г. Самара |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А72-13135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Кожевникова Л.Д.(доверенность от 13.11.2019),
от ФГУП "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился, извещено,
от Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2020 года по делу N А72-13135/2019 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению Администрации города Ульяновска,
к Министерству обороны Российской Федерации,
к Федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства
обороны Российской Федерации,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Свердловская область,
город Екатеринбург,
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107453008684, ИНН 6672321895), Свердловская область, город Екатеринбург,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ульяновска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, к Федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - ответчики), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Свердловская область, город Екатеринбург, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107453008684, ИНН 6672321895), Свердловская область, город Екатеринбург (далее - третьи лица), о признании незаконным бездействия, об обязании.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие:
- Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по обращению администрации города Ульяновска от 06.03.2020 N 2637-01,
- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, выразившееся в непринятии решения по обращению администрации города Ульяновска от 20.01.2020 N 485-01 о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимого имущества (жилых помещений), расположенных по адресам:
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 21 с кадастровым номером 73:24:020903:176;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 25 с кадастровым номером 73:24:020907:192;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 28;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 33 с кадастровым номером 73:24:020903:407;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 65 с кадастровым номером 73:24:020903:178;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 2 с кадастровым номером 73:24:020907:127;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 4 с кадастровым номером 73:24:020903:116;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 8, кв. 1 с кадастровым
номером 73:24:010101:5524;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 8, кв. 5 с кадастровым
номером 73:24:010101:5518;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 2 с кадастровым
номером 73:24:010101:5535;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 8 с кадастровым
номером 73:24:010101:5539;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 10, кв. 9 с кадастровым
номером 73:24:010101:1905;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 13, кв. 1 с кадастровым
номером 73:24:010101:1923;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 9 с кадастровым
номером 73:24:010101:10977;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 50 с кадастровым
номером 73:24:010101:5597;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 16 с кадастровым
номером 73:24:010101:5627;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 22 с кадастровым
номером 73:24:010101:5634;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 11 с кадастровым номером 73:24:010101:1935;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 17 с кадастровым номером 73:24:010101:1928;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 21 с кадастровым номером 73:24:010101:1937;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 22 с кадастровым номером 73:24:010101:1929;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 24, кв. 16 с кадастровым номером 73:24:010101:10995;
- Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Балтийская, д.22, кв.5.
Заявленные требования в отношении Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, Администрация города Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований администрации города Ульяновска об обязании Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области принять решение о передаче имущества и безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимое имущество (жилые помещения),
принять в указанной части новое решение, которым удовлетворить исковые требования администрации города Ульяновска об обязании Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области принять решение о передаче имущества и безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимое имущество (жилые помещения) расположенные по адресам:
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 21 с кадастровым номером 73:24:020903:176;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 25 с кадастровым номером 73:24:020907:192;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 28;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 33 с кадастровым номером 73:24:020903:407;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 65 с кадастровым номером 73:24:020903:178;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 2 с кадастровым номером 73:24:020907:127;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 4 с кадастровым номером 73:24:020903:116;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, Д. 8, кв. 1 с кадастровым номером 73:24:010101:5524;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 8, кв. 5 с кадастровым номером 73:24:010101:5518;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 2 с кадастровым номером 73:24:010101:5535;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 8 с кадастровым номером 73:24:010101:5539;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д.10, кв. 9 с кадастровым номером 73:24:010101:1905;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 13, кв. 1 с кадастровым номером 73:24:010101:1923;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 9 с кадастровым номером 73:24:010101:10977;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 50 с кадастровым номером 73:24:010101:5597;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 16 с кадастровым номером 73:24:010101:5627;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 22 с кадастровым номером 73:24:010101:5634;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 11 с кадастровым номером 73:24:010101:1935;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 17 с кадастровым номером 73:24:010101:1928;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 21 с кадастровым номером 73:24:010101:1937;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 22 с кадастровым номером 73:24:010101:1929;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 24, кв. 16 с кадастровым номером 73:24:010101:10995;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 22, кв. 5.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в спорных жилых помещениях (квартирах) на законных основаниях проживают граждане в соответствии с ранее выданными ордерами и договорами найма.
