город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2020 г. |
дело N А32-7056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июля 2020 года по делу N А32-7056/2020 по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Анапа" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании ненормативного акта недействительным, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аэропорт Анапа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.11.2019 N 23/19-259226 об отказе в осуществлении кадастрового учета по объекту - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности заявителя на объект - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции, протяженностью 2 460 м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Аэропорт, в 1 120 м на юг от южной границы хут. Красный курган Анапского района.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью отказа в проведении кадастрового учета спорных объектов, неправомерностью требования о предоставлении акта ввода объектов в эксплуатацию.
Решением суда от 30.07.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.11.2019 N 23/19-259226 об отказе в осуществлении кадастрового учета недействительным, обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Аэропорт Анапа" в отношении объекта - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции, протяженностью 2 460 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, аэропорт, в 1 120 м на юг от южной границы хут. Красный курган Анапского района. Суд также взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу общества "Аэропорт Анапа" 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.02.2020 N 606.
Суд установил, что спорные объекты являются инженерными сетями, признал их вспомогательными объектами, возведенными в связи со строительством основного объекта - терминала аэровокзального комплекса аэропортра, предусмотренными проектом строительства такового, на основании которого было выдано разрешение на строительство терминала, в связи с чем получение отдельного разрешения на строительство указанных сетей, а соответственно и отдельного акта ввода в эксплуатацию не требовалось. Заявителем представлен в регистрирующий орган технический план и разрешение на ввод в эксплуатацию основного объекта. Оснований к отказу в постановке на кадастровый учет и в государственной регистрации права не имелось. По указанной причине удовлетворил заявление.
С принятым судебным актом не согласилось управление Росреестра, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба повторяет доводы отзыва и оспариваемого отказа, апеллянт настаивает на необходимости получения разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию, ссылаясь на положения пунктов 1,4 статьи 71 закона о регистрации, отмечает, что в представленном разрешении отсутствуют сведения об учитываемом объекте.
В отзыве общество указало на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.02.2019 открытое акционерное общество "Аэропорт Анапа" (далее - общество, ОАО "Аэропорт Анапа", аэропорт) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление) с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности общества на сооружение: внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции, расположенное по адресу: Краснодарский край, Аэровокзальный комплекс аэропорта Анапа, Терминал А. Первая очередь строительства. Терминал А (вариант на 500 пасс/ч).
К заявлению аэропортом приложены следующие документы:
- доверенность:
- заявление о государственном кадастровом учете;
- технический план сооружения (представленный на оптическом компакт-диске);
- заключение Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 28.07.2017 N 129-148-25-20 о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации;
- письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.09.2017 N 71-10281/17-09-01 о предоставлении информации, в котором указано, что указанное сооружение является недвижимым, связано с осуществлением строительства здания и выполняет обслуживающую по отношению к основному объекту (терминал "А" аэровокзального комплекса аэропорта) функцию по обеспечению его жизнедеятельности, не требует получения разрешения на строительство;
- платежное поручение об оплате госпошлины;
- разрешение на ввод в эксплуатацию основного объекта.
27.02.2019 аэропортом получено уведомление о приостановлении регистрационных действий в связи с отсутствием в представленных документах разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции.
24.07.2019 в филиал ГАУ КК "МФЦ КК" в г. Анапа по данному сооружению обществом подано заявление о предоставлении дополнительных документов, а именно дополненный технический план сооружения (представленный на оптическом компакт-диске) с постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А32-24299/2018 по аналогичному спору в отношении того же заявителя, где судом был сделан вывод об отсутствии необходимости в предоставлении документов на ввод инженерных сетей в эксплуатацию.
Вместе с тем 20.11.2019 ответчиком вынесено решение N 23/19-259226 об отказе в осуществлении кадастрового учета по объекту - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции ввиду неустранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Указанные требования послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);
- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);
- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Судом первой инстанции верно установлено, что основанием для вынесения Росреестром оспариваемого решения послужило отсутствие в представленных на регистрацию документах разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции, протяженностью 2 460 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Аэропорт, в 1 120 м на юг от южной границы хут. Красный курган Анапского района.
