г. Чита |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А19-13510/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2020 года, принятое в виде резолютивной части, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13510/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Системы Консалтинга и Аутсорсинга" (ОГРН 1083811009600, ИНН 3811126641) к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323) о признании недействительным решения от 04.06.2020 N048S19200014845 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Системы Консалтинга и Аутсорсинга" (далее - Общество, страхователь, ООО "СКА") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - Пенсионный фонд, Центр ПФР по установлению пенсий) от 04.06.2020 N 048S19200014845 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение от 04.06.2020 N 048S19200014845 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2020 года, принятое в виде резолютивной части, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13510/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-Стаж в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение общества к ответственности является обоснованным.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 08.10.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, обществом по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета 26.02.2020 представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-СТАЖ (ИСХ) за 2019 год на 6470 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом контроля отчетности от 26.02.2020.
Пенсионный фонд указанную отчетность проверил и выявил ошибку с кодом 30 и грубую ошибку с кодом 50, направив по телекоммуникационным каналам связи, через программу Контур 19.03.2020 уведомление об устранении ошибок.
23.03.2020 по телекоммуникационным каналам связи в дополнение к представленным сведениям Обществом представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВСТАЖ (дополняющая).
Направление дополняющей формы подтверждается протоколом контроля отчетности от 23.03.2020 с результатом проверки: "принят частично".
Центром сформировано 23.03.2020 уведомление об устранении ошибок с кодом 30. Ошибка с кодом 30 свидетельствует о том, что Страхователь в отчестве Найда О.И. подал сведения как "ИгорЬевич", так как указано в паспорте застрахованного лица.
Фонд потребовал исправить ошибку в отчестве и прописать так, как указано в СНИЛСе.
Страхователем 24.03.2020 в дополнение к представленным сведениям представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), с исправлением ошибки с кодом 30, что подтверждается протоколом контроля отчетности от 25.03.2020, со статусом протокола "Положительный" и протоколом проверки отчетности от 25.03.2020 с результатом проверки "Документ принят".
Поскольку дополнительные сведения за 2019 год были представлены Обществом после установленных законом сроков для представления отчетности за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений Центром составлен акт от 24.04.2020 N 048S18200010396, на основании которого принято решение от 04.06.2020 N 048S19200014845 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением ООО "СКА" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 названного Федерального закона в виде штрафа в размере 500 руб.
Заявитель, полагая, что решение 04.06.2020 N 048S19200014845 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствует нормам действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
06 октября 2020 года Арбитражным судом Иркутской области в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ изготовлено мотивированное решение. Вследствие чего, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу заявителя на решение суда первой инстанции, принятое в виде резолютивной части, от 18 сентября 2020 года с учетом полного мотивированного решения от 06 октября 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) ООО "Системы Консалтинга и Аутсорсинга" является страхователем.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлена страхователем в установленный срок (26.02.2020).
Пенсионный фонд указанную отчетность проверил и выявил ошибку с кодом 30 и грубую ошибку с кодом 50, направив по телекоммуникационным каналам связи, через программу Контур 19.03.2020 уведомление об устранении ошибок.
Грубая ошибка с кодом 50 свидетельствует о том, что страхователем ранее была уже подана форма СЗВ-СТАЖ исходная за год 2019.
В ходе проверки ошибки с кодом 50 Общество выявило, что 08.08.2019 была подана форма СВЗ-СТАЖ исходная на 1 (одно) застрахованное лицо Гетманец СП.
Страхователь ошибочно отметил тип "исходная", а нужно было отметить тип "назначение пенсии".
Фонд принял эту отчетность как "исходную" (подтверждается протоколом контроля отчетности от 08.08.2019, статус протокола "Положительный" и протоколом проверки отчетности от 08.08.2019 года с результатом проверки "Документ принят").
23.03.2020 по телекоммуникационным каналам связи в дополнение к представленным сведениям Обществом представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВСТАЖ (дополняющая).
Направление дополняющей формы подтверждается протоколом контроля отчетности от 23.03.2020 с результатом проверки: "принят частично".
Центром сформировано 23.03.2020 уведомление об устранении ошибок с кодом 30.
Ошибка с кодом 30 свидетельствует о том, что Страхователь в отчестве Найда О.И. подал сведения как "ИгорЬевич", так как указано в паспорте застрахованного лица. А Фонд потребовал исправить ошибку в отчестве и прописать так, как указано в СНИЛСе.
Страхователем 24.03.2020 в дополнение к представленным сведениям представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), с исправлением ошибки с кодом 30, что подтверждается протоколом контроля отчетности от 25.03.2020, со статусом протокола "Положительный" и протоколом проверки отчетности от 25.03.2020 с результатом проверки "Документ принят".
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении Обществом дополняющей формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год за пределами установленного пунктом 2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем представления 24.03.2020 в Центр дополнительных сведений за этот отчетный период (2019 год). Корректировка сведений произведена в течение пяти дней, отведенных для этого пунктом 39 Инструкции N 766н. Следовательно, основания для привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Системы Консалтинга и Аутсорсинга" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества о признании недействительным решения Пенсионного фонда.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13510/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13510/2020
Истец: ООО "Системы Консалтинга и Аутсорсинга" "СКА"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1