г. Самара |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А55-20488/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Бажана П.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.10-05.11.2020 в помещении суда апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Сокские сады" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу N А55-20488/2019 (судья Степанова И.К.), принятое по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Сокские сады" к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, кадастрового инженера ООО "Геоинформ", Комитета по управлению муниципальной собственностью (КУМС-Комитет) Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Федерального агентства лесного хозяйства, о внесении изменений в государственный лесной реестр,
с участием в судебном заседании:
от Садоводческого некоммерческого товарищества "Сокские сады" - представителя Ковалева Ю.В. (доверенность от 17.09.2019),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Сокские сады" (далее - СНТ "Сокские сады") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) о внесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков, находящихся границах СНТ "Сокские сады", на основании дела по изъятию земли садоводческому товариществу "Сокские сады" для коллективного садоводства из земель гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза в кварталах N N 6,7 Куйбышевского лесничества, об исключении Министерством из государственного лесного реестра местоположение границы земельного участка площадью 77238 кв.м., занятого СНТ "Сокские сады", расположенного по адресу Самарская область, Красноярский район, массив Старосемейкино, СНТ "Сокские сады" согласно координат указанных в заявлении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, кадастровый инженер ООО "Геоинформ", Комитет по управлению муниципальной собственностью (КУМС-Комитет) Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу N А55-20488/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "Сокские сады" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению СНТ "Сокские сады", обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области в отзыве решение по апелляционной жалобе оставило на усмотрение суда.
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в отзыве решение по апелляционной жалобе оставило на усмотрение суда.
Министерство в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель СНТ "Сокские сады" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение дела было отложено с 24.09.2020 на 29.10.2020.
В связи с нахождением судьи Засыпкиной Т.С. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 29.10.2020, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Попову Е.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 29.10.2020 до 05.11.2020 до 10 час 30 мин, после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, для оформления в собственность гражданами земельных участков, входящих в состав СНТ "Сокские сады", согласно п.1 ст.10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, необходимо соблюдение следующих условий: некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения; план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014.
СНТ "Сокские сады" подготовило данный план, и предоставило его на согласование в установленный срок в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области для утверждения план-схемы, однако данный план-схема не согласован по настоящее время.
Причиной отказа в согласовании послужило то, что часть участков, входящих в состав СНТ "Сокские сады", относятся к землям лесного фонда согласно каталогу координат в соответствии со сведениями, содержащихся в государственном лесном реестре и находятся в квартале N N 6, 7 Волжского лесничества, что подтверждается письмом министерства от 20.05.2014 N 27-05-02/6631.
Площадь СНТ "Сокские сады" составляет 29,02 га, из них 11,4 га относятся к лесному фонду.
СНТ "Сокские сады" обращалось в министерство с письмом (вх.N 27/4250 от 21.02.2017) об исключении данной площади, занятой дачными участками, из лесного фонда и о согласовании границ СНТ "Сокские сады", с приложением схемы.
Министерство письмом N 270502/5708 от 15.05.2017 сообщило, что земельные участки относятся к лесным участкам земель лесного фонда и находятся в кварталах NN 6, 7 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества, в квартале 57 Шиланского участкового лесничества Красноярского лесничества и изъятие данных участков из состава земель лесного фонда не осуществлялось.
СНТ "Сокские сады" создано в 1985-1988 годах на территории 2-х районов решением Исполкома Волжского райсовета Куйбышевской области N 413 от 23.09.1987 и решением Исполкома Красноярского райисполкома N 63 от 04.03.1988 утвержден устав садоводческого товарищества "Сокские сады".
В состав СНТ "Сокские сады" в настоящее время входят 260 земельных участков для коллективного садоводства.
Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 18.03.1966 N 261 "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР", действующему на момент создания СНТ "Сокские сады", для организации коллективных садов отвод земельных участков под сады производился в установленном порядке, прежде всего из земель госземфонда, гослесфонда, подсобных сельских хозяйств, а при отсутствии таких земель - из малопродуктивных угодий совхозов, колхозов, с их согласия, при этом освоение территории коллективного сада могло быть начато только после утверждения горисполкомом или райисполкомом проекта ее организации.
