г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А21-500/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Лебедевым Г.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27292/2020) ООО "Жилищно-эксплуатационный участок 12Ц" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2020 г. по делу N А21-500/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 12Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный квартал"
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц" (далее - ООО "ЖЭУ N 12Ц", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным заявлением о признании незаконным и отмене приказа о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами N 124-126 по проспекту Мира дом и N 59 по улице Каштановая аллея г. Калининграда, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо), обязании Министерство исключить из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведения об управлении многоквартирным домом N124-126 по проспекту Мира и N 59 по улице Каштановая аллея г. Калининграда управляющей компанией ООО "УК "Уютный квартал", обязании включить (возвратить) ООО "ЖЭУ N12Ц" в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в отношении многоквартирного дома N124-126 по проспекту Мира и N 59 по улице Каштановая аллея г. Калининграда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный квартал".
Решением суда от 10.08.2020 г. в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ЖЭУ N 12Ц" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, протокол общего собрания собственников от 02.09.2019 г. N 28 оформлен с нарушениями Приказа Минстроя от 28.01.2019 г. N44/пр; многочисленные нарушения при проведении общего собрания, нарушения требований Приказа N44/пр, недостоверность сведений, не выявленные Министерством при проведении проверки, не являются доказательством правомерности расторжения договора управления с ООО "ЖЭУ N12Ц" и обоснованием законности издания оспариваемого приказа.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Министерства поступил письменный отзыв на жалобу, в котором доводы жалобы признаны необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляло управление МКД N 124-126, расположенным по проспекту Мира города Калининграда и МКД N59, расположенным по улице Каштановая аллея города Калининграда на основании лицензии и договора управления от 03.12.2018.
В Министерство поступило заявление ООО "УК "Уютный квартал" по вопросу включения многоквартирного дома N 124-126 по пр. Мира/ N 59 по ул. Каштановая аллея г. Калининград в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖЭУ N12Ц".
Поскольку на момент рассмотрения заявления многоквартирный дом N 124-126 по пр-кт Мира/N 59 по ул. Каштановая аллея г. Калининград включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖЭУN12Ц", Министерством принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и проведении проверки соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в МКД.
Результаты проверки оформлены актом от 08.10.2019 N ЖК-1/5214/ГНИ, нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений МКД Министерством не выявлены; 08.10.2019 подготовлено заключение.
Приказом от 08.10.2019 N ЖК-5477/пр Министерство внесло изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении МКД N 124-126, расположенного по проспекту Мира города Калининграда и МКД N59, расположенного по улице Каштановая аллея города Калининграда, а именно: включило в перечень МКД, управление которыми осуществляет ООО "УК "Уютный квартал", в связи с соответствием заявления и документов, представленных лицензиатом, требованиям пункта 5 Приказа Минстроя России N 938/пр от 25.12.2015 "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации" с даты вступления в силу настоящего приказа.
Полагая, что указанный приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, ООО "ЖЭУ N 12Ц" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (Пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 и 7 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, на основании которой принимается одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основания внесения изменений, отказа внесения изменений, а также приостановления рассмотрения заявления содержатся в пунктах 8, 9, 10 Порядка N 938/пр.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК "Уютный квартал" обратилось в Министерство с заявлением по вопросу включения многоквартирного дома N 124-126 по пр. Мира/ N 59 по ул. Каштановая аллея г. Калининград в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
На основании положительного заключения по итогам рассмотрения представленных заявления и документов и их соответствия условиям, указанным в пункте 5 Порядка, Министерством принято решение о внесении изменений в реестр.
Доводы подателя жалобы о том, что собственники извещены о проведении собрания после его проведения, а также о нарушении формы протокола общего собрания подлежат отклонению в силу следующего.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Аналогично в соответствии с частью 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Согласно части 1 названной статьи Кодекса решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
В данном случае решение собрания собственников не оспорено. Иного заявителем не доказано. Оснований не доверять протоколу общего собрания у суда не имеется, как и оснований не доверять представленным в управление документам.
Доказательств ничтожности решения общего собрания на основании статьи 181.5 ГК РФ обществом не представлено и Министерством в ходе проверки не выявлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, на момент подачи заявления ООО "УК "Уютный квартал", с учетом дополнительно проведенной Министерством проверки, достоверность сведений, содержащихся в заявлении, сомнений не вызывала.
Согласно пункту 3 протокола N 28 общего собрания собственников помещений "Выбран способ управления многоквартирным домом со статьей 161 ЖК РФ - управление управляющей организацией. Выбрать управляющую организацию - ООО "Управляющая компания "Уютный квартал".
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления.
Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что оценка правомерности действий собственников помещений МКД при принятии решения о выборе иной управляющей организации, не относится к прямой компетенции Министерства, данный вопрос может быть разрешен в судебном порядке путем обращения уполномоченных на это лиц с соответствующим заявлением.
Министерство проводит проверку только в рамках Порядка N 938/пр.
Более того, Министерство в силу возложенных на него полномочий не осуществляет проверку действительности подписей, фальсификации, подделки протокола. Соответствующие вопросы соблюдения процедуры проведения собрания в силу порядка оспаривания таких решений исследованию и установлению в рамках настоящего спора не подлежат.
Кроме того, пункты 2,3 Порядка N 938/пр не содержат требования о необходимости проверки надзорным органом оснований заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом в случае поступления заявления о внесении изменений в реестр, как и не содержит требований о необходимости представления копии акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов в рассматриваемом случае.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, на основании полного исследования и оценки материалов дела и их надлежащей правовой оценки. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 августа 2020 года по делу N А21-500/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N12Ц" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-500/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК N12 Ц"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Уютный квартал"