город Томск |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А03-387/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (N 07АП-7978/2020) на решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-387/2020 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка "Детский сад N 217" о взыскании 54 443 руб. 27 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края, Мутылина Лидия Васильевна, Агапов Сергей Михайлович, Токарев Александр Иванович, Казакова Альбина Николаевна, Лубашева Вероника Фидарисовна, Надточеев Геннадий Анатольевич.
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - истец, страховщик, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - "Детский сад N 217" (далее - ответчик, Учреждение, страхователь, МБДОУ ЦРР - "Детский Сад N217") о взыскании ущерба в размере 54 443 руб. 27 коп., возникшего в период с 01.02.2018 по 30.06.2019.
Решением от 23.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы пенсионного законодательства, регулирующие выплату страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, а также неправильно истолкованы положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В результате несвоевременного представления страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - февраль 2018 год Пенсионному фонду причинен реальный ущерб в виде излишне выплаченной пенсии.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ ЦРР - "Детский Сад N 217" зарегистрировано 08.10.1997 в качестве юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167- ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
МБДОУ ЦРР - "Детский Сад N 217" в силу приведенных выше норм выступает страхователем по обязательному пенсионному страхованию и 20 июля 2016 было зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно статьям 6, 8, 11, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ своевременно и в полном объеме сведения о всех застрахованных лицах организации (состоящих как в трудовых, так и в гражданскоправовых отношениях).
Мутылина Л.В., Агапова С.М., Токарев А.И.,, Казакова А.Н., Лубашева В.Ф., Надточеев Г.А. в 2018-2019 годах являлись получателями трудовой пенсии по старости при этом, они являлись работниками муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - "Детский сад N 217".
Страхователем в отношении данных сотрудников, как застрахованных лиц, представлялись сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета в системе пенсионного страхования. Однако, за февраль 2018 года сведения по форме СЗВ-М на 44 застрахованных лица, в том числе на Мутылину Л.В., Агапову С.М., Токарева А.И.,, Казакову А.Н., Лубашеву В.Ф., Надточеева Г.А., ошибочно представлены не были.
24.05.2019, обнаружив ошибку, Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2018 года, в том числе и на третьих лицника. Не получив от страхователя в установленный срок сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2018 года, Пенсионный фонд сделал вывод о том, что Мутылина Л.В., Агапова С.М., Токарев А.И., Казакова А.Н., Лубашева В.Ф., Надточеев Г.А. в данный период прекратили трудовую деятельность и начал предпринимать предусмотренные законом меры по индексации пенсии указанным лицам.
В связи с несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Мутылиной Л.В., Агаповой С,М., Токарева А.И.,, Казаковой А.Н., Лубашевой В.Ф., Надточеева Г.А. Пенсионным фондом была выплачена сумма индексации размера пенсии в общем размере 54 443 руб. 27 коп. за период с 01.02.2018 по 30.06.2019.
По мнению Пенсионного фонда, ущерб от излишней выплаты пенсий причинен по вине страхователя и подлежит возмещению за его счет.
В целях досудебного урегулирования спора Пенсионный фонд направил в адрес образовательного учреждения 13.08.2019 претензию N 14730 с требованием о возмещении причиненного ущерба, однако денежные средства в размере 54 443 руб. 27 коп. возвращены не были, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом у истца в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 2 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В судебном заседании установлено, что в качестве основания излишней выплаты работающим пенсионерам суммы пенсии Управлением указано на непредставление ответчиком сведений о работающих у него в феврале 2018 года застрахованных лицах - получателях пенсии, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок.
Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года по типу "Исходная" в отношении застрахованных лиц - Мутылину Л.В., Агапову С.М., Токарева А.И.,, Казакову А.Н., Лубашеву В.Ф., Надточеева Г.А. представлены 24.05.2019.
Не предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по мнению истца, повлекло неправомерную выплату указанным лицам пенсии в завышенном размере в период с 01.02.2018 по 30.06.2019 и возникновение материального ущерба у истца в общей сумме 54 443 руб. 27 коп.
Вместе с тем, как правомерно установил суд первой инстанции, Управление, не выяснив обстоятельства непредставления страхователем указанных сведений по типам "исходная", в установленный срок, произвело перерасчет пенсии с 01.02.2018 по 30.06.2019 в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента, в соответствии с ч.3 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, как пенсионеру прекратившему работу.
Из материалов дела видно, что страхователем своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М с типом "исходная" за январь, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март, апрель, май 2019 года получены Фондом в установленные законом сроки, и объективно свидетельствует о том, что в указанные месяцы перерыв в трудовой деятельности у Мутылиной Л.В., Агаповой С,М., Токарева А.И.,, Казаковой А.Н., Лубашевой В.Ф., Надточеева Г.А. отсутствовал.
Кроме того, данный факт подтверждается отчетностью по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года, представленной страхователем в Пенсионный фонд 09.04.2019. (обратного в материалы дела пенсионным фондом не представлено), и на момент принятия решений о выплате сумм страховой пенсии, сведения о работающих пенсионерах в пенсионном фонде имелись.
Располагая данными сведениями к моменту принятия решений о выплате с учетом индексации, истец мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица - получателя пенсии, или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений. При представлении ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета, фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексированной пенсии.
Между тем Управление предусмотренные частью 6 статьи 26.1 Закона N 400- ФЗ действия не выполнило; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, не воспользовалось; никакую дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах, являющихся получателями пенсии.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения указанными сотрудниками трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Вместе с тем, пенсионный фонд установленные законом обязанности не исполнил, какую-либо дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт несвоевременного представления сведений с типом "исходящая" о застрахованном лице, являющемся получателем пенсии.
Сведения персонифицированного учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Между тем, пенсионный фонд, предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ действия не выполнил, сведениями, имевшимися в его распоряжении не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
То обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по представлению достоверных сведений за февраль 2018 года, в том числе на Мутылину Л.В., Агапову С.М., Токарева А.И.,, Казакову А.Н., Лубашеву В.Ф., Надточеева Г.А., а также довод истца о том, что предоставляемая отчетность в электронном виде укладывается на лицевые счета застрахованных лиц в автоматическом режиме,, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что фондом не доказано наличие причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и действиями страхователя по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ссылки фонда на сложившуюся процедуру проверки отчетности по форме СЗВ-М правомерно не принято во внимание судом первой инстанции, поскольку, по существу, не опровергают необходимость выполнения обязанности по уточнению сведений и расцениваются как внутренние организационные проблемы управления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельство ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по своевременному представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за спорный период, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату спорных сумм пенсии.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности Пенсионный фонд мог устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем соответствующей отчетности, в том числе учитывая возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса либо уведомления.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-387/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-387/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: МБДОУ Центр развития ребенка "Детский сад N 217"
Третье лицо: Агапов Сергей Михайлович, Казакова Альбина Николаевна, Лубашева Вероника Фидарисовна, Мутылина Лидия Васильевна, Надточеев Геннадий Анатольевич, Токарев Александр Иванович