Согласно ст.74 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов.
При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могут предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом или занятых малоценными лесными насаждениями, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов.
Земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование (ст.76) и они используются в соответствии с уставом СТ (ст.77).
Для обеспечения граждан земельными участками под коллективное садоводство, в порядке, установленном Земельным кодексом РСФСР и Постановлением Правительства РСФСР от 18.03.1966 N 261, для выделения земель СНТ "Сокские сады" проведена работа по выбору участков под коллективное садоводство из земель лесфонда, для чего были подготовлены: акт предварительного выбора, акт технического обследования, изготовлены чертежи участков, испрашиваемых садово-дачным кооперативом под коллективное садоводство, разработан согласованный план земельного массива участков коллективного садоводства на территории Волжского и Красноярского районов Куйбышевской области 1987 года, получено согласие Куйбышевского Управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР (N 03-11/54 от 03.04.1987) на вывод из состава лесфонда земельного участка.
СНТ "Сокские сады" ссылается на документы, находящиеся в Управлении Росреестра по Самарской области в государственном фонде данных, в котором имеются материалы 1987 года по изъятию земель для СТ "Сокские сады" для коллективного садоводства из земель гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза в кварталах N N 6, 7 Куйбышевского лесничества. В государственном фонде данных в деле по изъятию земель СТ "Сокские дачи" 1987 года, находятся следующие документы: акт предварительного выбора участка для коллективного садоводства площадью 3,8 га от 02.07.1984, согласно которому, комиссией в результате осмотра земельного участка в натуре и определения пригодности участка для коллективного садоводства, площадью 3,8 га, находящегося в квартале N6, 7 Куйбышевского лесничества Куйбышевского мехлесхоза, установлена возможность согласования испрашиваемого участка 3,8 га для коллективного садоводства в постоянное пользование; акт предварительного выбора участка под коллективное садоводство Кировскому районо от 22.04.1982 года, согласно которому комиссией в результате осмотра земельного участка в натуре и определения пригодности участка для коллективного садоводства, площадью 0,6 га, находящегося в квартале N 6 Куйбышевского лесничества Куйбышевского мехлесхоза, установлена возможность согласования испрашиваемого участка 0,6 га для коллективного садоводства в постоянное пользование; акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 02.07.1984, согласно которому мехлесхоз не возражает в отводе испрашиваемой площади 7,2 га земельного участка для передачи без права вырубки леса на постоянной основе; чертеж участка, испрашиваемого садово-дачным кооперативом под коллективное садоводство в кварталах NN 6, 7 Куйбышевского лесничества на пл. 7,2 га; акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 18.04.1982, согласно которому, мехлесхоз не возражает в отводе испрашиваемой площади 0,6 га земельного участка для передачи без права вырубки леса на постоянной основе; чертеж участка, испрашиваемого под коллективное садоводство Кировскому районо г.Куйбышева в квартале N 6 Куйбышевского лесничества на пл. 0,6 га; выкопировка с плана лесонасаждений Куйбышевского лесничества Куйбышевского мехлесхоза Куйбышевской области р-н Волжский; согласованный план земельного массива участков коллективного садоводства на территории Волжского и Красноярского районов Куйбышевской области 1987 года.
Кроме того, имеется письмо, согласно которому Куйбышевское управление лесного хозяйства не возражало в отводе земельного участка площадью 7,8 га из состава гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза под коллективное садоводство товариществу "Сокские дачи" (письмо Росреестра N 12/1-4353 от 21.09.2016).
Распоряжением N 228-р от 25.04.1986 Куйбышевского облисполкома "О согласовании месторасположения участков для коллективного садоводства" площадь 4,4 га из Гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза в кварталах NN 6,7 Куйбышевского лесничества была передана в постоянное пользование организациям, входящим в состав СНТ "Сокские сады".
СНТ "Сокские сады" указывает на то, что отвод земельного участка под коллективные сады осуществлен в соответствии с законом и с соблюдением всех требований: земельный участок закреплен за СНТ "Сокские сады", местоположение согласовано согласно плану земельного массива участков коллективного садоводства на территории Волжского и Красноярского районов Куйбышевской области 1987 года, находящемся в архиве Управления Росреестра, распоряжением N 228-р от 25.04.1986 Куйбышевского облисполкома, после этого СНТ "Сокские сады" стало пользоваться данной территорией на праве бессрочного пользования.
