город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2020 г. |
дело N А32-51517/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от ответчика - представитель Добрицкая А.С., доверенность от 25.09.19;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2019 по делу N А32-51517/2019
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - АО "Транснефть-Терминал"
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с огранчиенной ответственностью "Транснефть-терминал" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 52830 руб. 96 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4240 руб. 23 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 25.10.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением от 18.08.2019 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчиком нарушен технологический срок оборота вагонов, предусмотренный пунктом 12 договора от 16.04.2015 N 229/2. Невозможность приема грузового поезда с индексом 5218-072-5217 подтверждается памятками приемосдатчика. В периоды с 11.09.2018 по 13.09.2018, с 24.08.2018 по 01.09.2018 пути грузополучателя были заняты вагонами, прибывшими ранее. Начало и окончание задержки вагонов удостоверены актами общей формы. Обстоятельства простоя вагонов и задержки также удостоверены актами общей формы, которые являются основанием для начисления взыскиваемой платы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и АО "Транснефть-Терминал" заключен договор N 229/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" при станции Грушевая СКЖД от 16.04.2015, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 8 станции Грушевая СКЖД стрелочным переводом N 65. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 12.08.2016) на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологическое время на грузовые операции в размере 2-00 час.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости разогрева в холодный период года (с 15 октября по 14 апреля) технологическое время устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Необходимость увеличения технологического времени на слив вязких и застывающих грузов определяется начальником станции Грушевая на основе предоставляемых владельцем данных о физико-химических свойствах грузов и применяемых способах слива и производительности технологического оборудования.
Дополнительное время на разогрев и слив предоставляется в соответствии с пунктом 2.3 Методики по разработке определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10.11.2003 N 70. Общая технологическая норма на разогрев и слив темных нефтепродуктов в холодный период года устанавливается для мазута М-40 не более 6 часов, для мазута М-100 не более 8 часов.
В связи с нарушением технологических норм на выгрузку, на станции Разъезд 9 11.09.2018 в 00 час. 30 мин. отставлены от движения 8 вагонов, следовавших в составе поезда с индексом 5218-072-5217, 24.08.2018 в 12 час. 00 мин. и 28.09.2018 в 18 час. 34 мин. отставлены от движения 11 вагонов следовавших в составе поезда с индексом 5216-533-5217 на станции Казакова и на станции Крымская.
В обоснование требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в материалы дела представлены акты общей формы.
В связи с неисполнением АО "Транснефть-Терминал" обязательств по внесению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания подачи вагонов.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 части Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1-4 Тарифного руководства.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы, пришел к выводу о том, что ведомости, а также памятки приемосдатчика, составленные в отношении грузовых операций по выгрузке нефтепродуктов на железнодорожных путях необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" не подтверждают обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, конкретные причины задержки вагонов в пути следования, невозможность приема вагонов станцией назначения на момент задержки поездов в пути следования, степень вины грузополучателя в такой задержке, наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и действиями (бездействием АО "Транснефть-Терминал" и правомерность начисленной платы за простой спорных вагонов.
Представленные в материалы дела ведомости и памятки приемосдатчика фиксируют исключительно временной отрезок прибытия и продолжительность грузовой операции, а не причины и обстоятельства задержки вагонов, доказывание которых необходимо для установления вины грузополучателя.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчиком нарушен технологический срок оборота вагонов, предусмотренный пунктом 12 договора от 16.04.2015 N 229/2. Невозможность приема грузового поезда с индексом 5218-072-5217 подтверждается памятками приемосдатчика. Начало и окончание задержки вагонов удостоверены актами общей формы. Обстоятельства простоя вагонов и задержки также удостоверены актами общей формы, которые являются основанием для начисления взыскиваемой платы.
Технологическое время проведения грузовой операции на путях необщего пользования определяется на основании требований Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Согласно пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил).
Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования локомотивами ОАО "Российские железные дороги" также регламентируется Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования технологического перевалочного комплекса АО "Транснефть-Терминал", примыкающего к станции Грушевая, утвержденной ОАО РЖД" и АО "ТНТ" 30.03.2015 (пункты. 1.2, 2.1, 3.3).
Судом первой инстанции установлено, что исчисление периода времени проведения грузовой операции по памятке N 8358 произведено без учета требований пункта 4.1 Правил.
Доказательства занятости железнодорожных путей необщего пользования N 22 с 23-25 10.09.2018, а также железнодорожных путей N 23 необщего пользования с 23-45 10.09.2018 и до времени задержки поезда с индексом 5218-072-5217 в пути следования в 00-33 11.09.2018, не представлены.
