г. Самара |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А55-30832/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от ПАО "Т Плюс" - до и после перерыва Поздеева К.В., доверенность от 12.09.2022,
от ООО "УК "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" - после перерыва Вейнерт В.В., доверенность от 20.01.2023,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, объявлялся перерыв 17 - 29 января 2024 года, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2023 года по делу N А55-30832/2019 (судья Хмелев С.П.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Самарский"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс",
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс",
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее по тексту - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилищноЭксплуатационныйКомплекс" (далее по тексту - ответчик) о взыскании 1 191 626 руб. 23 коп. долга по договору снабжения тепловой энергией N ТГЭ 1810-00215 от 01.09.2018.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2022 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "ЖЭК" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полно объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания от ООО "УК "ЖЭК" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание, а также в связи с необходимостью представления возражений на отзыв истца.
В судебном заседании 17.01.2024 представитель ПАО "Т Плюс" доводы жалобы опроверг, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства возражал.
Согласно ч. 5 ст. 158 ФПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что вопрос об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не обязанностью.
Изучив материалы дела, апелляционный суд установил, что отзыв ПАО "Т Плюс" был направлен в суд посредством системы подачи электронных документов "Мой арбитр" 16.01.2024 (зарегистрирован 17.01.2024 в 07:30). В приложениях к документу имеется доказательство направления в адрес ООО "УК "ЖЭК", согласно которому отзыв был направлен 16.01.2024 в 18:37, т.е. после окончания рабочего дня.
Таким образом, с учетом доводов ходатайства и несвоевременного направления отзыва ПАО "Т Плюс" в адрес суда и апеллянта, апелляционная коллегия сочла необходимым объявить перерыв в судебном заседании до 29.01.2024.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела.
После перерыва в судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" ранее изложенную позицию поддержал, представитель ООО "УК "ЖЭК" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить с учетом возражений на отзыв истца.
Представитель третьего лица участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, с учетом позиции кассационного суда, суд первой инстанции исходил из следующих мотивов.
Как следует из материалов дела, сторонами заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.09.2018 N ТГЭ 1810-00215 (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД), согласно которому истец (теплоснабжающая организация) обязался подавать ответчику (исполнителю) через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду (энергетические ресурсы) на нужды содержания общего имущества многоквартирного дома, а ответчик обязался принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
В соответствии с условиями договора расчеты производятся ответчиком в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Истец ссылается на то, что за период декабрь 2018 г. - июль 2019 г. подал ответчику тепловую энергию в два многоквартирных дома и предъявил к оплате комплект платежных документов. Однако ответчик свои обязательства не исполнил.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 20.08.2019 N 71100-02-16743 о добровольном погашении образовавшейся задолженности оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Истцом указано, что во взыскиваемый период включаются следующие адреса:
- за январь 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 и ул. Юбилейная, д. 4.
- за февраль 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 и ул. Юбилейная, д. 4.
- за март 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Ворошилова, 31 и ул. Юбилейная, д. 4.
- за апрель 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4.
- за июнь 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4.
- за июль 2019 г. - выставлено по г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4.
- за декабрь 2018 г., апрель 2019 г. - июль 2019 г. по адресу г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 31 зафиксирован отрицательный ОДН, нулевые показатели. Ранее за декабрь 2018 г. выставлен объем ОДН, впоследствии скорректирован (корректировочная счет-фактура от 10.08.2020).
- за май 2019 г. по г.Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4 также зафиксирован отрицательный ОДН.
МКД по адресу г. Тольятти, Юбилейная, д. 4 с 01.01.2019 на прямых расчетах с истцом (пояснения от 26.06.2020).
Оба МКД оборудованы общедомовым прибором учета.
Ответчик в ходе рассмотрения дела указывал на проведенные корректировки во время рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данные корректировки подтверждают, исковое заявление было подано на сумму 1 419 835 руб. С учетом возражений ответчика сумма была скорректирована до 1 411 387 руб. 11 коп., т.к. часть долга оплачена, с учетом этого истец уточнил сумму иску до 1 191 626 руб. 23 коп., которые суд первой инстанции принял в порядке ст. 49 АПК РФ.
Расчет произведен за объем м3, выставленный на ОДН и оплачиваемый управляющей компанией, а также подогрев указанного объема.
Указанные возражения обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Ответчик ссылается на акт сверки от 08.06.2022, в котором задолженность за взыскиваемый период не равна уточненным исковым требованиям, так как согласно ФЗ "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ акт сверки расчетов не является первичным учетным документом и сам по себе не подтверждает, что заказчик не должен оплачивать полученную услугу.
Отрицательный ОДН за данный период учтен. В процессе рассмотрения дела ранее были корректировки, основание для дополнительных корректировок отсутствует.
Принимая во внимание позицию суда кассационной инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
В случае, когда подача абоненту коммунального ресурса осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Жилищное законодательство в правоотношении между продавцом -энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией и покупателем - абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
В силу ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно внесенным изменениям расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306) и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией в любом случае плату за коммунальные ресурсы (горячую воду), потребленные при содержании общего имущества, собственники помещений МКД вносят этой управляющей организации, которая в свою очередь, оплачивает названные ресурсы ресурсоснабжающей организации.
На основании изложенного, требования ПАО "Т Плюс" к ООО "УК "ЖЭК" заявлены обоснованно.
Исковое заявление было подано на сумму 1 419 835 руб. С учетом возражений ответчика, сумма была скорректирована до 1 411 387 руб. 11 коп., т.к. часть долга оплачена, с учетом этого истец уточнил размер требований до 1 191 626 руб. 23 коп.
При этом довод ответчика о том, что ему выставлено отопление жителей, а также иные начисления в адрес жителей МКД, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Предметом договора является потребление энергоресурсов, исключительно в целях в целях содержания общего имущества в МКД; потребители МКД имеют самостоятельные договоры с ПАО "Т Плюс" (горячее водоснабжение).
Период декабрь 2018 г. - июль 2019 г. включает в себя как отопительный, так и межотопительный период.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществами либо кооперативами или управляющей организацией договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пп. "а" п. 17 Правил N 124 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится предмет договора, в котором указывается вид поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса.
Поскольку под коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирных домов в соответствии с п. 2 Правил N 124 понимается горячая вода, то в соответствии с п. 21 Правил N 124 стороны договора теплоснабжения и горячего водоснабжения должны определять объемы отпущенной в многоквартирные дома именно горячей воды, а не иного коммунального ресурса.
Соответственно положения пп. "а" п. 21 Правил N 124 об использовании показаний приборов учета, относятся к определению объемов горячей воды, которые измеряются в кубических метрах.
Положениями п. 21 Правил N 124 определен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в МКД по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг.
Согласно пп. "а" п. 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета). Таким образом п. 3.4. договора теплоснабжения, которым сторонами согласован порядок расчетов полностью соответствуют указанной норме права (пп. "а" п. 21).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
В то же время, в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу ст. 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении. Из п. 6.2 ст. 155, п. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Положениями указанных Правил определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Истец при расчете стоимости приобретенной горячей воды использует объем поставленной горячей воды в кубических метрах, зафиксированный общедомовыми приборами учета, а также нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев данного объема воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с применением двухкомпонентного тарифа на каждую из вышеуказанных составляющих. А именно определяя его путем произведения объема теплоносителя, зафиксированного ОДПУ и норматива расхода на подогрев. Таким образом расчеты истца соответствуют правовой позиции сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17- 15601), содержится в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При применении двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение учету подлежит как компонент "теплоноситель", измеряемый в м3, так и компонент "тепловая энергия на нагрев теплоносителя", измеряемый в Гкал. ПАО "Т Плюс" особенно отмечает, что в вышеуказанных определениях ВАС РФ не указывается, что объем теплоносителя, измеряемый в м3 не должен приниматься к расчету, который показал общедомовой прибор учета.
Вместе с тем у сторон спор и по поводу компонента "теплоноситель", измеряемый в м3, то есть сторонами зафиксировано сверхнормативное потребление данной услуги в кубических метрах. Указанное подтверждается приложенными к кассационной жалобе расчетными ведомостями с отметками о принятых объемах в части теплоносителя (м3) за весь спорный период.
Так, согласно размеру оплаты ОДН, представленному и поддерживаемому ответчиком при новом рассмотрении настоящего дела подтверждается полный отказ от оплаты сверхнорматива ГВС на ОДН. Однако ПАО "Т Плюс" выставляет к оплате за спорный период, зафиксированный ОДПУ объем горячей воды.
Позиция истца заключается в применении норматива расхода на подогрев, установленного Приказом N 119 (Гкал/м3) независимо от того, на какие нужды расходуется тепловая энергия - индивидуальное потребление ГВС или потребление на ГВС в целях содержания мест общего пользования. А позиция ответчика - в применении Приказа N 121.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами N 306.
В силу п. 24 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Так, Приказом N 119 установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (Гкал/м3).
ПАО "Т Плюс" считает, что ответчик в случае определения объемов тепловой энергии на подогрев воды в том числе в целях содержания общедомового имущества в расчетах с потребителем должен применять Приказ N 119 (Гкал/м3).
В силу п. 24 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя:
- из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении;
- из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.
В п. 24(1) приложения 1 к Правилам N 306 приведена формула N 23.1 расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (Гкал на 1 м3), при применении расчетного метода. Наличие дополнительной формулы расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой, на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила N 306 не содержат.
При этом предусмотренная Правилами N 306 форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества (таблица 2 приложения N 2) также не предполагает установления отдельного (дополнительного) норматива на подогрев (рассчитанного исходя из м2 площади общего имущества). В указанной форме в кубических метрах в месяц на кв. метр общей площади измеряется только норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и ничего не говорится о нормативе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящиеся на i-е жилое помещение или нежилое помещение в формуле 24 того же приложения. Таким образом, применение отдельного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме ни Правил N 354, ни Правила N 306 не содержат.
Данный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2019 по делу N А57-21845/2018 (определением Верховного суда РФ N 306-ЭС20-1300 от 14.05.2021 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ).
Представленный расчет истца судом апелляционной инстанции повторно проверен и признан верным.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному решению об удовлетворении заявленных ПАО "Т Плюс" требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2023 года по делу N А55-30832/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30832/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Жилищно-Эксплуатационный Комплекс", ООО "Управляющая компания "Жилищно-ЭксплуатационныйКомплекс"
Третье лицо: АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3697/2024
05.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18281/2023
25.09.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30832/19
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16887/2022
14.12.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16996/2021
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30832/19