г. Санкт-Петербург |
|
6 ноября 2020 г. |
Дело N А21-13802/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца: Князева Я.Ю. по доверенности от 06.06.2019, Алхименкова М.Э. по доверенности от 22.03.209 (онлайн);
от ответчика: Чернолуцкий С.И. по доверенности от 24.08.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14709/2020) ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2020 по делу N А21-13802/2019, принятое
по иску Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области"
об обязании возместить вред в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - истец, Росрыболовство, Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" (далее - ответчик, ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз", Учреждение) об обязании возместить вред в натуре, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания, путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства молоди сига в объеме 1863,09818 кг.
Решением суда от 23.03.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Дополнительным решением от 23.04.2020 распределены судебные расходы, с Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ответчик направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на несоответствие решения суда первой инстанции обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По его мнению, истцом не обоснован расчет требования о возмещении вреда в натуре путем выпуска молоди сига в объеме 1863,09818 кг. Применение истцом объема натурального вреда (ущерба) от гибели кормовых организмов к объему вреда от гибели рыб не корректно, поскольку это разные виды вреда. Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Представитель ответчика в судебном заседании жалобу поддержал; представители Управления жалобу не признали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Западно-Балтийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 21.12.2011 года исх. N 06/07/2239 ФГБУ "Управлению "Калининградмелиоводхоз" согласован проект проведения мелиоративных мероприятий на водоприемнике БД (р. Зеленоградка) ПК0-ПК160.
Указанный проект разработан для проведения комплекса работ при проведении мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственном водоприемнике БД (р. Зеленоградка) в МО "Зеленоградский муниципальный район" на участке работ - от устья р. Зеленоградка (ПК0) до ПК 160 протяженностью - 16,0 км. Цель работ - обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод, бесподпорной работы коллекторно-дренажной сети, своевременный отвод поверхностых и грунтовых вод с водосборной площади.
Согласно проекту, до начала производства основных строительно-монтажных работ на объекте будет выполнен комплекс подготовительных работ, связанных с освоением строительной площадки и обеспечивающий ритмичное ведение строительного производства.
Осуществление вышеуказанных работ ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" в силу положений пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Для получения указанного согласования, в соответствии Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. N 569, ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" представлены необходимые документы.
ФГБУ "Запбалтрыбвод" разработана и составлена документация по расчету неизбежно нанесенного ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания; выполнен расчет ущерба по всем негативным факторам, согласно которому, с учетом с Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989 и Госкомприроды СССР 20.10.1989, при проведении мелиоративных мероприятиях на р. Зеленоградка, водным биоресурсам будет нанесен непредотвращаемый ущерб в натуральном выражении в объеме 1863,09818 кг. Суммарная стоимость компенсационных мероприятий оценена в 71, 523 тыс. рублей.
Управление в результате рассмотрения предоставленной документации ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" и согласовав ее 21.12.2011 N 06/07/2239, установило для ответчика следующие рекомендации:
- принять участие в модернизации действующего на момент подписания согласования Экспериментального рыбоводного цеха ФГБУ "Запбалтрыбвод" в пос. Лесной Зеленоградского района, что позволит обеспечить дополнительный выпуск рыбоводной продукции (сига).
ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" предоставлено Гарантийное письмо от 22.12.2011 г. N 782, согласно которому ущерб должен был быть компенсирован в первом полугодии 2012 года.
В установленные гарантийным письмом сроки ущерб ответчиком не возмещен.
В последующем, Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству неоднократно письмами от (письма от 12.08.2013 N 06/20/1253, от 10.02.2015 N 06/20/203, от 22.01.2016 N06/10/139, от 23.03.2016 N06/10/585, от 13.04.2017 N 06/20/858, от 09.11.2017 N06/20/2404, от 22.11.2017 N06/20/2505, от 08.08.2018 N04с/20/1422, от 14.05.2019 N04с/20/822, от 09.08.2019 N03/20/1466, от 20.09.2019, N03/10/1726) предлагало в добровольном порядке компенсировать ущерб водным биоресурсам путем воспроизводства водных биоресурсов и уведомления о необходимости планирования и осуществления компенсационных мероприятий с целью возмещения ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания проведением мелиоративных мероприятий на водоприемнике БД (р. Зеленоградка) ПК0:ПК160.
Однако ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" компенсационные мероприятия не выполнены.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росрыболовства в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением об обязании Учреждение возместить вред в натуре, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания, путем осуществления мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства молоди сига в объеме 1863,09818 кг.
Суд первой инстанции, исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В пункте 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Поскольку иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п.3 статьи 78 N 7-ФЗ), то доводы общества о пропуске истцом срока исковой давности правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 53 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при их отсутствии - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.
Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 ГК РФ.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, юридическое лицо заключает договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
При этом порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно пункту 7 которого к мероприятиям по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания относится искусственное воспроизводство биоресурсов, которое осуществляется юридическими лицами в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, в порядке, установленном частью 7 статьи 45 Закона о рыболовстве.
Как установил суд первой инстанции, ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" обратилось в Росрыболовство с заявкой о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания на рыбохозяйственном водоприемнике БД "р. Зеленоградка).