В администрацию города Ульяновска поступают обращения граждан по вопросу приватизации спорных жилых помещений. Также факт отсутствия регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения нарушает права проживающих в нём граждан на надлежащее содержание имущества.
Жилые помещения (квартиры) относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, как указал податель жалобы, отношения, связанные с безвозмездной передачей в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, регламентируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ предусмотрено, что отказ допускается исключительно в случае, если недвижимое имущество необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Однако, судом не установлено, что спорное имущество необходимо для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Спорные квартиры относятся к объектам жилищного фонда социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения, находятся на территории муниципального образования "город Ульяновск", следовательно, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность и должны использоваться органом местного самоуправления для решения вопросов местного значения. Квартиры фактически используются третьими лицами для проживания и не могут находится в федеральной собственности.
Федеральное государственное унитарное предприятие "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит удовлетворить апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска, отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2020, и принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить исковые требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в отзыве.
Министерство обороны Российской Федерации апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее, ссылаясь на то, что спорные жилые помещения в настоящее время используются в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем требования администрации МО "город Ульяновск" являются необоснованными, заявлены в обход соблюдения предусмотренной законом процедуры передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ФГУП "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании просил удовлетворить апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска, отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.07.2020, и принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить исковые требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в настоящем отзыве.
В судебное заседание 30.09.2020 представители Администрации города Ульяновска, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 30.09.2020 на 02.11.2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Сергеевой Н.В. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 02.11.2020, определением председателя административной судебной коллегии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 произведена замена судьи Сергеевой Н.В. на судью Попову Е.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Сергеевой Н.В. на судью Попову Е.Г. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 02.11.2020 представители Администрации города Ульяновска, ФГУП "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на квартиры, расположенные по адресам:
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 21;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 25;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 28;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 33;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 18, кв. 65;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 2;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Академика Павлова, д. 26-А, кв. 4;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 8, кв. 1;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 8, кв. 5;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 2;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 9, кв. 8;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 10, кв. 9;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 13, кв. 1;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 9;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 14, кв. 50;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 16 ;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 17, кв. 22;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 11;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 17;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 21;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 23, кв. 22;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 24, кв. 16;
- Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Балтийская, д. 22, кв. 5.
Указанные квартиры переданы ФГУП "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с Приказом N 654 от 14 июня 2010 Министра обороны Российской Федерации принято решение о ликвидации федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации и создана ликвидационная комиссия Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом N 304 от 15 июля 2010 года.
18.08.2016 ФГУП "31 Арсенал" в письмах за N 1/309 и 1/311 выразило согласие на приём жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность.
Письмом от 04.10.2016 администрация города Ульяновска выразила согласие на приём в муниципальную собственность квартир.
Повторно, письмом от 26.02.2018 N 2686-01 Администрация города Ульяновска направила ФГУП "31 Арсенал" согласие на передачу в собственность муниципального образования "город Ульяновск" жилых помещений.
Письмом от 06.04.2018 N 1/102 председатель ликвидационной комиссии ФГУП "31 Арсенал" выразил согласие на передачу жилого фонда в собственность муниципального образования "город Ульяновск" согласно прилагаемому перечню имущества.
В связи с выражением согласия ФГУП "31 Арсенал" на передачу жилых помещений в муниципальную собственность, Администрация города Ульяновска обратилась в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о согласии на прием в муниципальную собственность жилых помещений с перечнем документов, необходимых для принятия решения по передаче имущества (письмо от 25.06.2018 N 8796-01).
08.04.2019 Администрация города Ульяновска повторно обратилась о передаче жилых помещений в муниципальную собственность (письмо от 08.04.2019 N 3771-01).