В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
СНТ "Сокские сады" образовано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
СНТ "Сокские сады" считает, что используемые членами СНТ "Сокские сады" земельные участки, в том числе территория общего пользования, включены в установленном законом порядке в территорию СНТ, участки были правомерно выделены, о чем свидетельствует регистрация права собственности и исключение части участков из земель лесфонда, вследствие чего у других членов СНТ "Сокские сады" имелись все предусмотренные п.4 ст.28 указанного закона основания для передачи им участков в собственность.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии с п.2.1 ст.3 данного Закона право бессрочного пользования сохраняется, если земельные участки были предоставлены: некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства; организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками.
СНТ "Сокские сады" считает, что право бессрочного пользования, возникшее у него на основании Земельного кодекса РСФСР (1970 года) сохраняется по настоящее время, данное право не утрачено, недействительным не признано и не прекращено, а отсутствие правоудостоверяющего документа на земельный участок не свидетельствует об отсутствии у СНТ "Сокские сады" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
По мнению СНТ "Сокские сады", в его состав входят как участки членов товарищества, так и территория необходимая для обслуживания.
В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действующей до 2017 года) земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в имущество общего пользования входит имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
СНТ "Сокские сады" ссылается на находящийся в государственном фонде данных в деле по изъятию земель садоводческому товариществу "Сокские дачи" для коллективного садоводства из земель гослесфонда Куйбышевского мехлесхоза в кварталах N N 6, 7 Куйбышевского лесничества 1987 года согласованный план земельного массива участков коллективного садоводства на территории Волжского и Красноярского районов Куйбышевской области 1987 года. СНТ "Сокские сады" полагает, что при сравнении вышеуказанного плана 1987 года и схемы расположения (топографический план) СНТ "Сокские сады" от 11.10.2019, возможно сделать вывод о схожести данных планов по конфигурации и площади. Площадь наложения земель лесного фонда на земли СНТ "Сокские сады" составляла 113878 кв.м. согласно схеме от 11.10.2019. Согласно государственному фонду данных общая площадь земельных участков под коллективное садоводство из состава лесного фонда составила 3,8 + 7,2 +0,6 = 11,6 га, что соответствует примерно площади земельного участка СНТ "Сокские сады" (113878 кв.м. или 11,4 га), входящей в состав лесного фонда по сведениям, указанным в схеме расположения (топографическом плане) СНТ "Сокские сады" от 11.10.2019. Исходя из сведений государственного фонда данных Росреестра по изъятию земель СТ "Сокские сады" из земель гослесфонда, распоряжения N 228-р от 25.04.1986 Куйбышевского облисполкома о согласовании месторасположения участков для коллективного садоводства, согласия Куйбышевского Управления лесного хозяйства (N 03-11/54 от 03.04.1987) на вывод из состава лесфонда земельного участка, СНТ "Сокские сады" считает возможным сделать вывод, что земельный участок площадью 11,6 га, закрепленный за СНТ "Сокские сады", не входит в состав лесного фонда. СНТ "Сокские сады" обращает внимание на то, что начиная с момента создания СНТ "Сокские сады" в 1985-1987 годах и закрепления за ним земельных участков, входящих в состав лесного фонда, министерство ни разу не предпринимало мер по освобождению данной территории от дачных участков. СНТ "Сокские сады" считает включение данного земельного участка в границы лесного фонда ошибочным, т.к. данная площадь была закреплена за СНТ "Сокские Сады" в постоянное пользование.
Согласно ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены требования к определению местоположения границ земельного участка. Границы устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).
При этом границы земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 данного Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;
2) расположение хотя бы одного из контуров" границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны (п.11).
По объяснениям СНТ "Сокские сады", при выполнении кадастровых работ по установлению границ СНТ из-за отсутствия документов, подтверждающих право на земельный участок, границы СНТ определялись согласно границам, существующим на местности 15 лет и более и закрепленные на местности с использованием объектов искусственного происхождения (огорождения участков), которые позволяли определить местоположение границ.
