12 ноября 2020 г. |
А79-3349/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.08.2020
по делу N А79-3349/2020,
принятое по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 17.01.2020 N 328-К-2019 по делу N 021/06/64-1022/2019,
без участия лиц,
и установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - заявитель, Учреждение,заказчик ) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 17.01.2020 N 328-К-2019 по делу N 021/06/64-1022/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аудиотехник" (далее - ООО "Аудиотехник"), общество с ограниченной ответственностью "Технотрейд" (далее - ООО "Технотрейд").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.08.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права права.
Учреждение настаивает на том, что часть 1 статьи 34 и пункт 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит требований об указании в конкурсной документации точного количества товара в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Учреждение ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 20.12.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку кресел-колясок с ручным приводом прогулочных и обеспечение ими инвалидов в 2020 году (номер извещения 0215100002419000250), и документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 429 288 руб.
Заказчик - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.
Согласно пункту 3.1.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания Акта выборочной проверки поставляемого Товара (приложение N 5 к Контракту) передать Поставщику реестр получателей Товара, которым Заказчик выдал направления в отношении Товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с календарным планом.
При этом календарным планом, Приложением N 3 к контракту периоды и количество поставки товара на 2020 год не были установлены.
Из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме следует, что закупаемый товар (кресло-коляска, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складная) необходимо поставить в количестве 200 штук.
В Разделе IV Технического задания конкурсной документации заказчик установил технические характеристики и требования к показателям товара, подлежащего поставке, в том числе по показателям ширины сиденья кресел-колясок, поставляемых в 6 типоразмерах: 38 см +/- 1 см, 40 см +/- 1 см, 43 см +/- 1 см, 45 см +/- 1 см, 48 см +/- 1 см, 50 см +/- 1 см. Количество кресел-колясок в зависимости от ширины сидения определяется в соответствии с заявкой (разнарядкой) получателя.
30.12.2019 ООО "Аудиотехник" обратилось в Управление с жалобой на положения аукционной документации заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку кресел-колясок с ручным приводом прогулочных и обеспечение ими инвалидов в 2020 году.
В жалобе ООО "Аудиотехник" сообщило, в том числе, что в конкурсной документации установлено, что ширина сиденья кресел-колясок должна поставляться в 6 типоразмерах: 38 см +/- 1 см, 40 см +/- 1 см, 43 см +/- 1 см, 45 см +/- 1 см, 48 см +/- 1 см, 50 см +/- 1 см. При этом не установлено необходимое количество каждого размера кресла-коляски Заказчиком.
17.01.2020 Комиссия Управления приняла решение N 328-К-2019 по делу N 021/06/64-1022/2019, в соответствии с которым признала обоснованной жалобу ООО "Аудиотехник": признала в действиях заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку кресел-колясок с ручным приводом прогулочных и обеспечение ими инвалидов в 2020 году (номер извещения 0215100002419000250) нарушение требований части 1 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учреждению выдано предписание от 17.01.2020 об устранении нарушений.
Не согласившись с принятым Управлением решением, считая его незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
Часть 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ содержит основания для проведения внеплановой проверки.
Частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Статья 54.1 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу статьи 54.2 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду с предусмотренным частью 1 настоящей статьи размещением.
Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрены в пункте 3 статьи 54.2 Федерального закона N 44-ФЗ.
Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (часть 5 статьи 54.2 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Следовательно, заказчик должен указать в извещении и документации начальную цену за единицу товара, начальную сумму цен единиц товара и максимальное значение цены контракта.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.03.2019 N 144н утвержден Типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, на предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пунктом 3.1.3. Типового контракта заказчик обязан в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания акта выборочной проверки поставляемого товара (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Контракту) передать поставщику реестр получателей товара, которым заказчик выдал направления в отношении Товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с календарным планом <13>.
Количество направлений для получения товара, выдаваемых заказчиком, не должно превышать количества товара, поступившего в вышеуказанный субъект Российской Федерации, в соответствии с календарным планом <13>.
Из расшифровки обозначения <13> Типового контракта, следует, что при осуществлении закупки Товара с неизвестным объемом поставки в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, взамен слов "в соответствии с календарным планом" указываются слова "в соответствии с заявкой".
Согласно пункту 3.1.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания Акта выборочной проверки поставляемого товара (приложение N 5 к Контракту) передать поставщику реестр получателей товара, которым заказчик выдал направления в отношении товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с календарным планом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с календарным планом, Приложением N 3 к контракту периоды и количество поставки товара на 2020 год Заказчиком не установлены.
Из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме следует, что закупаемый товар (кресло-коляска, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складная) необходимо поставить в количестве 200 штук.
В Разделе IV Технического задания конкурсной документации заказчик установил технические характеристики и требования к показателям товара, подлежащего поставке, в том числе по показателям ширины сиденья кресел-колясок, поставляемых в 6 типоразмерах: 38 см +/- 1 см, 40 см +/- 1 см, 43 см +/- 1 см, 45 см +/- 1 см, 48 см +/- 1 см, 50 см +/- 1 см. Количество кресел-колясок в зависимости от ширины сидения определяется в соответствии с заявкой (разнарядкой) Получателя.
В данном случае заказчик в конкурсной документации не установил количество каждого размера кресла-коляски, подлежащих к поставке в соответствии с заявкой (разнарядкой) Получателя, что не соответствует требованиям части 1 статьи 34, пункта 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, соответственно, у Управления имелись основания для принятия оспариваемого решения.
Довод заявителя об отсутствии у него информации о точных параметрах поставляемого товара правомерно признан судом необоснованным, поскольку ни антимонопольному органу, ни суду не представлено доказательств невозможности получения указанной информации.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.08.2020 по делу N А79-3349/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.08.2020 по делу N А79-3349/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3349/2020
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: ООО "Аудиотехник", ООО "Технотрейд", Первый арбитражный апелляционный суд