20.01.2019 Администрация города Ульяновска направила еще одно обращение в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (письмо исходящий N 486-01).
20.01.2020 Администрация города Ульяновска направила обращение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (письмо исходящий N 485 -01). Указанное письмо получено 27.01.2020 (том 3 л.д. 114-115).
06.03.2020 Администрация города Ульяновска направила обращение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (письмо N 2637-01).
Не получив ответа от Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что, согласно действующему законодательству, срок рассмотрения заявления Росимущесвтом составляет один месяц, Минобороны РФ - два месяца. На дату обращения в суд с заявлением, а также с уточненным заявлением, ответов не было получено.
Министерство обороны Российской Федерации требования не признало, сослалось на неполучение обращения Администрации г.Ульяновска от 08.04.2019 и 25.06.2018.
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области требования не признало, считает, что ФГУП "31 Арсенал" находится в ведомственной принадлежности Минобороны РФ.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства). В силу части 2 этой же статьи указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество. Решение об отказе в передаче объектов недвижимости в муниципальную собственность может быть принято лишь в случае, если это имущество необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Как верно указал суд, из материалов дела не следует, что спорное имущество необходимо для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.
Из части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как указал в постановлении от 28 сентября 2020 года по делу N А72-13706/2029 Арбитражный суд Поволжского округа, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления обязаны принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30.11.2005.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 N 1706-р, приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2012 N 514 утверждены перечни передаваемых в муниципальную собственность города Ульяновска, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, расположенных г. Ульяновске.
Как установил суд, в связи с получением от ФГУП "31 Арсенал" согласия на передачу жилых помещений в муниципальную собственность, Администрация города Ульяновска направила обращение в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о согласии на прием в муниципальную собственность жилых помещений с перечнем документов, необходимых для принятия решения по передаче имущества (письмо от 25.06.2018 N 8796-01). Указанное письмо было направлено заявителем по почте (почтовый идентификатор 43200024090765). Согласно сведениям с официального сайта "Почта России" письмо с номером 43200024090765 не получено, срок хранения истек.
08.04.2019 Администрация города Ульяновска повторно направила обращение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность (письмо от 08.04.2019 N 3771-01). Администрация г.Ульяновска доказательства, подтверждающие направление письма от 08.04.2019 суду не представила.
Министерство обороны РФ отрицало факт получения вышеуказанных писем.
При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что заявителем не доказан факт надлежащего обращения в уполномоченный орган с заявлением о передаче квартир в муниципальную собственность, и об отсутствии незаконного бездействия ответчиков по обращениям от 25.06.2018 и 08.04.2019.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем в данном случае трехмесячного срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения по обращениям администрации города Ульяновска от 25.06.2018 N 8796-01, от 08.04.2019 N 3771-01.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 117 АПК РФ). Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства. Суд вправе восстановить пропущенный срок лишь на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска
Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как установил суд, в данном случае заявитель направил обращения в Минобороны РФ 25.06.2018 и 08.04.2019, а в Арбитражный суд Ульяновской области обратился 09.08.2019 с пропуском трехмесячного срока. С ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд заявитель не обращался.
20.01.2020 Администрация города Ульяновска направила еще одно обращение в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (письмо исходящий N 486-01). Минобороны РФ получило обращение 28.01.2020 (т.3 л.д. 111).
28.02.2020 Минобороны РФ направило ответ (письмо исх. N 141/6349), в котором указало, что Департаментом имущественных отношений прорабатывается возможность передачи испрашиваемого имущества.
21.05.2020 Минобороны РФ направило еще один ответ (письмо исх N 141/15931) в котором указало, что "могут быть переданы 6 жилых помещений" в муниципальную собственность.
Представитель Минобороны в суде первой инстанции пояснил, что это не окончательное решение, назвать адреса квартир не может.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае бездействия Минобороны РФ по рассмотрению обращения от 20.01.2020, поскольку в данном случае полномочия по рассмотрению данного заявления закреплены за Росимуществом.
Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 630-р внесены изменения в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2009 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008. В перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2009 году, был включен "31 Арсенал Министерства обороны Российской Федерации, г. Ульяновск" (позиция 11.297).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1188 поручено:
- Федеральным органам исполнительной власти, за исключением Управления делами Президента Российской Федерации, в 3 -месячный срок представить в установленном порядке проекты актов Правительства Российской Федерации об уточнении перечней федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении;
- Федеральному агентству по управлению государственным имуществом: обеспечить до 1 июля 2010 г. в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не включенных в перечни, указанные в пункте 2 настоящего Постановления, проведение в установленном порядке мероприятий по реорганизации, ликвидации либо включению их в прогнозный план (программу) приватизации;
до завершения мероприятий по реорганизации, ликвидации либо приватизации осуществлять права собственника в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не включенных в перечни, указанные в пункте 2 настоящего Постановления.
14.06.2010 Министерством обороны Российской Федерации издан приказ N 654 "О ликвидации федерального государственного унитарного предприятии "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации", которым принято решение ликвидировать ФГУП 31 Арсенал"; назначена ликвидационная комиссия.
Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2013 Ш565-р, в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1188, утвержден Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минобороны России.
Однако, ФГУП "31 Арсенал" в указанном перечне отсутствует.
27.08.2015 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) издан приказ N 338 "О делегировании территориальным управлениям Росимущества полномочий по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, не имеющих (утративших) ведомственную принадлежность", согласно которому права собственника имущества ФГУП "31 Арсенал" возложены на ТУ Росимущества по Ульяновской области (после реорганизации - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области).
Таким образом, полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за ФГУП "31 Арсенал", перешли к Росимуществу.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно оставил без удовлетворения требования заявителя к Федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку, в данном случае заявителем не доказан факт направления обращений от 25.06.2018 N 8796-01, от 08.04.2019 N 3771-01 и от 20.01.2020 N 486-01 в адрес ФГУП "31 Арсенал". В материалах дела имеются письма ФГУП "31 Арсенал", которые подтверждают их согласие на передачу жилых помещений.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о том, что спорные жилые помещения используются в интересах Министерства обороны, жилые помещения относятся к специализированному жилью, не нашли документального подтверждения, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие использования спорных жилых помещений в интересах Минобороны РФ. Суду не представлены доказательства, подтверждающие, что спорные помещения в настоящее время используются военнослужащими или гражданским персоналом Вооруженных сил РФ. Доказательства, отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду в соответствии с пунктами 12 и 13 "Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, не представлены.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные требования частично. Требование заявителя о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в непринятии решения по обращению администрации города Ульяновска от 06.03.2020 N 2637-01 и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, выразившегося в непринятии решения по обращению администрации города Ульяновска от 20.01.2020 N 485-01 о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимого имущества (жилых помещений) правомерно удовлетворено судом. Заявленные требования в отношении Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации не подлежат удовлетворению.
Кроме того не может быть в данном случае применена заявленная Администрацией г.Ульяновска восстановительная мера в виде обязания Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентство по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области принять решение о передаче имущества и безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимое имущество (жилые помещения), исходя из смысла статей 1, 4 АПК РФ арбитражный суд, осуществляя правосудие, не должен подменять в данном случае уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством. В свою очередь, судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, не допустимо.
В связи с изложенным испрашиваемая заявителем восстановительная мера в виде обязания принять решение о передаче имущества и безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "город Ульяновск" недвижимое имущество (жилые помещения) не может быть применена судом.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2020 года по делу N А72-13135/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13135/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Администрация МО "Город Ульяновск"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГУП "31 АРСЕНАЛ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное РУЖО" Министерства обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-544/2021
10.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11770/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-13135/19
12.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2196/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-13135/19