Вместе с тем, суд счел правовую позицию регистрирующего органа ошибочной.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на доводах отзыва, указывая на необходимость получения акта ввода объектов в эксплуатацию, поскольку в представленном разрешении отсутствуют сведения об учитываемом объекте.
Однако заявленным в жалобе доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
По смыслу приведенной нормы разрешению на ввод объекта в эксплуатацию предшествует выдача разрешения на строительство объекта.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Таким образом, вспомогательный объект должен иметь самостоятельное хозяйственное назначение и предназначаться для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.02.2010 N 6180-ИП/08 указано, что согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Частью 2 указанной статьи определены объекты, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится.
Сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация. При этом государственная экспертиза проектной документации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенного в техническом плане сооружения "Внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Аэропорт, в 1120 м на юг от южной границы хут. Красный курган Анапского района, объект недвижимости расположен в границах кадастрового квартала 23:37:0710001, 23:37:0709001 земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:112, 23:37:0710001:9 и 23:37:0710001:10.
Согласно проектной документации общая протяженность объекта составляет 2 460 м, что соответствует фактическим замерам сооружения. Объект является вспомогательным и не требует разрешения на строительство.
Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.09.2017 N 71-10281/17-09-01 также следует, что спорный объект недвижимости является линейным, связан с осуществлением строительства здания и выполняет обслуживающую по отношению к основному объекту (терминал "А" аэровокзального комплекса аэропорта) функцию по обеспечению его жизнедеятельности, не требует разрешения на строительство при условии нахождения в пределах отведенного земельного участка, предусмотренного для строительства основного объекта.
Изучив представленные в материалы дела документы и оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство объекта недвижимости - внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции, протяженностью 2 460 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Аэропорт, в 1 120 м на юг от южной границы хут. Красный курган Анапского района, запланировано и осуществлено в связи со строительством основного объекта (терминала "А" аэровокзального комплекса аэропорта).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют фотографии спорных объектов, технический план не содержит описание объекта, позволяющее установить наличие неразрывной связи с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению, имеющаяся часть проектной документации также не позволяет установить такие признаки недвижимого имущества, в заключении Департамента архитектуры и градостроительства не указаны причины, по которым объекты признаны недвижимыми.
Несмотря на то, что основанием для оспариваемого отказа возражения управления против недвижимого характера объектов не были, апелляционный суд счел необходимым проверить указанное обстоятельство в целях правильного разрешения спора и исключения возможности внесения в ЕГРН сведений об объектах, которые не являются недвижимым имуществом.
В этой связи, в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, суд апелляционной инстанции предложил заявителю по делу представить фотоматериалы спорных объектов, технические паспорта и прочие документы, позволяющие установить наличие признаков недвижимости, а также письменное обоснование с учетом положений статьи 130 ГК РФ того, что спорные объекты являются объектами недвижимости, в связи с чем определением от 17.09.2020 откладывал судебное разбирательство.
Во исполнение указанного определения от общества поступили фотоматериалы, а также технические паспорта, акты разбивки осей, исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ.
В соответствии с технической документацией внутриплощадочные сети 10 кВ и трансформаторные подстанции состоят из:
1) Трансформаторной подстанции - ТП 22 (Блочная комплектная трансформаторная подстанция в железобетонной оболочке мощностью 250 кВА напряжением 10 кВ (далее подстанция 2БКТП - паспорт N 1059);
2) Трансформаторная подстанция - ТП 21 (Блочная комплектная трансформаторная подстанция в железобетонной оболочке мощностью 1000 кВА напряжением 10 кВ (далее подстанция 4БКТП - паспорт N 1060);
3) кабельная линия 10 кВ.
В соответствии с технической документацией трансформаторные подстанции представляют собой блочное сооружение на фундаменте с указанием конкретного месторасположения, а кабельная линия проложена под землей в хризотилцементных трубах с установкой по ходу бетонных колодцев.
