г. Москва |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А41-100503/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Мизяк В.П., Терешина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" Громова Сергея Леонидовича: Громов С.Л.,
от общества с ограниченной ответственностью "ОКТАН ЛТД": Бойкова О.В. по доверенности от 05.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" Громова Сергея Леонидовича и общества с ограниченной ответственностью "ПАЛЛАДА-ЭКОСТРОЙ" на определение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2020 года по делу N А41-100503/17, по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиеву Посаду Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" о включении требования в реестр требований кредиторов должника,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о включении требования Департамента металлургии и материалов Минпромторга России в сумме 169 950 065 рублей 83 копейки, в том числе: 99 389 830 рублей 50 копеек недоимки (основной долг), 70 560 235 рублей 33 копейки штрафа, в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью (ООО) "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" (т. 1, л.д. 2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2020 года требование ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области в размере 99 389 830 рублей 50 копеек было включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ", требование ИНФС по г. Сергиеву Посаду Московской области в размере 70 560 235 рублей 33 копейки штрафа было включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" отдельно (т. 2, л.д. 20-21).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" Громов Сергей Леонидович и ООО "ПАЛЛАДА-ЭКОСТРОЙ" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят определение отменить в части включения требований налогового органа в реестр требований кредиторов должника, ссылаясь на предъявление требований с пропуском установленного законом срока (т. 2, л.д. 24, 32).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность определения в части включения требований ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области в общей сумме 169 950 065 рублей 83 копейки в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18.12.14 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Министерство) и ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" (Получатель) был заключен договор о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексного инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции N 14412.16Л6843.13.002 Шифр "Арена", в соответствии с которым Министерство предоставляет Получателю субсидию в порядке и на условиях настоящего договора на возмещение затрат в 2014 - 2016 годах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы), непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции по теме "Разработка технологий получения огнестойких композиционных материалов нового поколения не образующих токсичных продуктов при нагревании и под воздействием открытого пламени и создание серийного производства элементов интерьера спортивных комплексов и арен, автобусных, железнодорожных вокзалов и аэропортов транспортных пересадочных узлов" (далее - инновационный проект), а Получатель обязуется использовать полученную субсидию исключительно по целевому назначению и реализовать указанный инновационный проект в соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (т. 1, л.д. 17-43).
В соответствии с пунктом 2.1. договора объем предоставляемой субсидии составляет 50 000 000 рублей, в том числе:
на 2014 год - 22 299 847 рублей (без НДС);
на 2015 год - 9 293 428 рублей (без НДС);
на 2016 год -18 406 725 рублей (без НДС).
Пунктом 6.4. договора закреплено, что в случае расторжения настоящего договора в соответствии с пунктом 9.1. Получатель возвращает полученную субсидию в полном объеме в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с момента получения от Министерства уведомления о расторжении настоящего договора, а также уплачивает штраф в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 9.1.3. договора настоящий договор может быть расторгнут Министерством в одностороннем внесудебном порядке, при письменном извещении Получателя о расторжении договора с указанием причины расторжения в случае невозможности реализации инновационного проекта.
Во исполнение принятых на себя обязательств Минпромторг России перечислил ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" 50 000 000 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и актами сверки взаиморасчетов (т. 1, л.д. 52-60).
18.12.14 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Министерство) и ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" (Получатель) был заключен договор о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексного инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции N 14412.16Л6843.13.003 Шифр "Элемент", в соответствии с которым Министерство предоставляет Получателю субсидию в порядке и на условиях настоящего договора на возмещение затрат в 2014 - 2016 годах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы), непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции по теме "Разработка технологий получения огнестойких композиционных материалов нового поколения, не образующих токсичных продуктов при нагревании и под воздействием открытого пламени и создание серийного производства элементов интерьера и корпусов для рельсового (общественного, пассажирского и грузового) транспорта, имеющих улучшенные массогабаритные показатели" (далее - инновационный проект), а Получатель обязуется использовать полученную субсидию исключительно по целевому назначению и реализовать указанный инновационный проект в соответствии с планом-графиком реализации инновационного проекта (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (т. 1, л.д. 61-90).
В соответствии с пунктом 2.1. договора объем предоставляемой субсидии составляет 50 000 000 рублей, в том числе:
на 2014 год - 21 789 912 рублей (без НДС);
на 2015 год - 9 494 006 рублей (без НДС);
на 2016 год -18 716 082 рубля (без НДС).
Пунктом 6.4. договора закреплено, что в случае расторжения настоящего договора в соответствии с пунктом 9.1. Получатель возвращает полученную субсидию в полном объеме в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с момента получения от Министерства уведомления о расторжении настоящего договора, а также уплачивает штраф в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 9.1.3. договора настоящий договор может быть расторгнут Министерством в одностороннем внесудебном порядке, при письменном извещении Получателя о расторжении договора с указанием причины расторжения в случае невозможности реализации инновационного проекта.
Во исполнение принятых на себя обязательств Минпромторг России перечислил ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" 50 000 000 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и актами сверки взаиморасчетов (т. 1, л.д. 99-107).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2018 года ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Громов С.Л.
