11 ноября 2020 г. |
Дело N А83-19408/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Баукиной Е.А., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Клинический санаторий "Пограничник" - представителя Жиркова Р.Ю., на основании доверенности от 29.07.2020 N 1, N 2;
от Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" - представителя Турчина Д.С., на основании доверенности от 26.10.2020 N 33;
от Федеральной службы безопасности Российской Федерации - представителя Жиркова Р.Ю. на основании по доверенности от 06.07.2020 N 7366-Б,
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя: Управления Федерального казначейства по Республике Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Клинический санаторий "Пограничник" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.08.2020 по делу N А83-19408/2019 по иску Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" в лице филиала "Севастопольские сети вещания и оповещения" Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" к Федеральному государственному казенному учреждению "Клинический санаторий "Пограничник", при участии третьих лиц: Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Республике Крым о взыскании денежных средств и по встречному иску Федерального государственного казенного учреждения "Клинический санаторий "Пограничник" к Ордену трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" в лице филиала "Севастопольские сети вещания и оповещения" Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Орден трудового красного знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" в лице филиала "Севастопольские сети вещания и оповещения" Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Клинический санаторий "Пограничник" (далее - Санаторий) о взыскании суммы 450 501,76 руб., удержанной из обеспечения Государственного контракта N 0875100005918000068-0875100005918000068-3127-53 от 14.09.2018.
Определением суда первой инстанции от 04.06.2020 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Республике Крым.
В свою очередь Санаторий обратился со встречным исковым заявлением о взыскании с Предприятия штрафа в размере 723 843,34 руб. за нарушение отдельных этапов выполнения работы - в нарушение согласованного сторонами календарного графика.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.08.2020 первоначальный иск удовлетворен. С Санатория взысканы денежные средства в размере 462 511,76 руб., в том числе: обеспечение Государственного контракта N 0875100005918000068-3127-53 от 14.09.2018 в размере 450 501,76 руб., расходы по уплате государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Санаторий обратился с апелляционной жалобой на него, просит отменить состоявшийся судебный акт, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы ответчика о том, что Заказчиком правомерно удержана неустойка из обеспечения исполнения контракта в размере 450 501,76 руб., поскольку условиями контракта предусмотрена поэтапная сдача работ. Кроме того, апеллянт не согласен с отказом в части взыскания штрафа в размере 723 843,34 руб. за нарушение этапов выполнения работ, поскольку подрядчиком работы выполнены с нарушением календарного графика производства работ, что подтверждается актами выполненных работ (КС-2, КС-3).
В представленном отзыве Предприятие изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Управление Федерального казначейства по Республике Крым представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Санаторий и Предприятие заключили государственный контракт N 0875100005918000068-3127-53 от 14.09.2018 (далее - Контракт), согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, а заказчик в свою очередь обязуется обеспечить приемку и оплату в сроки, в порядке и на условиях, оговоренных в настоящем контракте.
Согласно пункту 5.3 цена контракта составляет 15 876 486,95 руб.
Контактом предусмотрено обеспечение исполнения контракта в сумме 4 788 667,45 руб. (пункт 9.1 Контракта), которое обеспечивает выплату Заказчику Подрядчиком денежных средств в качестве штрафов, пеней и возмещения убытков, которые последний может причинить вследствие невыполнения в полном объеме или ненадлежащего выполнения своих обязательств по настоящему контракту (пункт 9.3 Контракта).
Согласно пункту 2.1 контакта подрядчик выполняет работы в объеме и сроки, определенные настоящим контрактом, по фиксированным ценам.
В силу пункта 2.2 контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.07.2019, согласно календарному графику производства работ, разработанному подрядчиком и согласованному с заказчиком, в соответствии с приложением N 3 к контракту:
- в 2018 году выполнить объем работ в пределах доведенных лимитов денежных средств Заказчику в размере не более 11 000 000 руб. до 01.12.2018;
- в 2019 году: выполнить объем работ в рамках остатка денежных средств от цены заключенного государственного контракта с момента получения от заказчика уведомления о доведения (утверждении) заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющих в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий, до 01.07.2019.
Подрядчик считается исполнившим обязательства по выполнению работ, если выполнил их в месте и сроки, указанные заказчиком, а также, если в результате приемки заказчиком установлено соответствие количества (объема), качества выполненных работ, указанного в пункте 1.1 настоящего контракта (п. п. 2.4.4 Контракта).
Поэтапная оплата за выполненные работы не предусмотрена (пункт 5.6 Контракта).
14 сентября 2018 года письмом N С-01-1-12/708 Подрядчик направил в адрес Заказчика разработанный календарный график производства работ, предусматривающий период выполнения работ на конкретных объектах, который был согласован.
3 декабря 2018 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с пунктом 4 которого в состав контракта включен "График производства строительно-монтажных и пусконаладочных работ".
Согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению от 03.12.2018 N 1 в декабре 2018 года осуществляется прием-сдача строительно-монтажных работ (СМР) по следующим объектам: Литер "А" - спальный корпус N 1, Литер "Г" - спальный корпус N 2, Литер "Д" - спальный корпус N4, Литер "Е" - клуб-столовая, Литер "З" - спальный корпус N 3; Литер "К" - гараж, Литер "Л" - оздоровительный центр, Литер "М" - гараж-бокс, Литер "П" - материальный склад, Наружные сети, а с 21.12.2018 осуществляется прием-сдача строительно-монтажных работ (СМР) по объектам: Литер "Ж" - лечебный корпус, Литер "И" - административный корпус. В 2019 году, начиная с 01.07.2019 года, осуществляется прием-сдача строительно-монтажных работ (СМР), пуско-наладочных работ (ПНР) по объектам: Литер "А" - спальный корпус N 1, Литер "Г" - спальный корпус N 2, Литер "Д" - спальный корпус N4, Литер "Е" - клуб-столовая, Литер "З" - спальный корпус N 3; Литер "К" - гараж, Литер "Л" - оздоровительный центр, Литер "М" - гараж-бокс, Литер "П" - материальный склад, Наружные сети.
