город Омск |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А81-2907/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10140/2020) общества с ограниченной ответственностью "Велесстрой" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2020 по делу N А81-2907/2020 (судья Беспалов М.Б.), принятое по заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Ямальском районе (ИНН 8901016427, ОГРН 1058900002908, 629700, Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Яр-Сале, ул. Советская, 30) к обществу с ограниченной ответственностью "Велесстрой" (ИНН 7709787790, ОГРН 1087746466950, 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, проспект Ленинградский, д. 14А, 39) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Ямальском районе (далее - территориальный отдел Управления, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Велесстрой" (далее - ООО "Велесстрой", общества, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2020 по делу N А81-2907/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, материалами дела подтвержден факт осуществления обществом деятельности с нарушением условий лицензии, то есть совершения деяния, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а также того, что на момент рассмотрения дела судом (11.08.2020) срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляющей три месяца со дня обнаружения административного правонарушения (17.03.2020), истек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Велесстрой" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в части установления в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и установить, что ООО "Велесстрой" не допущено нарушений требований лицензионного законодательства, необходимость переоформления лицензии в рассматриваемом споре отсутствует.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ООО "Велесстрой" не допущено нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку общество осуществляет эксплуатацию и хранение переносных рентгеновских дефектоскопов, которые в неработающем состоянии (без подачи питающего напряжения) не создают радиационной опасности; переносные рентгеновские дефектоскопы не имеют радиационной защиты и используются как в стационарах, так и не в стационарных условиях; осуществляемый обществом вид лицензируемой деятельности не влечет необходимости переоформления лицензии в случае вывоза переносных рентгеновских дефектоскопов на территорию иных субъектов Российской Федерации и намерении осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии.
Отзыв на апелляционную жалобу от административного органа в материалы дела не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве ООО "Велесстрой" выдана лицензия от 15.11.2013 N 77.01.13.002.Л.000056.11.13 на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, в которой указано место осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Енисейская, домовладение (дом) 36, стр. 14.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ЯНАО N 96 от 05.02.2020 о проведении плановой, документарной, выездной проверки в отношении ООО "Велесстрой" (место фактического осуществления деятельности - ЯНАО, Ямальский район, п. Сабетта) установлено, что на территории Ямальского района, обществом осуществляется деятельность в области использования источников ионизирующего излучения - хранение и эксплуатация рентгеновских дефектоскопов, а именно: в п. Сабетта ООО "Велесстрой" осуществляет рентгеновскую дефектоскопию без лицензии для осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения с указанием места фактического осуществления деятельности, что является нарушением пункта 2.5 СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии", пункта 3.4.1 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", части 5 статьи 9, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", пунктов 4, 7 Положения постановления о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N278)
Выявленное нарушение зафиксировано актом проверки N 96 от 17.03.2020. ООО "Велесстрой" выдано предписание от 17.03.2020 N14 об устранении выявленных нарушений.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, последнему направлено уведомление (от 24.03.2020. N 180) о дате составления протокола об административном правонарушении.
26.03.2020 от ООО "Велесстрой" поступило ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя.
26.03.2020 территориальным отделом Управления в отношении ООО "Велесстрой" составлен протокол об административном правонарушении N 43 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании данного протокола административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Велесстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
11.08.2020 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 39 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение N 278).
В силу пункта 4 Положения N 278 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются:
а) наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании для выполнения работ (оказания услуг), которые составляют лицензируемую деятельность, и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
б) наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами; в) наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с федеральными законами, осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг);
д) наличие планов мероприятий по защите работников соискателя лицензии (лицензиата) и населения в случае возникновения радиационной аварии, соответствующих требованиям федеральных законов;
е) повышение квалификации работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), не реже 1 раза в 5 лет.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Велесстрой" осуществляет деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) на основании лицензии от 15.11.2013 N 77.01.13.002.Л.000056.11.13, выданной Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, в которой указано место осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Енисейская, домовладение (дом) 36, стр. 14.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по местам фактического осуществления деятельности: ЯНАО, Ямальский район, п. Сабетта, установлено, что обществом осуществляется деятельность в области использования источников ионизирующего излучения - хранение и эксплуатация рентгеновских дефектоскопов.
Лаборатория неразрушающего контроля - Полевая испытательная лаборатория (ПИЛ) организована на двух участках: 1 место - место основного хранения и 2 место - место временного хранения непосредственного на участке производственных строительных работ завода СПГ.
Место основного хранения рентгеновских дефектоскопов представлено двумя контейнерами. На входах отсутствуют знаки радиационной опасности. При осмотре на складе основного хранения находились 7 дефектоскопов, 11 дефектоскопов находились на складе временного хранения. Журналы учета выдачи и приема дефектоскопов имеются.
Согласно записям в журнале учета выдачи и приема дефектоскопов, дефектоскопы ежедневно выдаются и в этот же день сдаются в место основного хранения. Фактически дефектоскопы после выдачи не сдаются в основное место хранения, а хранятся на складе временного хранения непосредственно на участке выполнения работ - согласно записям из журнала учета выдачи и приема дефектоскопов 29.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 сданы, 28.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 27.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 26.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 25.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 23.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 22.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 21.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, 20.02.2020 были выданы 2 дефектоскопа и 2 дефектоскопа сданы, но фактически выданные дефектоскопы хранятся на складе временного хранения непосредственно на участке выполнения работ. На складе временного хранения журнал учета выдачи и приема дефектоскопов за 2020 год отсутствует. Также на складе временного хранения на входе отсутствует знак радиационной опасности.
Таким образов, в ходе проверки административным органом установлено, что в рамках осуществления указанной деятельности ООО "Велесстрои" осуществляет эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих), хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники - дефектоскопы рентгеновские переносные.
