город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2020 г. |
дело N А53-26751/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель Выставкина Т.В. по доверенности от 15.10.2020, диплом от 09.01.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.09.2020 по делу N А53-26751/2020 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области к акционерному обществу "Почта России" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление Роскомнадзора по РО) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к акционерному обществу "Почта России" о привлечении предприятия к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 23.09.2020 суд привлек АО "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что в действиях АО "Почта России" имеется состав административного правонарушения. Суд указал, что срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просило отменить решение суда, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения.
В судебное заседание не явились представители Управления Роскомнадзора по Ростовской области.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Представитель акционерного общества "Почта России" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 20 мин. 05.11.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворении заявления управления.
Как следует из материалов дела, На основании обращения Кравцова И.Н., поступившего в Управление Роскомнадзора в заказном письме N 34401848009014 (вх. от 21.07.2020 N 04-10-1635/61) и информации поступившей из АО "Почта России", обнаружено нарушение пункта 5 Лицензионных требований N162571 на оказание услуг почтовой связи на территории Ростовской области, раздел XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N87; пп.пп. "а", "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), выразившееся в нарушении сроков пересылки заказного письма N 34409146327342 от 23.06.2020 на 1 день.
На основании обращения Кравцова И.Н., в АО "Почта России" запрошена информация относительно признаков нарушения сроков пересылки и доставки заказного письма N 34409146327342.
Согласно полученным сведениям, заказное письмо N 344091146327342 из ОПС Ростов-на-Дону 344091 в адресное ОПС Ростов-на-Дону 344000 отправлено 25.06.2020, по причине нерабочего дня 24.06.2020 в ОПС г. Ростова-на-Дону и отсутствия обмена и перевозки почты в ОПС г. Ростова-на-Дону (приказ АО "Почта России" от 19.06.2020 N14-па).
Таким образом, административный орган пришел к выводу о нарушении пп. "а" п. 4 Нормативов пересылки корреспонденции. В адресное ОПС Ростов-на-Дону 344000 вышеуказанное письмо поступило 26.06.2020, с нарушением установленного срока на 1 день.
Таким образом, по мнению управления, АО "Почта России" не было обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи, в части соблюдения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, определенных п. 46 "а", "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234.
20.08.2020 на основании выявленных нарушений главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Ростовской области в присутствии представителя АО "Почта России" Гудачкова Е.В., действующего на основании доверенности от 02.10.2019, составлен протокол N АП-61/4/2227 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 17 Федерального закона "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи включается:
1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.
2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.
3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.
4. Обеспечение предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений;
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
В соответствии с пунктом 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (далее - Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков).
Согласно п.п "а" п. 2 нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:
из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
* на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
* на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;
- на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 (далее - Нормативы), нормативы частоты доставки письменной корреспонденции на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляют: не реже 6 дней в неделю не менее 1 раза в день.
В соответствии с пп. "б" п. 6 Нормативов, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов составляют: 2 календарных дня.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что контрольным сроком пересылки заказного письма N 344091146327342 следует считать 25.06.2020.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях АО "Почта России" состава правонарушения.
Заказное письмо N 344091146327342 из ОПС Ростов-на-Дону 344091 в адресное ОПС Ростов-на-Дону 344000 отправлено 25.06.2020, по причине нерабочего дня 24.06.2020 в ОПС г. Ростова-на-Дону и отсутствия обмена и перевозки почты в ОПС г. Ростова-на-Дону (Приказ АО "Почта России" от 19.06.2020 N14-па).
Суд апелляционной инстанции полагает, что невозможность пересылки корреспонденции 24.06.2020 в связи с установлением в ОПС нерабочего дня не образует нарушение пп. "а" п. 4 Нормативов и состав правонарушения.
Правилами оказания услуг почтовой связи и Нормативами N 257 не установлено специальных правил исчисления срока пересылки корреспонденции, которые выпадают на нерабочие дни.
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Данное положение также относится и к нерабочим дням ОПС, установленных в них на основании графика их работы.
В случае, если последний день установленного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ОПС.
Как указано ранее, нерабочий день 24.06.2020 в ОПС г. Ростова-на-Дону и отсутствие обмена и перевозки почты в ОПС г. Ростова-на-Дону основаны на Приказе АО "Почта России" от 19.06.2020 N 14-па.
В свою очередь, приказ общества издан на основании Указа Президента РФ от 29.05.2020 N 345 "О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.", согласно пункту 3 которого 24 июня 2020 г. объявлен нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы.
Таким образом, следующий рабочий день ОПС 25.06.2020, в указанный день была осуществлена пересылка корреспонденции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что АО "Почта России" не нарушены контрольные сроки пересылки письма N 344091146327342, не допущено нарушение пп. "а" п. 4 Нормативов и правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Управления Роскомнадзора по Ростовской области.
Решение суда от 23.09.2020 об удовлетворении заявления и привлечении АО "Почта России" к административной ответственности, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2020 по делу N А53-26751/2020 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о привлечении акционерного общества "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26751/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"