Подрядчик исполнил контракт и 27.05.2019, 01.07.2019 сторонами подписаны акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3); работы приняты Заказчиком без замечаний.
Согласно пункту 2 соглашения о расторжении государственного контракта N 0875100005918000068-0875100005918000068-3127-53 от 14.09.2018 сумма выполненных обязательств по заключенному государственного контракту составляет 14 476 866,84 руб. В отношении объема и качества выполненных работ по контракту стороны претензий друг другу не имеют.
Из суммы ранее представленного обеспечения заказчик 25.06.2019 вернул подрядчику денежные средства в размере 4 338 165,69 руб., удержав сумму 450 501,76 руб. - неустойка в виде пени, начисленных заказчиком за нарушение сроков выполнения этапов работ в 2018 году.
26 июля 2019 года Заказчик выставил Подрядчику претензию N 24/КСП-1886 о начислении пени за нарушение сроков исполнения контракта.
Письмом от 05.08.2019 N С-01-01-10/716 Предприятие указало на необоснованность начисления пени.
В ответе от 26.08.2019 N 24/КСП-2229 Санаторий отказался вернуть денежные средства, что послужило основанием для обращения истца в суд за защитой своих нарушенных имущественных интересов.
Исследовав контракт и приложения к нему, истолковав условия контракта в соответствии с буквальным содержанием его положений и в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу, что контрактом не было предусмотрено поэтапное выполнение работы, поэтому оснований для привлечения подрядчика к ответственности за нарушение срока выполнения работ не имеется.
Такие выводы апелляционный суд полагает правильными.
Статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сдача и приемка выполненных работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 2.2 контракта срок выполнения работ согласован сторонами периодом до 01.07.2019.
Акты о приемке выполненных работ КС-2 подписаны сторонами 27.05.2019 и 01.07.2019.
Из представленных актов следует, что ответчиком указанные работы приняты без замечаний, доказательств наличия спора на момент подписания актов по объемам и качеству выполненных работ либо их стоимости в материалы дела не представлено.
Отклонив ссылки Санатория, суд верно отметил, что представленные "календарный график выполнения работ по монтажу системы АПС и СОЭЛ при пожаре" (т. 1, л. 91), равно как и "календарный график выполнения работ по монтажу системы АПС и СОЭЛ при пожаре", оформленный в виде приложения N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 03.18.2018, (т. 1, л. 97), по своей сути не являются согласованием сроков выполнения этапов работ, так как в них не указаны даты, виды, стоимость, работ, объемы работ, подлежащие выполнению в конкретный календарный промежуток времени.
Представленный график содержит перечень объектов недвижимости (спальных корпусов, гаражей, складов и пр.), детализированный по принципу нумераций и литеру, на которых в порядке определенной заказчиком очередности должны были производиться работы в указанные месяцы, в пределах доведенных на 2018 и 2019 годы планируемых размеров денежных средств, подлежащих освоению на проведение данного вида работ в пределах лимита финансирования на год.
При этом из содержания условий контракта не следует, что работы сдаются Предприятием поэтапно.
Следовательно, Предприятие не может в данном случае быть привлечено к ответственности на основании пункта 6.3 контракта за нарушение сроков начала и окончания выполнения отдельных этапов работ.
Более того, суд установил, что работы согласно календарному графику работ на 2018 год фактически Предприятие выполнило, письмом от 17.12.2018 N С-01-1-12/1052 уведомило Санаторий о таком выполнении, просило назначить дату приемки; письмом от 18.12.2018 Предприятие направило односторонние акты выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости работ (КС-3) по перечню объектов, готовых к сдаче. Вместе с тем, Заказчик без достаточных оснований отказал в приемке части работ, поскольку предъявляемые требования о предоставлении документации не могли быть исполнены ранее завершения всех работ по контракту.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда, что указанные в графике производства работы имеют разделение не по этапам выполнения работ, а фактически определяют очередность монтажа на объектах и не содержат указания на конкретный вид (этап) выполнения работ в соответствующий период, апелляционный суд признает верными.
Поскольку срок работ подрядчиком не нарушен, применение к Подрядчику меры ответственности в виде пени и последующее удержание денежных средств из обеспечения исполнения Контракта, предоставленного истцом, является незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения требования о взыскании с Санатория денежных средств в размере 450 501,76 руб. является законным и обоснованным.
Выводы суда, что у Предприятия не возникла обязанность уплатить штраф в фиксированной сумме за просрочку исполнения пункта 2.2 контракта - несвоевременное представление отчетности о выполненных работах в пределах лимитных ассигнований на 2018 и 2019 годы, также являются верными; суд отказал в удовлетворении встречного иска обоснованно.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.08.2020 по делу N А83-19408/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Клинический санаторий "Пограничник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19408/2019
Истец: ФГУП ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "РОССИЙСКИЕ СЕТИ ВЕЩАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КЛИНИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ "ПОГРАНИЧНИК"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УФК по РК