Согласно акту общей формы от 11.09.2018 N 1/27903, составленному на станции Грушевая на вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя АО "ТНТ" и простаивающих в ожидании подачи на пути необщего пользования, время окончания простоя - 23-45 10.09.2018, что свидетельствует об освобождении станционных путей для приема груза, прибывающего для АО "ТНТ", то есть до задержки спорного поезда в пути следования.
Доказательств, подтверждающих занятость путей станции Грушевая вагонами, прибывшими в адрес грузополучателя АО "ТНТ" на момент задержки поезда с индексом 5218-072-5217 в пути следования в 00-33 11.09.2018, не представлено.
Согласно уведомлениям от 10.09.2018 N 4781, N 4782, N 4787, N 4794, N от 11.09.2018, N 4802, направленным АО "ТНТ" перевозчику, ОАО "РЖД" в нарушение согласованных планов подвода поездов, не подведены на станцию Грушевая и переданы на железнодорожные пути N 22, 23 для выгрузки 4 поездных состава со светлым нефтепродуктом, что также свидетельствует об отсутствии загруженности станции назначения Грушевая в период с 10.09.2018 по 11.09.2018 вагонами, прибывшими в адрес АО "ТНТ" для их выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования N 22, 23 и простое железнодорожных путей.
На основании памятки приемосдатчика N 8358 арбитражным судом сделан вывод о завершения грузовых операций на железнодорожных путях необщего пользования до момента оставления спорного поезда в пути следования.
Вагоны с грузом бензин стабильный газовый (газолин) в составе поезда 5218-072-5217 задержаны 11.09.2018 в 00-33 на станции Разъезд 9 км. Памятка приемосдатчика N 8358 составлена о проведении грузовых операций на железнодорожных путях N 22, 23 (для слива светлого нефтепродукта, то есть аналогичного груза с задержанным в пути следования) 10.09.2018. По памятке приемосдатчика N8358 грузовая операция завершена на железнодорожном пути N 23 в 23-25 10.09.2018.
Доказательства наличия на момент задержки спорного поезда в пути следования вагонов грузополучателя в ожидании подачи на станции назначения Грушевая на основании составленных актов общей формы на начало и окончание времени простоя, в деле отсутствуют.
С учетом условий пункта 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, после подачи грузополучателем уведомления о завершении грузовой операции, железнодорожные пути необщего пользования считаются освобожденными после выгрузки из вагонов, а время фактического нахождения порожних вагонов на путях до уборки локомотивом перевозчика не указывает на занятость фронта выгрузки.
Временем окончания установленного договором срока оборота вагонов при проведении грузовой операции является время, указанное в уведомлении Грузополучателя о завершении выгрузки (по памяткам приемосдатчика N 8358, N 8359 - 10.09.2018 в 23-25 и 23-45). Дальнейшее нахождение порожних вагонов для уборки на путях необщего пользования находится в зоне ответственности перевозчика (вагоны подлежат уборке с путей в течение 4 часов с момента получения уведомления о завершении грузовой операции, обслуживание путей необщего пользования истец обеспечивает работой двумя локомотивами, что позволяет производить уборку вагонов в максимально короткие сроки).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что акт общей формы от 24.08.2018 N 50/37, составленный для удостоверения факта задержки грузового поезда 5216-533-5217 содержит информацию о том, что поезд задержан 24.08.2018 в 23 час. 34 мин.
Как следует из памятки приемосдатчика N 7838 17 путь был занят 18 час. 25 мин. Однако в 20 час. 45 мин. грузовая операция завершена и железная дорога получила уведомление о завершении грузовой операции, уборка произведена в 21 час. 25 мин.
Таким образом, на момент отставления от движения поезда с индексом 5216-533-5217 24.08.2018 в 23 час. 34 мин. пути грузополучателя заняты не были.
Доказательства обратного не представлены.
Акт общей формы от 28.09.2018 N 55/170, составленный для удостоверения факта задержки грузового поезда 5216-533-5217 содержит информацию о том, что поезд задержан 28.09.2018 в 18 час. 34 мин.
В обоснование факта задержки по вине АО "Транснефть-Терминал" истцом в материалы дела представлена памятка приемосдатчика N 8935, которая свидетельствует о занятости путей с 16 час 30 мин. 28.09.2018.
Однако данная памятка приемосдасчика составлена в отношении пути 23. Вместе с тем относимость данных путей к конкретному грузу не подтверждена. В отставленных вагонах находился мазут, слив которого производится на железнодорожных путях N 14, 15, 16.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2019 по делу N А32-51517/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51517/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "РЖД" "Северо-Кавказская железная дорога"
Ответчик: АО "Транснефть-Терминал"
Третье лицо: Щукина Виктория Сергеевна