Отклоняя доводы ООО "Велесстрой" о том, что им не допущено нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку общество осуществляет эксплуатацию и хранение переносных рентгеновских дефектоскопов, которые в неработающем состоянии (без подачи питающего напряжения) не создают радиационной опасности; переносные рентгеновские дефектоскопы не имеют радиационной защиты и используются как в стационарах, так и не в стационарных условиях; осуществляемый обществом вид лицензируемой деятельности не влечет необходимости переоформления лицензии в случае вывоза переносных рентгеновских дефектоскопов на территорию иных субъектов Российской Федерации и намерении осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.05.2014 N 34 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.3164-14 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии" проектирование, конструирование, изготовление, реализация, испытания, монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание, радиационный контроль, транспортирование, хранение и утилизация рентгеновских дефектоскопов, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты для рентгеновской дефектоскопии допускается при наличии лицензии на осуществление деятельности по обращению с источниками ионизирующего излучения (генерирующими). Изготовление, испытания, монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание и радиационный контроль рентгеновских дефектоскопов осуществляется при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам.
Как следует из материалов дела, на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения обществом предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение N 77.01.16.000.М.006699.11.18 от 01.11.2018, согласно которому, санитарно- эпидемиологическое заключение выдано ООО "Велесстрой" лаборатория неразрушающего контроля для осуществления деятельности по следующим адресам: г. Москва, 2-я Тверская-Ямская улица, дом 10; г. Москва, ул. Енисейская, дом 36, стр. 14.
Вместе с тем ООО "Велесстрой" фактически осуществляет лицензируемую деятельность на территории ЯНАО, Ямальский район, п. Сабетта, по адресу, не указанному в лицензии.
Согласно пункту 3.4.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" деятельность, связанная с использованием источников излучения, за исключением использования источников, упомянутых в пункте 1.8 Правил, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что согласно лицензии ООО "Велесстрой" на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) N 77.01.13.002.Л.000056.11.13 от 15.11.2013 местом осуществления лицензируемой деятельности указан адрес: г. Москва, Енисейская ул., домовладение (дом) 36, строение 14.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
Лицензия N 77.01.13.002.Л.000056.11.13 от 15.11.2013 выдана обществу Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.
Согласно части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" следует, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. В уведомлении указываются следующие сведения:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления
лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида
деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат предполагает осуществлять лицензируемый вид деятельности, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 (далее - Положение N 278).
Пунктом 7 Положения N 278 установлено, что при намерении осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии лицензиат указывает этот адрес, а также представляет:
а) копии документов, подтверждающие наличие у лицензиата (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления лицензируемой деятельности по указанному новому адресу зданий, сооружений и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, сооружениях и помещениях);
б) копии документов о наличии у лицензиата по новому адресу оборудования, в том числе радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на радиационные источники (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих));
в) копии документов, подтверждающих наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего образования или среднего профессионального образования и профессионального обучения по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг) по новому адресу.
В ходе проверки административным органом установлено, при проведении проверки действия лицензии в реестре Роспотребнадзора (http://fp.crc.ru/) в реестре выданных лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) лицензия была переоформлена за тем же номером и датой на основании решения лицензирующего органа N 73 от 29.07.2019, в которой место осуществления лицензируемой деятельности указан адрес: г. Москва, Енисейская ул., домовладение (дом) 36, строение 14.
Также ООО "Велестрой" предоставило письмо исх. N РУК/У2/003-11483-14 от 06.11.2014, в котором уведомляет Управление Роспотребнадзора по ЯНАО о ввозе на территорию ЯНАО рентгеновских аппаратов для проведения работ по неразрушающему контролю, вывоз которых планируется после окончания строительства в 2016 году. Фактически дефектоскопы находятся на территории ЯНАО, Ямальского района, п. Сабетта. ООО "Велестрой" фактически осуществляет деятельность в области использования источников ионизирующего излучения в п. Сабетта с 2014 года с местом постоянного хранения рентгеновских дефектоскопов.
Таким образом, требования законодательства об уведомлении лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением лицензионной деятельности в месте, не указанном в лицензии, обществом соблюдены.
Вместе с тем факт предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации является недостаточным условием для осуществления лицензируемой деятельности по адресу, не указанному в лицензии, поскольку по смыслу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", пункта 7 Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) N 278 уведомление лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации влечет за собой процедуру внесения соответствующих изменений в ранее выданную лицензию.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, следует оценивать как нарушение лицензионных требований и условий, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При переоформлении лицензии для осуществления лицензируемой деятельности по адресу, не указанному в лицензии, одним из лицензионных требований, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, является: наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании для выполнения работ (оказания услуг), которые составляют лицензируемую деятельность, и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - федеральные законы) (абц. а), п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 278.
Доказательств, опровергающих факты, установленные административным органом в ходе проверочных мероприятий, применительно к названным нарушениям в материалах дела не имеется, в связи с чем действия общества образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-8406 по делу N А76-26447/2018.
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Из материалов дела следует, что акт проверки, подтверждающий выявленное нарушение, составлен 17.03.2020.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 26.03.2020 N 43, датой совершения правонарушения является 17.03.2020.
Следовательно, предельный срок привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ применительно к статье 4.5 названного Кодекса истек 17.06.2020.
Соответственно, на дату принятия Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решения по делу N А81-2907/2020 11.08.2020) установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявления территориального отдела Управления о привлечении ООО "Велесстрой" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2020 по делу N А81-2907/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2907/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "ВЕЛЕССТРОЙ"
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ООО "ВЕЛЕССТРОЙ"