Проектно-сметная документация на мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственном водоприемнике БД (р. Зеленоградка) составлена ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз". Подрядчиком выполнения мелиоративных мероприятий является ОАО "НП "6 ЭОПТР".
Росрыболовство при согласовании проектно-сметной документации указало, что при нанесении ущерба водным биологическим ресурсам в результате проведения запланированных работ ОАО "НП "6 ЭОПТР" несет ответственность по его возмещению.
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, ответственность за действия третьих лиц (подрядчиков), причинивших материальный ущерб в рамках исполнения основного договора (договора генподряда), несет основной заказчик, как за свои собственные.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с представленным Управлением расчет вреда (ущерба) в виде искусственного воспроизводства молоди сига в объеме 1863,09818 кг.
Как следует из представленного расчета, итоговая оценка вреда (ущерба) определяется по максимальной из рассчитанных величин потерь от гибели рыб или от гибели кормовых организмов, суммирование их не допускается. Максимальный натуральный вред (ущерб) 1863,09818 кг. будет нанесен при гибели кормовых организмов (зообентос и зоопланктон).
Из материалов дела следует, что в результате мелиоративных мероприятий произошла гибель кормовых микроорганизмов в размере 1863,09818 кг (зообентос и зоопланктон).(пункта 3.1 Расчета ущерба, л.д. 29-30). Расчетом также предусмотрено, что в качестве компенсационных мероприятий возможно осуществить разовый выпуск рыбоводной продукции без мероприятий, требующих капитальных вложений. Стоимость компенсационного мероприятий определяется на основании договора (сметы) ее исполнения специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов. Ориентировочная стоимость работ по выращиванию и выпуску рыбоводной продукции (молоди, личинок) может быть установлена на основании "Показателей бюджетных расходов на производство рыболовной продукции для организаций, занимающихся воспроизводством ценных промысловых рыб", согласованных Росрыболовством, или реальных данных о производственной деятельности предприятий, которые находят свое отражение в различных формах статистической и бухгалтерской отчетности. Разовый выпуск молоди сига в Куршский залив может выполнить Экспериментальный рыбоводный цех ФГБУ "Запбалтрыбвод" (л.д. 31, 33, 34).
Именно с учетом расчета объема капитальных вложений, необходимых для компенсации прогнозируемого вреда (ущерба) водным биоресурсам, и был рассчитан ущерб - 1,86309718т, в пересчете на сига 1/5, N= 0,372619436х1599,54х0,12х2=71,523 тыс.руб.
Таким образом, итоговый показатель вреда в размере 1863,09818 кг относится к позиции "кормовая база" (гибель зоопланктона и зообентоса), что не эквивалентно количеству рыбоводной продукции, подлежащей разовому выпуску в качестве компенсационных мероприятий, расчет которой должен производиться на основании договора (сметы) ее исполнения специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов, с учетом "Показателей бюджетных расходов на производство рыболовной продукции для организаций, занимающихся воспроизводством ценных промысловых рыб", согласованных Росрыболовством, или реальных данных о производственной деятельности предприятий, которые находят свое отражение в различных формах статистической и бухгалтерской отчетности.
Действительно, способ возмещений вредя истец в силу пунктов 13 и 17 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 47 может выбрать самостоятельно: в денежном выражении (71000 руб.), либо в натуральном (разовый выпуск рыбоводной продукции), однако истец должен доказать не только наличие реального ущерба, но также и его размер.
Предъявляя требование о возмещения вреда в натуре, Управление должно было представить расчет с учетом вышеприведенных положений Расчета ущерба, а не приравнивать количество погибшей в результате мелиоративных мероприятий кормовой базы для рыб к количеству подлежащей разовому выпуску рыбопродукции.
09.10.2020 от Росрыболовства поступило обоснование возмещения ущерба в виде искусственного воспроизводства молоди сига в объеме 1863,09818 кг, с применением пункта 59 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 N 1166 (далее - Методика), согласно которому для компенсации потерь в результате мелиоративных мероприятий на реке Зеленоградке необходимо выпустить 644 671 экземпляров молоди сига. Однако, при данном расчете опять же использован показатель потерь биоресурсов в виде кормовой базы в размере 1863,09818 кг, а следовательно, результаты такого расчета нельзя признать корректными и соответствующими утвержденному Расчету вреда, согласно которому расчет должен быть произведен на основании договора (сметы) ее исполнения специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов, с учетом "Показателей бюджетных расходов на производство рыболовной продукции для организаций, занимающихся воспроизводством ценных промысловых рыб", или реальных данных о производственной деятельности предприятий, которые находят свое отражение в различных формах статистической и бухгалтерской отчетности.
Такой расчет в нарушение статьи 65 АПК РФ суду не представлен, а следовательно, апелляционный суд не может признать доказанным размер ущерба, предъявленный Росрыболовством в рамках рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в связи с ненадлежащей оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 марта 2020 года по делу N А21-13802/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13802/2019
Истец: Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22494/2023
23.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38248/2022
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16340/20
06.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14709/20
23.04.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13802/19
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13802/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13802/19