г. Хабаровск |
|
12 ноября 2020 г. |
А73-4002/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 18.08.2020
по делу N А73-4002/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Корфовское"
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
третьи лица - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 7 322 276 руб. 36 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Корфовское" (далее - истец, ООО "УК Корфовское") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского района (далее - заявитель, ответчик, Комитет) о взыскании 7 322 276 руб. 36 коп. убытков, причиненных истцу в связи с применением в период с 01.01.2020 по 29.02.2020 тарифов на оказанные услуги по подаче тепловой энергии ниже экономически обоснованных.
Определениями Арбитражного суда Хабаровского края от 24.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее -- Министерство ЖКХ края), Министерство финансов Хабаровского края (далее -- Минфин края), Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее -- Администрация района).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Комитет, не согласившись с решением суда, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что в отношении истца введена процедура банкротства, что препятствует предоставлению субсидий.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, уведомлённых надлежащим образом, в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК Корфовское" является организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии населению Корфовского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2019 по делу N А73-20746/2018 ООО "УК Корфовское" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Вместе с тем, по состоянию на 16.03.2020 ООО "УК Корфовское" обеспечивает бесперебойную подачу тепловой энергии населению Корфовского городского поселения.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 4 декабря 2019 г. N 38/6 (постановление от 4 декабря 2019 г. N 38/6) установлен тариф на тепловую энергию для потребителей истца в Хабаровском муниципальном районе на 2020 - 2024 годы в размере 3888,72 руб./Гкал.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 сентября 2019 г. N 79 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020год" установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию, учитываемый при определении размера платы для населения, проживающего в муниципальных районах Хабаровского края, не относящихся к районам Крайнего Севера в размере 2286,74 руб./Гкал без учета НДС.
За период с 01.01.2020 по 29.02.2020 истец отпустил населению р.п.Корфовский тепловой энергии в количестве 4570,77 Гкал, применяя при расчетах с населением р.п. Корфовский предельный максимальный тариф на тепловую энергию, таким образом, в результате чего истец понес убытки в связи с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в размере 7 322 276,36 рублей.
Истец направлял заявления ответчику о заключении соглашения о предоставлении из бюджета Хабаровского муниципального района субсидий на возмещение убытков (недополученных доходов) от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на 2020 год (Исх. N б/н от 16.01.2020, N б/н от 05.02.2020)
Ответчик в письме от 06.02.2020 N 1-17/147 сообщил истцу об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии на возмещение убытков (недополученных доходов) от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
06.03.2020 претензией истец предложило ответчику компенсировать вышеуказанные убытки за заявленный период.
Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование истца, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
При этом в соответствии с п.3.1.8 "Положения о Комитете по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района", утверждённого решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21.06.2016 N 53-240, ответчик организует работу по расчету и возмещению организациям коммунального комплекса Хабаровского муниципального района убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с п.1.4 постановления Администрации Хабаровского муниципального района от 16.10.2018 N 1582 возмещение убытков организациям осуществляется в форме субсидий, главным распорядителем средств бюджета Хабаровского муниципального района на возмещение убытков организациям от применения регулируемых цен и тарифов является ответчик.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края. Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Из материалов дела следует, что ответчиком не представлены в Министерство ЖКХ края расчеты по размерам субсидий в спорный период для истца, в связи с чем средства для него из краевого бюджета не поступали.
При таких обстоятельствах судом принимаются доводы истца о том, что ответчиком неправомерно не произведены необходимые организационные действия по возмещению истцу убытков, возникающих в результате реализации услуг по сниженному тарифу.
При этом все предусмотренные расчетами ответчика и краевым бюджетом средства на компенсацию хозяйствующим субъектам выпадающих доходов в связи с применением предельных (регулируемых) тарифов за спорный период в общем размере 201 504 731,51 руб. Хабаровскому району перечислены, что представителем ответчика не оспаривается.
С учётом положений пунктов 2.1.1, 3.1.1 Порядка возмещения убытков установлено, что общий объём убытков от применения тарифов составил 7 322 276 руб. 36 коп.
Представленный расчёт и доказательства несения убытков подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Вместе с тем, заявитель жалобы указывает, что положения пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" указано, что получатель субсидий не может находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в процедурах банкротства.
Положения пп. "е" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 устанавливают требования в отношении получателя субсидий, которыми обязан руководствоваться, в том числе ответчик, при принятии решения о предоставлении субсидий или на момент заключения соглашения о предоставлении субсидий.
Вместе с тем, данные требования не отменяют положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ, предполагающей обязанность возмещения убытков, в том числе, в виде выпадающих доходов от применения тарифов, вне зависимости от статуса лица.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" также не содержит правовых последствий в виде утраты должником права требования возмещения причинённых ему убытков в случае введения процедур несостоятельности (банкротства), напротив, предполагая возможность пополнения конкурсной массы как способа исполнения обязательств должника перед кредиторами.
Таким образом, наличие нормативных ограничений для принятия самостоятельного решения о выплате субсидий или заключения соглашения о выплате муниципальным образованием или государственным органом, не лишает истца права требования возмещения убытков согласно положениям статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.08.2020 по делу N А73-4002/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4002/2020
Истец: ООО "УК КОРФОВСКОЕ", ООО К/у "УК КОРФОВСКОЕ" Красильников Никита Сергеевич
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