город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2020 г. |
дело N А01-4683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 11.08.2020 по делу N А01-4683/2019
по иску Администрации муниципального образования "Город Майкоп"
(ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546)
к Министерству финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880,
ОГРН 1020100701433), Министерству финансов Российской Федерации
(ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском о взыскании с Министерства финансов Республики Адыгея (далее - ответчик, министерство) убытков, связанных с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма Рыльской Марие Епифановне в размере 1 721 484 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.02.2020 в качестве соответчика, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2020 иск Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о взыскании убытков в размере 1 721 484 рублей удовлетворен. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма от 08.09.2017 N 422 Рыльской Марие Епифановне, 1 721 484 рубля. В удовлетворении иска к Министерству финансов Республики Адыгея о взыскании убытков отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу в отношении Министерства финансов Российской Федерации прекратить, ссылаясь на то, что к межбюджетным отношениям не может быть применён порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, семья Рыльской Валентины Алексеевны, включающая мать - инвалида Рыльскую Марию Епифановну, составом семьи два человека, протоколом комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Майкопа от 19.02.2002 N 7 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общие списки и в списки инвалидов с 15.02.2002.
26.05.2016 Рыльская В.А. представила в Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" заключение врачебной комиссии от 23.05.2016 о том, что Рыльская М.Е. имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания с 27.04.1979.
Согласно выписке из протокола N 10 заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 10.06.2016 Рыльская М.Е. с 26.05.2016 включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда от 27.09.2016 по делу N 2-5192/2016 на Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" возложена обязанность предоставить Рыльской Марие Епифановне, 10.10.1926 года рождения, составом семьи один человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 квадратных метров с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв.м.
Согласно решению Майкопского городского суда от 27.09.2016 по делу N 2-5192/2016, Рыльская М.Е. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до 01.03.2005, и должна быть обеспечена жилой площадью в порядке, предусмотренном для граждан, вставших на учет до указанной даты.
Во исполнение вышеназванного решения суда администрация приобрела двухкомнатную квартиру общей площадью 72,3 кв.м, расположенную по адресу:
г. Майкоп, ул. Железнодорожная, д. 294, кв. 4, что подтверждается заявкой на кассовый расход от 25.07.2017 N 00000680 на сумму 1 721 484 рублей, платежным поручением от 25.07.2017 N 105656, выпиской из ЕГРН от 08.08.2017, муниципальным контрактом N 0376300000117000110-0119214-02 от 23.06.2017.
Между администрацией (наймодатель) и Рыльской Марией Епифановной (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения 08.09.2017 N 422, согласно условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 (двух) жилых комнат, в двухкомнатной квартире, общей площадью 72,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Железнодорожная, д. 294, кв. 4.
В связи с понесенными расходными обязательствами по обеспечению жильем инвалидов, администрация 16.01.2019 обратилась в Министерство финансов Республики Адыгея о выделении из республиканского бюджета Республики Адыгея средств на возмещение расходов бюджета муниципального образования "Город Майкоп", связанных с обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов. В приложение к указанному обращению представлена информация по исполнению судебных актов о предоставлении жилых помещений инвалидам, содержащая, в том числе сведения по исполнению решения Майкопского городского суда от 27.09.2016 по делу N 2-5192/2016 по иску Рыльской М.Е.
В письме от 14.02.2019 N 11/362 изложена позиция, согласно которой у Министерства финансов Республики Адыгея нет правовых оснований для выделения Администрации муниципального образования "Город Майкоп" из республиканского бюджета Республики Адыгея денежных средств для возмещения расходов, понесенных Администрацией муниципального образования "Город Майкоп" на приобретение жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов.
На основании вышеизложенного, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея в защиту нарушенного права.
Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Следовательно, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок, в частности порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.03.2010 N 46, не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что Рыльская М.Е. является лицом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, встала на учет именно в данном качестве 15.02.2002 в целях получения жилого помещения по договору социального найма, то есть до 01.01.2005 года, обеспечение ее жилым помещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Право истца на предусмотренные меры социальной поддержки, возникло с 27.04.1979, что подтверждается заключением врачебной комиссии от 23.05.2016 N 455. Следовательно, инвалидность Рыльской М.Е. всегда связана именно с заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и переосвидетельствование в 2016 году повлекло лишь изменение очереди, а не изменение срока принятия указанного лица на учет в качестве нуждающегося.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Поскольку из изложенного следует, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов, обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями является вопросом федерального значения, следовательно, финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с реализацией администрацией мер социальной поддержки, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
Российская Федерация, установив законодательно меру социальной поддержки в виде предоставления инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне очереди жилых помещений, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Поскольку расходы понесенные администрацией в результате исполнения судебного акта, обязывающего предоставить инвалиду отдельное благоустроенное жилое помещение, учитывая, что исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам, а также отсутствие со стороны федерального органа государственной власти компенсации расходов администрации по предоставлению жилого помещения Рыльской М.Е., суд приходит к выводу о том, что понесенные истцом затраты на приобретение жилья подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации, выступающего от имени Российской Федерации (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что к межбюджетным отношениям не может быть применён порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку невыполнение Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации установленной федеральным законодательством обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов в рамках бюджетных правоотношений повлекло за собой возникновение убытков у муниципального образования "Город Майкоп", взыскание которых регулируется нормами гражданского законодательства.
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В связи с вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, обязательным к исполнению, в рамках статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающим на истца соответствующее обязательство, которое исполнено, сторона истца понесла реальные убытки.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об обоснованности применения норм о взыскании убытков.
Из содержания положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Поскольку обязанным субъектом является публично - правовое образование, надлежащим органом с учетом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации публично - правового образования при рассмотрении дела в суде является главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом первой инстанции установлено, что администрация, предоставив по решению суда общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, в то время как органы государственной власти свою обязанность не выполнили, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировали.
Из представленных письменных доказательств следует, что истец в 2019 году информировал органы власти субъекта о нуждаемости в предоставлении денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретение жилья инвалидам. В ответ на данное обращение Министерство финансов Республики Адыгея указало на отсутствие правовых оснований к предоставлению запрашиваемых средств.
При этом, предоставление жилого помещения в пользование, лишает муниципальное образование права свободного распоряжения указанным объектом и свидетельствует о наличии у него убытков.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об обоснованности исковых требований и обращении взыскания на средства казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, в связи с чем, правомерно отказал в иске к Министерству финансов Республики Адыгея.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2020 по делу N А01-4683/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-4683/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП"
Ответчик: Министерство финансов Республики Адыгея, Министерство финансов Российской Федерации