчика - Алешина Ю.А., доверенность от 27.12.2019 N 479, сроком действия до 08.09.2022, диплом от 11.07.2002 N 1457,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 8 г. Владимир (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС") об обязании заключить договоры с гражданами, проживающими по договорам найма.
Решением от 30.07.2020 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы ссылается на принятое 14.11.2018 собственником всех помещений в домах (Минобороны РФ) решение о заключении с 01.12.2018 прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Полагает, что в силу статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются основания для внесения платы собственниками помещений и их нанимателями соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.12.2018 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и АО "ВКС" заключен договор теплоснабжения (государственный контракт) (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) N 3652 на оказание коммунальной услуги по энергоснабжению в 2019 году специализированного жилого фонда, обслуживаемого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках договора N 3-УЖФ/РВСН-4 управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами Российской Федерации. В соответствии с указанным договором истец оплачивает поставленный ресурс.
В соответствии с подпунктом 71 пункт 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Минобороны России.
14.11.2018 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России принято решение о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающеми организациями.
В связи с этим истцом в адрес АО "ВКС" были направлены обращения о заключении прямых договоров с нанимателями на основании пункта 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции N 59-ФЗ от 03.04.2019).
Письмом от 09.10.2019 ответчик отказался от заключения прямых договоров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией. Иные способы управления, а также механизмы выбора иных способов управления, для подобных случаев законодательство не предусматривает.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", действующей с 03.04.2018) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. Однако данная норма не распространяет свое действие на помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку заключение прямых договоров по снабжению коммунальными ресурсами между нанимателями и арендаторами помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями действующим законодательством не предусмотрены, соответственно ФГБУ "ЦЖКУ", как управляющая организация, обязана приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по энергоснабжению.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что отношения сторон по спору урегулированы заключенным между ними договором теплоснабжения (государственный контракт) (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) N 3652 от 28.12.2018.
Сами наниматели жилых помещений в спорных домах в адрес АО "ВКС" с заявлениями о заключении прямых договоров энергоснабжения не обращались, доказательств обратного Учреждением не представлено.
Более того, суд обоснованно принял во внимание, что в представленных договорах найма жилых помещений, оформленных между наймодателем и нанимателями, не предусмотрено заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и нанимателями.
Таким образом, заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.
Вопреки доводу жалобы наличие единоличного решения собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России от 14.11.2018 не создает для АО "ВКС" никаких правовых последствий.
Кроме того, в отношениях с ответчиком ФГБУ "ЦЖКУ" не может изъявлять волю нанимателей жилых помещений специализированного жилого фонда при отсутствии соответствующих доверенностей от них.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.07.2020 по делу N А11-17324/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление "Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 8 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-17324/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "Владимирские коммунальные системы"