город Омск |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А46-8975/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10665/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-8975/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Айтенову Ибраю Гапасовичу (ИНН 553703294250, ОГРН 316554300065892) о взыскании 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И. по доверенности от 23.01.2020N ИСХ-20/МСХ-350 сроком действия до 31.12.2020;
в отсутствие индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Айтенова Ибрая Гапасовича,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Айтенову Ибраю Гапасовичу (далее - ИП глава К(Ф)Х Айтенов И.Г., предприниматель, ответчик) о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-8975/2020 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г. нарушено условие предоставления гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно - не достигнут показатель результативности предоставления гранта. Учитывая размер гранта, составивший 3 000 000 руб., ответчик обязан был создать три постоянных рабочих места, однако фактически создал только одно. Указанное, по мнению истца, является основанием для возврата суммы гранта и удовлетворения иска министерства.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
ИП глава К(Ф)Х Айтенов И.Г., надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, лично участия в разбирательстве по жалобе не принял. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Минсельхозпрода Омской области поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя министерства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области". Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной государственной программы утвержден Порядок предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок).
Порядком установлена цель предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
С целью участия в конкурсе для предоставления грантов главам К(Ф)Х на создание, развитие К(Ф)Х и на единовременную помощь на бытовое обустройство ответчиком 14.04.2017 подана заявка в министерство.
05.06.2017 между министерством и ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г. заключено соглашение (договор) N 1-юф о предоставлении из областного бюджета гранта на создание, развитие К(Ф)Х и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - соглашение) в общей сумме 3 000 000 руб.
Часть гранта, источником финансового обеспечения которого выступили средства федерального бюджета, зачислена 15.06.2017 в сумме 2 596 421 руб. 05 коп., часть гранта, источником финансового обеспечения которого являются средства областного бюджета, зачислены 15.06.2017 в сумме 403 578 руб. 95 руб. на счет предпринимателя, открытый в филиале N 5440 ПАО "ВТБ 24".
В результате плановой проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта на создание и развитие К(Ф)Х от 27.12.2019 истцом установлено, что ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г в период срока использования гранта на развитие К(Ф)Х (18 месяцев) заключен трудовой договор с одним работником (трудовой договор от 02.11.2017 N 1) - Кипреевым А.Г. По истечении срока использования гранта ИП главой К(Ф)Х Айтеновым И.Г. заключен трудовой договор от 09.01.2019 N 2 с Романовой Н.В., трудовой договор от 02.12.2019 N 3 с Айтеновым Г.М.
Ввиду изложенного министерством сочтено, что предпринимателем нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 5 пункта 17 Порядка, пунктом 3.10 соглашения, а именно - не обеспечено создание в течение 18 месяцев трех постоянных рабочих мест.
В связи с указанным министерством в адрес предпринимателя 10.01.2020 направлено уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие К(Ф)Х.
Оставление требований без исполнения явилось поводом для обращения Минсельхозпрода Омской области в суд с настоящим иском.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем министерство не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок.
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, среди которых, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ.
Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетных законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (пункт 3.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта, за исключением нецелевого использования средств гранта, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта в полном объеме.
В соответствии с пунктом 28 Порядка средства гранта на развитие фермы подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Согласно пункту 29 Порядка если в срок, установленный пунктом 28 Порядка, средства гранта на развитие фермы не были возвращены, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 17 Порядка условиями предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров являются, в том числе создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант в течение 18 месяцев.
В соответствии с пунктом 3.10 заключенного сторонами соглашения, условиями предоставления гранта является: создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн. руб. субсидии, но не менее одного нового постоянного рабочего места на одну субсидию в течение 18 месяцев.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 02.11.2017 ИП главой КФХ Айтеновым И.Г. в пределах срока использования гранта заключен трудовой договор N 1 с Кипреевым А.Г.; 09.01.2019 заключен трудовой договор N 2 с Романовой Н.В. и 02.12.2019 - трудовой договор N 3 с Айтеновым Г.М. Последние два трудовых договора заключены ответчиком по истечении 18 месяцев с даты получения гранта.
Ответчиком отсутствие возможности создания трех рабочих мест в период срока освоения гранта обосновано объективными причинами, а именно - отсутствием кадров ввиду реализации проекта "Развитие молочного производства" в сельской местности (Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево).
При этом министерством не оспаривается то обстоятельство, что полученные предпринимателем на основании соглашения денежные средства освоены главой КФХ Айтеновым И.Г. и использованы в соответствии с целями, определенными условиями соглашения, бизнес-планом проекта "Развитие молочного производства". Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки не установлено (акт плановой проверки от 27.12.2019).
Целью государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, является устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий Омской области (раздел III "Цель и задачи государственной программы" Порядка).
Действия ИП главы К(Ф)Х Айтенова И.Г. отвечают целям государственной программы, не повлекли ухудшения показателей результативности, не привели к ухудшению финансового состояния получателя гранта. Обратное министерством не доказано.
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Кроме того, коллегия апелляционного суда отмечает следующее.
Буквальное толкование положений подпункта 5 пункта 17 Порядка и условий пункта 3.10 заключенного сторонами соглашения предусматривает в качестве равноценного варианта правомерного (согласованного) поведения получателя гранта создание не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант на поддержку начинающих фермеров в течение 18 месяцев. Материалы дела свидетельствуют о том, что заключив трудовой договор от 02.11.2017 N 1, ИП глава К(Ф)Х Айтенов И.Г. надлежащим образом исполнил возложенные на него соглашением и Порядком обязательства. Иное не подтверждено министерством и не усматривается апелляционным судом.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения предъявленные министерством требования.
Доводы апелляционной жалобы Минсельхозпрода Омской области о наличии оснований для возврата сумм оказанной предпринимателю государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что министерство от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-8975/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8975/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП АЙТЕНОВ ИБРАЙ ГАПАСОВИЧ