г. Пермь |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А60-27653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2020 года
по делу N А60-27653/2020
по иску Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кушвинский" (ОГРН 1026601302584, ИНН 6620003436)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о возложении обязанности совершить действия по принятию в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества и прекращении права оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кушвинский" (далее - истец, МО МВД РФ "Кушвинский") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Свердловской области) со следующими требованиями:
- обязать ТУ Росимущества в Свердловской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по принятию в казну Российской Федерации объекта недвижимого имущества, закрепленного за МО МВД РФ "Кушвинский" на праве оперативного управления расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55, путем издания распоряжения об изъятии в состав казны Российской Федерации недвижимого имущества и подписания акта приема-передачи с межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел "Кушвинский" в отношении нежилого здания, общей площадью 536,3 кв.м с кадастровым номером 66:53:0303004:374;
- обязать ТУ Росимущества в Свердловской области прекратить право оперативного управления МО МВД РФ "Кушвинский" на объект: нежилое здание, общей площадью 536,3 кв.м с кадастровым номером 66:53:0303004:374;
- обязать ТУ Росимущества в Свердловской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по принятию в казну Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 66:53:0303004:454 площадью 871+/-10 кв.м, по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55, закрепленного за МО МВД РФ "Кушвинский" на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- обязать ТУ Росимущества в Свердловской области прекратить право постоянного (бессрочного) пользования МО МВД РФ "Кушвинский" на земельный участок с кадастровым номером 66:53:0303004:454 площадью 871+/-10 кв.м, по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2020 года (резолютивная часть решения от 28.08.2020) исковые требования удовлетворены частично. На ТУ Росимущества в Свердловской области возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по принятию в казну Российской Федерации нежилого здания общей площадью 536,3 кв. м с кадастровым номером 66:53:0303004:374, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55, закрепленного за МО МВД РФ "Кушвинский" на праве оперативного управления и земельного участка с кадастровым номером 66:53:0303004:454 площадью 871+/-10 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55, закрепленного за МО МВД РФ "Кушвинский" на праве постоянного (бессрочного) пользования. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что спорные объекты недвижимости, в отношении которых МО МВД РФ "Кушвинский" просит обязать принять в казну Российской Федерации не могут находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом. Ссылается на то, что любое распоряжение спорным имуществом, в том числе его перераспределение (изъятие) осуществляется по усмотрению собственника. Считает, что МО МВД РФ "Кушвинский" ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления.
Истцом представлен отзыв на жалобу, по основаниям, изложенным в нем, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, МО МВД РФ "Кушвинский" на праве оперативного управления (запись государственной регистрации права от 16.10.2013 N 66-66-17/668/2013-154) принадлежит находящийся в собственности Российской Федерации объект недвижимого имущества: нежилое здание площадью 536,3 кв.м, кадастровый номер 66:53:0303004:374, находящийся на земельном участке площадью 871+/-10 кв.м с кадастровым номером 66:53:0303004:454, принадлежащем истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись государственной регистрации права от 21.08.2014 N66-66-17/667/2014-366). Указанные объекты недвижимого имущества расположены по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Первомайская, д. 55.
В целях оптимизации расходов на содержание недвижимого имущества, в связи с тем, что указанное нежилое здание не используется в соответствии с целями деятельности отдела, истец обратился в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области по вопросу прекращения права оперативного управления на недвижимое имущество, а также о согласовании решения об отказе права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (исх. от 13.03.2018 N 2888). ГУ МВД России по Свердловской области обратилось с аналогичным вопросом в Министерство внутренних дел Российской Федерации (исх. от 13.09.2018 N 1/1113).
Письмом от 29.07.2019 N 1/8396 МВД России согласовало прекращение права оперативного управления МО МВД России "Кушвинский" на объект недвижимого имущества, с кадастровым номером 66:53:0303004:374. Письмом от 29.07.2019 N 1/8397 МВД России согласовало решение МО МВД России "Кушвинский" об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:53:0303004:454.
В целях отказа от права оперативного управления на нежилое здание, руководствуясь письмом МВД России от 29.07.2019 N 1/8396, МО МВД России "Кушвинский" неоднократно обращалось к ответчику по вопросу издания распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области о прекращении права оперативного управления на указанный объект недвижимости федеральной формы собственности.
13.11.2019 в адрес ответчика было направлено письмо (исх. от 13.11.2019 N 14850) о прекращении права оперативного управления. Ответ на указанное обращение не поступил.
04.02.2020 в адрес ответчика повторно было направлено письмо (исх. от 04.02.2020 N 1436) о прекращении права оперативного управления.
В ответ на обращение письмом от 17.03.2020 N 66-ВС-06/2956 ТУ Росимущества в Свердловской области отказало в прекращении права оперативного управления на недвижимое имущество и принятии его в состав казны Российской Федерации. Ответчиком было указано, что по состоянию на 16.03.2020 заинтересованные в имуществе организации не выявлены, кроме того, в связи с проводимой работой по минимизации объектов казны в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 327, принятие в состав государственной казны Российской Федерации имущества является нецелесообразным.
Ссылаясь на то, что ответчик отказывается принимать в казну Российской Федерации спорные объекты, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из наличия у истца оснований отказаться от права оперативного управления объектом недвижимого имущества и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и передачи такого имущества в казну Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
На основании пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорные объекты переданы истцу на праве оперативного управления - нежилое здание площадью 536,3 кв.м, кадастровый номер 66:53:0303004:374 и постоянного (бессрочного) пользования - земельный участок площадью 871+/-10 кв.м с кадастровым номером 66:53:0303004:454. Как указывалось выше, истец неоднократно направлял ответчику заявления, свидетельствующие об отказе от права оперативного управления зданием, расположенным на вышеуказанном земельном участке, в отношении неиспользуемого имущества, в соответствии с целями деятельности отдела. Отказ от этого имущества согласован МВД России.
Следовательно, с учетом вышеприведённых положений МО МВД России "Кушвинский" реализовал свое право на отказ от права оперативного управления недвижимым имуществом и расположенным под ним земельным участком надлежащим образом.
По правилам пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Свердловской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, отказ ТУ Росимущества в прекращении постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права оперативного управления объектом недвижимого имущества, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 АПК РФ, установив, что нарушение прав заявителя отказом прекращения прав на недвижимое имущество состоит в том, что истец вынужден нести бремя содержания недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, а также наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления, и передачу его уполномоченному органу по причине неиспользования, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорное имущество подлежит изъятию из оперативного управления истца в казну Российской Федерации.
Ответчиком, как уполномоченным органом должно быть принято решение об изъятии спорного имущества в казну Российской Федерации и осуществлены фактические действия по принятию этого имущества.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N А13-2776/2017.
Тот факт, что при принятии имущества в состав государственной казны РФ у территориальных органов Росимущества возникает обязанность по охране и содержанию в надлежащем состоянии такого имущества, обстоятельством, исключающим удовлетворение требований, не является.
Ссылки на судебную практику не принимаются, поскольку в каждом случае решение судом принимается с учетом обстоятельств, установленных в рамках конкретного дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2020 года по делу N А60-27653/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27653/2020
Истец: МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КУШВИНСКИЙ"
Ответчик: территориальное управление федерального агенства по управлению гусударственным имуществом в свердловской области