В связи с принятием названного решения Департамент металлургии и материалов Минпромторга России направил в адрес ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" письмо N 44238/17 от 02.07.19, в котором потребовал в течение 10 рабочих дней со дня получения требования в связи с невозможностью дальнейшей реализации инвестиционных проектов возвратить полученные субсидии в доход федерального бюджета, а также уплатить штрафы:
- по договору N 14412.16Л6843.13.002 Шифр "Арена" от 18.12.14 - 49 694 915 рублей 25 копеек субсидии и 35 028 370 рублей 93 копейки штрафа,
- по договору N 14412.16Л6843.13.003 Шифр "Элемент" от 18.12.14 - 49 694 915 рублей 25 копеек субсидии и 35 531 864 рубля 40 копеек штрафа (т. 1, л.д. 108-116).
Поскольку указанное требование исполнено не было, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Включая требования в реестр требований кредиторов должника, суд первой инстанции исходил из наличия достаточных доказательств в их подтверждение.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с положениями Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (ст. 2).
На основании пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона.
В соответствии с положениями Закона о банкротстве, регулирующими порядок установления требований кредиторов кредиторы направляют свои требования к должнику в арбитражный суд с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Исходя из норм статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.12 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны, требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (ст. ст. 65, 68 АПК РФ) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области указала, что ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" имеет неисполненные обязательства перед бюджетом по возврату полученных в рамках договоров от 18.12.14 N 14412.16Л6843.13.002 Шифр "Арена" и N 14412.16Л6843.13.003 Шифр "Элемент" субсидий и уплаты штрафов в общей сумме 169 950 065 рублей 83 копейки.
Так, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в рамках указанных договоров ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" было перечислено 99 389 830 рублей 50 копеек в качестве субсидий.
В силу пунктов 6.4. договоров от 18.12.14 в случае расторжения договора в соответствии с пунктом 9.1. Получатель возвращает полученную субсидию в полном объеме в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с момента получения от Министерства уведомления о расторжении настоящего договора, а также уплачивает штраф в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктами 9.1.3. договоров от 18.12.14 договор может быть расторгнут Министерством в одностороннем внесудебном порядке, при письменном извещении Получателя о расторжении договора с указанием причины расторжения в случае невозможности реализации инновационного проекта.
Как указывалось выше, в связи с признанием должника банкротом Департамент металлургии и материалов Минпромторга России направил в адрес ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" письмо N 44238/17 от 02.07.19, в котором указал на расторжение договоров от 18.12.14 и потребовал в течение 10 рабочих дней со дня получения требования в связи с невозможностью дальнейшей реализации инвестиционных проектов возвратить полученные субсидии в доход федерального бюджета, а также уплатить штрафы.
Таким образом, обязанность по возврату полученных субсидий возникла у ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" уже в процедуре банкротства.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако, рассматриваемые требования к текущим не относятся.
Так, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 63 от 23.07.09 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", при расторжении договора, исполнение по которому было предоставлено кредитором до возбуждения дела о банкротстве, в том числе когда такое расторжение произошло по инициативе кредитора в связи с допущенным должником нарушением, все выраженные в деньгах требования кредитора к должнику квалифицируются для целей Закона о банкротстве как требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. В частности, если кредитор до возбуждения дела о банкротстве произвел должнику предварительную оплату по договору, то требование кредитора о ее возврате в связи с расторжением данного договора не относится к текущим платежам независимо от даты его расторжения.
Поскольку спорные субсидии были представлены должнику в 2014-2016 годах, то есть до возбуждения производства по настоящему делу, требование об их возврате в силу указанных разъяснений не относится к текущим.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 63 от 23.07.09 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Эти требования в силу пункта 3 статьи 12 Закона не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов.
Следовательно, заявленное налоговым органом требование о взыскании штрафа также не относится к текущим.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Как указывалось выше, ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" было признано банкротом решением Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2018 года, сообщение о чем было опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 242(6480) от 29.12.18.
Следовательно, реестр требований кредиторов ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" подлежал закрытию 01.03.19.
Рассматриваемое требование ИФНС по г. Сергиеву Посаду Московской области было подано в арбитражный суд 27.08.19 посредством электронной системы подачи документов "Мой Арбитр", то есть после закрытия реестра требований кредиторов должника (т. 1, л.д. 3).
Между тем, как указывалось выше, обязательство по возврату полученных субсидий возникло у ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ" в связи с расторжением договоров от 18.12.14 на основании письма Минпромторга России N 44238/17 от 02.07.19, то есть уже после закрытия реестра требований кредиторов должника.
Поскольку рассматриваемые требования к текущим не относятся, а с заявлением о включении их в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган обратился в пределах двух месяцев со дня возникновения соответствующих обязательств, суд первой инстанции правомерно включил названные требования в реестр требований кредиторов должника.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2020 года по делу N А41-100503/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100503/2017
Должник: ООО "НЕФТЕТЕХНОЛОГИИ"
Кредитор: ООО "КПА УНИКОН", ООО "ОКТАН ЛТД", ООО "РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ", ООО "РУССКАЯ МЕТИЗНАЯ КОМПАНИЯ", ФГУП ПСЗ
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-100503/17
13.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
16.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
21.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
09.12.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17015/2022
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
14.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
06.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14015/2022
01.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14012/2022
17.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11972/2022
16.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12150/2022
23.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
13.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13601/2021
15.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2139/2021
13.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2731/20
30.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6052/20
14.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7830/20
11.10.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11538/19
14.12.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-100503/17
12.10.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-100503/17
25.05.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-100503/17
16.04.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4867/18