г. Владимир |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А43-17905/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционные жалобы Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и акционерного общества "Теплоэнерго" (ИНН 5257087027, ОГРН 1065257065500) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.08.2020 по делу N А43-17905/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУМО" (ИНН 5258000068, ОГРН 1025202608012) о признании незаконным и отмене постановления Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.03.2020 N 75.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) при проведении мероприятия по контролю (надзору) в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Партизанская, д.8а установлены нарушения обществом с ограниченной ответственностью "РУМО" (далее - Общество) требований законодательства в области теплоснабжения.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 27.01.2020 N 75 и вынесло постановление от 20.03.2020 N 75 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 07.09.2020 (резолютивная часть от 14.08.2020) заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что введение процедуры банкротства в форме внешнего наблюдения, не может являться основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
Акционерное общество "Теплоэнерго" в апелляционной жалобе указывает, что Общество как владелец теплопотребляющих установок обязано выполнять требования действующего законодательства. Считает, что закон о банкротстве не предусматривает возможности освобождения от административной ответственности предприятия, находящего на момент рассмотрения административного дела в стадии наблюдения.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
В соответствии с пунктом 139 Правил N 808 потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация обязаны предоставить единой теплоснабжающей организации обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, договору теплоснабжения и поставки горячей воды, договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, если потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация не исполнили или ненадлежащим образом исполнили обязательства по оплате единой теплоснабжающей организации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и это привело к образованию задолженности перед единой теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед единой теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией задолженности перед единой теплоснабжающей организацией, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации с фактом наличия задолженности перед единой теплоснабжающей организацией и с размером такой задолженности (соглашение, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации, или иной документ).
Согласно пункту 140 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация определяет потребителя тепловой энергии, теплоснабжающую организацию, соответствующих предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию, и направляет потребителю тепловой энергии, теплоснабжающей организации уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 139 настоящих Правил потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация обязаны предоставить единой теплоснабжающей организации обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно пункту 142 Правил N 808 потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация, соответствующие предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию, обязаны предоставить единой теплоснабжающей организации обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на срок, определяемый единой теплоснабжающей организацией. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктами 143 и 144 Правил N 808 срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, определяется единой теплоснабжающей организацией, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя предоставляется потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией, которые соответствуют предусмотренному абзацем первым пункта 139 настоящих Правил критерию и определены единой теплоснабжающей организацией, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
По согласованию с единой теплоснабжающей организацией потребителем тепловой энергии, теплоснабжающей организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Из материалов дела следует, что между Обществом и акционерным обществом "Теплоэнерго" заключен договор теплоснабжения N 65487 от 21.11.2013. Общество не исполняет принятые на себя обязательства по оплате тепловой энергии, что привело к образованию задолженности перед акционерным обществом "Теплоэнерго" - в размере 286 370 рублей 64 копеек. Факт наличия задолженности подтвержден вступившим в законную силу судебным приказом Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-47209/2018 от 30.11.2018.
Акционерное общество "Теплоэнерго" в соответствии с требованиями раздела XIII Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 направило Обществу уведомления от 13.03.2019 N N 03.13.65/об01 и от 03.13.66/об01 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) в сумме 286 370 рублей 64 копеек в течении 61 дня с момента получения данного уведомления.
Указанные уведомления были получены Обществом 18.03.2019 и 26.03.2019, в связи с чем, содержащиеся в уведомлении требования подлежали исполнению в срок до 20.05.2019.
В ответ на указанные уведомления Общество направило в адрес акционерного общества "Теплоэнерго" письмо от 13.05.2019 N 1/33-161, в котором сообщило о нахождении Общества в процедуре банкротства и о невозможности предоставления банковской, муниципальной, государственной гарантий по причине отказа в их предоставлении банками и уполномоченными органами. Данное письмо получено АО "Теплоэнерго" 16.05.2019
В установленный уведомлением срок обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) в сумме 286 370 рублей 64 копеек Обществом исполнено не было.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, Общество предпринимало действия в целях получения необходимого обеспечения исполнения обязательства перед поставщиком - направляло запросы в ПАО "Совкомбанк", АО "ЮниКредитБанк", АО "Райффайзенбанк", ПАО "Почта Банк", ПАО "БИНБАНК", АО "АЛЬФА-БАНК", АО "НК Банк", ОАО "Промсвязьбанк" с просьбой предоставить банковскую гарантию, однако на данные обращения из финансовых учреждений получены ответы о невозможности предоставить банковскую гарантию предприятию, находящемуся в стадии банкротства.
ПАО "Совкомбанк" предложило Обществу для получения банковской гарантии обратиться на электронную площадку FINTENDER. Вместе с тем, на официальном сайте www.fintender.ru содержится информация о невозможности рассмотрения заявки на предоставление банковской гарантии на сумму менее 1 000 000 рублей.
В ответ на обращение Общества Приволжский филиал ПАО "Промсвязьбанк" сообщил, что банк не предоставляет банковские гарантии организациям, в отношении которых введена процедура наблюдения (исх. N 37324 от 13.12.2018).
АО "НК Банк" также сообщило о невозможности представить испрашиваемую банковскую гарантию (исх. N П-18/04-2327 от 10.12.2018).
АО "Райффайзенбанк" сообщил об отрицательном решении по вопросу предоставления банковской гарантии путем направления соответствующего письма на адрес электронной почты Общества (копия эл.письма б/н от 19.10.2018).
От АО "ЮниКредитБанк" получен ответ о том, что банк выпускает гарантии в рамках документарных лимитов, установленных на юридическое лицо - клиента банка. Поскольку Общество не является клиентом банка, рассмотреть обращение о выпуске гарантии не представляется возможным (исх. N 978-2204 от 15.10.2018).
Кроме того, Обществом направлено обращение Главе города Нижнего Новгорода В.А.Панову с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств Общества муниципальной гарантии.
В ответ на данное обращение получен ответ о невозможности предоставления муниципальной гарантии (исх.N 11-1-01-192/18ис от 12.12.2018).
Общество обращалось в Правительство Нижегородской области с просьбой о предоставлении государственной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств Общества перед АО "Теплоэнерго".
Согласно полученному ответу из Министерства финансов Нижегородской области предоставление государственной гарантии также невозможно в силу законодательства Нижегородской области и финансового состояния Общества (исх.N исх-306-47341/18 от 11.12.2018).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Обществом со своей стороны были предприняты все предусмотренные действующим законодательством меры по предоставлению испрашиваемого обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в виде гарантии.
Однако отказ в предоставлении соответствующего обеспечения был обусловлен волей третьих лиц и финансовым положением Общества.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в деянии Общества вины и, соответственно, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Управления от 20.03.2020 N 75.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.09.2020 по делу N А43-17905/2020 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и акционерного общества "Теплоэнерго" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17905/2020
Истец: ОАО "РУМО"
Ответчик: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО Теплоэнерго