Изучив представленные документы, суд дополнительно определением от 15.10.2020 предложил заявителю осуществить видеосъемку спорных сетей, поскольку из представленных фотографий колодцев невозможно установить их относимость к спорным кабельным линиям.
Во исполнение указанного определения представлен диск с видеозаписью осмотра, из которой следует, что ТП 21 и ТП 22 расположены на территории возведенного терминала N 1 аэропорта города Анапы, под подстанциями находятся люки, при открывании которого попадаешь в подвальное (цокольное) строение, в котором находятся кабельные линии, уходящие через отверстия за пределы контуров фундамента. На видеозаписи также видно последовательное открывание люков по пути прокладки кабельных линий, следы закладки таковых под асфальтовым покрытием. Под люками также имеются монолитные железобетонные фундаменты-колодцы кубической формы.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В силу абзаца 10 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Вопрос об отнесении спорных внутриплощадочных электрических сетей к объектам недвижимости надлежит разрешать по аналогии с тем, как он решен по отношению к линейно-кабельным сооружениям связи.
Данный вопрос был урегулирован Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи", согласно пунктам 2, 3 которого к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При этом, линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Таким образом, применительно к линиям электропередач для установления характера таковых в качестве объекта недвижимости надлежит установить, что движимым имуществом - физическими цепями (проводами) соединены объекты недвижимого имущества, что в совокупности создает функционально единый объект.
Как следует из приведенного выше описания, спорные внутриплощадочные сети общества такому критерию соответствуют, поскольку объекты недвижимости (трансформаторные подстанции и колодцы кабельной канализации) функционально и технологически связаны посредством электрических кабелей, предназначены для их размещения и совместно выполняют единую функцию электроснабжения, в силу чего может быть констатрировано единство такого объекта недвижимого имущества как указано в техническом плане "внутриплощадочные сети и трансформаторные подстанции".
Посредством спорного объекта осуществляется электроснабжение основного объекта "Аэровокзальный комплекс аэропорта "Анапа". Терминал А. Первая очередь строительства. Терминал А (вариант на 600 пасс/ч)" (далее по тексту - Основной объект) (кадастровый номер: 23:37:0710001:187).
Без спорного объекта эксплуатация Основного объекта невозможна. Одновременно устройство такого объект анне является саоцелью, он не может использоваться самостоятельно и предназначен именно для обслуживания основной вещи, в силу чего правомерно оценен судом как вспомогательный объект недвижимости.
В свою очередь, статус спорного сооружения как объекта вспомогательного назначения влечет отсутствие необходимости получения обществом отдельного разрешения на его строительство, и, как следствие, отсутствие необходимости получения отдельного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Суд правомерно указал, что в данном случае разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию выдается в отношении основного объекта (аэровокзального терминала).
Создание соответствующих сетей предусмотрено проектной документацией.
Ввод в эксплуатацию основного строения осуществляется при проверке соответствия возведенного объекта проектной документации.
Заинтересованное лицо не доказало разумных сомнений и каких-либо оснований полагать, что спорные внутриплощадочные сети не были введены в эксплуатацию единовременно с основным строением, электроснабжение которого они обеспечивают, напротив, обратное следует из представленных на государственную регистрацию и кадастровый учет документов.
Ответчиком не оспаривалось, что с заявлением в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в управление представлены технический план в отношении спорного объекта, который по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, подготовлен на основании проектной документации, заключение Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 28.07.2017 N 129-148-25-20 о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, письмо Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 14.09.2017 N 71-10281/17-09-01, в котором указано, что указанное сооружение является недвижимым, связано с осуществлением строительства здания и выполняет обслуживающую по отношению к основному объекту (терминал "А" аэровокзального комплекса аэропорта) функцию по обеспечению его жизнедеятельности, не требует получения разрешения на строительство, доверенность, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, разрешение на ввод в эксплуатацию основного объекта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у управления не имелось оснований, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции заявление общество удовлетворено правомерно, доводы жалобы правомерность выводов суда не опровергают.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июля 2020 года по делу N А32-7056/2020 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7056/2020
Истец: ОАО "Аэропорт Анапа"
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю