город Омск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А46-10317/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10691/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10317/2020 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Балажегитову Аманжолу Калиевичу (ИНН 552700601140, ОГРН 316554300130272) о взыскании 3 000 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкина Виталия Игоревича по доверенности от 23.01.2020 N 350;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балажегитова Аманжола Калиевича (далее - ответчик, предприниматель, ИП глава КФХ Балажегитов А.К.) денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), в сумме 3 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10317/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства (далее - КФХ) подлежат возврату в полном объеме в связи с невыполнением ответчиком условий предоставления гранта, а именно: предпринимателем произведены не предусмотренные бизнес-планом расходы за счёт гранта на развитие КФХ, выраженные в приобретении крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного стада (тёлки) на 1 голову больше; приобретены 4 головы из вышеуказанных КРС молочного стада (тёлки) не в сельскохозяйственной организации всех форм собственности и не у индивидуального предпринимателя, включая КФХ.
Отзыв на апелляционную жалобу ИП глава КФХ Балажегитов А.К. в материалы дела и не представлен.
ИП глава КФХ Балажегитов А.К., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утверждён Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее -Порядок).
Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
24.04.2018 предпринимателем в Министерство подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие КФХ.
19.06.2018 Министерство и ИП глава КФХ Балажегитов А.К. заключили соглашение (договор) между главным распорядителем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг N 2-НФ (далее - соглашение).
Предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году ИП главе КФХ Балажегитову А.К. гранта на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое устройство начинающих фермеров (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 013, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 06.3.01R5438, вид расходов 812 в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утверждённой постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (пункт 1.1 соглашения).
В силу пункта 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2018 году 3 000 000 руб.
В соответствии с разделом 3 условиями предоставления субсидии являются:
- согласие получателя на осуществление главным распорядителем средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии;
* согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключённым в целях исполнения обязательств по соглашению на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, цели и порядка предоставления субсидии;
* запрет приобретения за счёт полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определённых Правилами предоставления субсидии;
* направление расходов в соответствии с Правилами предоставления субсидии:
* тёлки - 50 гол;
* бычки - 2 гол.;
* пресс-подборщик рулонный ПР-145.
* достижение конкретных показателей результативности в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением.
- иные условия предоставления Субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
Согласно пункту 5.3.1 соглашения получатель обязуется направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, определённых в соответствии с пунктом 3.4 настоящего соглашения.
В силу пункта 7.2 соглашение вступает в силу после его заключения сторонами и действует до 19.06.2023 года.
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 28.06.2018 на счёт предпринимателя.
В результате проведения Министерством проверки установлено, что предпринимателем произведены не предусмотренные бизнес-планом расходы за счёт гранта на развитие КФХ, выраженные в приобретении крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного стада (тёлки) на 1 голову больше.
Кроме того, согласно отчёту, а также приложенному к нему договору купли-продажи от 10 декабря 2019 года, заключённому с Балажегитовым К.Л., ИП главой КФХ Балажегитовым А.К. были приобретены 4 головы из вышеуказанных КРС молочного стада (тёлки) не в сельскохозяйственной организации всех форм собственности и не у индивидуального предпринимателя, включая КФХ.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в случае нарушения фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ, Министерство направляет в адрес таковых уведомление о возврате грантов на развитие КФХ в полном объёме.
Министерство направило в адрес предпринимателя уведомление от 03.03.2020 N ИСХ-20/МСХ-1629 о возврате средств областного бюджета
Неисполнение вышеназванного уведомления явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
13.08.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
На момент заключения соглашения от 19.06.2018 N 2-НФ на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится "Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Порядок.
Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления грантов на развитие КФХ является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области КФХ, включая:
1) приобретение земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
4) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
6) приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ;
7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
8) приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
9) приобретение удобрений и ядохимикатов.
Согласно пункту 24 Порядка в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, у начинающего фермера возникает обязанность по возврату грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в полном объёме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на развитие КФХ и единовременной помощи - по возврату средств, составляющих сумму нецелевого использования.
В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта, за исключением нецелевого использования средств гранта, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта в полном объеме.
В соответствии с пунктом 28 Порядка средства гранта на развитие фермы подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Согласно пункту 29 Порядка если в срок, установленный пунктом 28 Порядка, средства гранта на развитие фермы не были возвращены, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 17 Порядка в действовавшей на дату заключения соглашения редакции условиями предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи являются в том числе: использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утверждённом Министерством.
Как следует из материалов дела, планом расходов утвержденного бизнес-плана предпринимателем согласованы следующие расходы:
- КРС молочного стада (тёлки) - 50 голов;
- КРС молочного стада (бычки) - 2 головы;
- пресс-подборщик рулонный - 1 шт.
Вместе с тем согласно отчёту о расходовании средств гранта по состоянию на 1 января 2020 года, предпринимателем приобретено:
- КРС молочного стада (тёлки) - 51 голова;
- КРС молочного стада (бычки) - 2 головы;
- пресс-подборщик рулонный - 1 шт.
Таким образом, условие о приобретении КРС молочного стада (тёлки) 50 голов превышено на 1 голову, т.е. ИП главой КФХ Балажегитовым А.К. произведены не предусмотренные планом расходов бизнес-плана расходы за счёт средств гранта на развитие КФХ в части приобретения 1 головы КРС молочного стада (тёлки).
Кроме того, материалами дела подтвержден факт приобретения 4 голов КРС не в сельскохозяйственной организации всех форм собственности и не у индивидуального предпринимателя, включая КФХ (договор купли-продажи от 10.12.2019).
Вместе с тем, отклоняя доводы Министерства о том, что полученные ответчиком средства гранта подлежат возврату в полном объеме в областной бюджет, суд апелляционной инстанции исходит из того, что целью государственной подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, является формирование эффективного, конкурентоспособного, многоукладного агропромышленного производства.
Достижение цели обеспечивает решением задач подпрограммы: улучшение финансового состояния малых форм хозяйствования за счет роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции; развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий; создание и развитие системы поддержки фермеров и сельской кооперации.
В данном случае покупка ответчиком 4 голов КРС не в сельскохозяйственной организации всех форм собственности и не у индивидуального предпринимателя, включая КФХ (договор купли-продажи от 10.12.2019), а также приобретение КРС молочного стада (тёлки) на одну голову больше, чем предусмотрено планом расходов бизнес-плана имеет целевой характер трат, направлено на достижение запланированных соглашением показателей результативности.
В рассматриваемом случае действия главы КФХ Балажегитова А.К. отвечают целям государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, не повлекли ухудшения показателей результативности, не привели к ухудшению финансового состояния получателя гранта. Обратного Министерством не доказано.
Оценивая действия предпринимателя, суд первой инстанции правомерно принял во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем, оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10317/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10317/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА БАЛАЖЕГИТОВ АМАНЖОЛ КАЛИЕВИЧ