город Томск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А27-5548/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.11.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю. |
|
|
Молокшонова Д.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. без использования средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Васильевича (N 07АП-8322/2020) на решение от 10.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5548/2020 (судья Останина В.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" (650036, Кемеровская область, город Кемерово, улица Мирная, 9, офис 110, ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801) к индивидуальному предпринимателю Васильеву Виталию Васильевичу (Кемеровская область, город Тайга, ОГРНИП 304424702600062, ИНН 422700027774) о взыскании 6 235 руб. 81 коп.,
при участии в судебном заседании:
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Васильеву Виталию Васильевичу о взыскании 6 235 руб. 81 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами.
Решением от 10.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе просит изменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указал, что отсутствует запрет на перемещение отходов V класса опасности, то есть офисных безопасных отходов; более 10 лет назад он организовал контейнерную площадку на собственной территории, установил индивидуальный мусорный контейнер по адресу: г. Тайга, ул. Интернациональная, д. 30, внес в реестр мусорных площадок и пользуется индивидуально. По адресу: г. Тайга, ул. Интернациональная, д. 32 находится складское помещение, из которого товар развозится по магазинам в потребительской упаковке и отходов не имеет. Машина забирает возвратную тару и офисные отходы магазинов V класса опасности, на складе тарная упаковка сортируется и мусор складируется в мусорный контейнер. Между истцом и ответчиком был заключен договор от 01.07.2019 N 103236, который исполнялся надлежащим образом, ответчиком направлялась заявка на заключение договора с указанием всех точек деятельности. Факт появления договора N 106605 неправомерен, оформлен задним числом, ответчик предпринимал меры к его аннулированию. Истец является монополистом, не имеет права заключать договор в одностороннем порядке, без согласования с контрагентом. О существовании договора N 106605 ответчик не догадывался, указанный договор является недействительным.
Истец в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Для полного и всестороннего исследования материалов дела в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приобщены к материалам дела дополнительные доказательства, представленные ответчиком 12.10.2020.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
22.11.2018 между департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "Чистый Город Кемерово" заключено "Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами территории зоны "Север" Кемеровской области", согласно которому ООО "Чистый Город Кемерово" присвоен статус регионального оператора.
В соответствии с разделом 11 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, Кемеровской области-Кузбасса. В зону "Север" Кемеровской области входит, в том числе, Тайгинский муниципальный округ.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. действовала с 02.10.2018 по 26.12.2018) были внесены изменения, касающиеся, в том числе порядка заключения договора, в частности, такой договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8 (12), 8 (17).
Как следует из пункта 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
С 27.12.2018 действует редакция Постановления Правительства Российской Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
При этом собственник ТКО не имеет права осуществлять обращение с ТКО иначе как с использованием услуг регионального оператора - истца по настоящему делу.
Договор с региональным оператором является публичным договором и договором присоединения применительно к статьям 426, 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, как и не является основанием для освобождения собственника ТКО от обязанности по оплате услуг регионального оператора.
Из материалов дела следует, что ИП Васильев В.В. осуществляет деятельность в помещениях, расположенных в городе Тайга по ул. Интернациональная, 30 и ул.40 лет Октября, 11.
Между сторонами заключен договор N 103236 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Тайга, ул. Интернациональная, дом 30;
Договор N 106605 от 01.07.2019 ответчиком не подписан.
Согласно представленной в апелляционной инстанции справке N 87 от 07.10.2020 при заключении договора N 103236 заявка подавалась на 4 торговые точки ответчика, однако в договор был включен только один объект по ул. Интернациональная, 30. От подписания договора с включением в него оставшихся торговых объектов ИП Васильев В.В. отказался.
В отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 11, помещение 15, соответствующие услуги оказываются региональным оператором на условиях Типового договора.
Услуги по обращению с ТКО, образованными ответчиком по адресу г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 11, помещение 15, осуществлялось путем вывоза с контейнерной площадки, расположенной в г. Тайга, ул. Квартал А, д.1.
Расчет объема ТКО произведен исходя из площади помещения (113.8 кв. м), расчетным путем исходя из нормативов накопления.
В соответствии с пунктом 1 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется соблюдать правила сбора отходов и оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктами 4, 5 типового договора предусмотрено, что под расчетным периодом для расчетов по настоящему договору понимается 1 календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется в соответствии с единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемыми в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами.
Потребитель (за исключением собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящим договором: 35 процентов плановой стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше договорного объема, определенного настоящим договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
В подтверждение факта оказания услуг в спорный период времени (с 01.07.2019 по 31.12.2019) истцом представлена выгрузка из программного комплекса контроля работы мусоровозов "Бинман" Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга, А квартал, дом 1.
Содержащаяся в документе информация ответчиком не опровергнута, доказательства неосуществления истцом в спорный период времени вывоза ТКО с указанной контейнерной площадки не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в сумме 6 235 руб. 81 коп. правомерен.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5548/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильева Виталия Васильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5548/2020
Истец: ООО "Чистый Город Кемерово"
Ответчик: Васильев Виталий Васильевич