Подтверждением существования границ 15 лет и более, по мнению СНТ "Сокские сады", является план массива СТ "Сокские сады" 1987 года, находящийся в материалах государственного фонда данных Управления Росреестра по Самарской области, наличие свидетельств о праве собственности на землю в период 1992 -1993 годов, на основании которых регистрировалось право собственности членов СНТ "Сокские сады" со ссылкой на копии свидетельств о государственной регистрации права и выписки из ЕГРН. Дополнительным подтверждением существующих границ СНТ более 15 лет СНТ "Сокские сады" считает исключение 48 участков на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" из состава лесфонда для ведения садоводства со ссылкой на письмо министерства N 2705-0/8282 от 09.04.2019, а также наличие информации о 22 земельных участках, права на которые зарегистрированы в установленном порядке, участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для коллективного садоводства и которые располагаются на спорном участке. СНТ "Сокские сады" указывает на то, что площадь, занимаемая исключенными 48 участками из состава лесного фонда составляет 3,5 га, следовательно, из 11,4 га лесного фонда, на которых располагалось СНТ "Сокские сады", осталось не выведенными 7,9 га со ссылкой на схему расположения СНТ "Сокские сады" от 11.10.2019.
СНТ ссылается на представленную министерством схему расположения границ СНТ "Сокские сады" относительно материалов лесоустройства Самарского участкового лесничества Волжского лесничества 2014 года, где имеется информация о включении в состав земельного участка, занятого СНТ "Сокские сады", части земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:17:0000000:6165 с площадью пересечения 13074 кв.м., в связи с этим, СНТ "Сокские сады" выполнили кадастровые работы по исключению данной площади из состава земель, занятых СНТ "Сокские сады".
СНТ ссылается на схему расположения (топографический план) СНТ "Сокские сады" от 03.06.2020, выполненный кадастровым инженером Денисовой Е.В., согласно которому, площадь земельного участка из земель лесного фонда, на котором расположено СНТ "Сокские сады" с учетом исключения части земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:6165 и 48 исключенных участков составляет 77238 кв.м. или 7,72 га. СНТ "Сокские сады" обращает внимание на то, что на дату рассмотрения дела имеется информация о 22 земельных участках, входящих в состав СНТ "Сокские сады", права на которые зарегистрированы в установленном порядке, участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенном использованием для коллективного садоводства, сведения об участках внесены в ЕГРН, но участки имеют не установленные границы согласно требованиям закона, т.е. не имеют координат. На данной площади в 7,72 га 22 участка занимают площадь 1,1 га, следовательно, по мнению СНТ "Сокские сады", она должна быть исключена и остается площадь 6,62 га лесного фонда.
СНТ "Сокские сады" исходя из анализа документов, находящихся в Государственном фонде данных (акт предварительного выбора участка для коллективного садоводства площадью 3,8 га и 7,2 га от 02.07.1984, чертеж участка в кв. N N 6,7 Куйбышевского лесничества на пл. 7,2 га, акт технического обследования земельных участков от 18.04.1982, площади 0,6 га, чертеж участка в кв. N 6 Куйбышевского лесничества пл. 0,6 га) и предоставленной министерством выписки из государственного лесного реестра N 21-05-02/24418 и N 21-05-02/24436 от 17.10.2019, считает возможным сделать вывод о том, что согласованные участки при выделе 1982-1984 годах и входящие в лесной реестр согласно выпискам являются идентичными, схожими по площади и месторасположению. По данным сведениям из выписок из лесного реестра данная территория занята поселком (4,1 га), садами (0,8 га), поселком (7,6 га). Площадь 4,1 га соответствует площади 3,8 +0,6 = 4,4 га, которая передана в бессрочное пользование на основании распоряжения N 228-р от 25.04.1986 Куйбышевского облисполкома. На этом основании СНТ "Сокские сады" считает, что указанная спорная площадь земельного участка, на котором расположено СНТ "Сокские сады", по сведениям министерства из лесного реестра фактически не входит в состав лесного фонда, на данной площади лесфонда располагаются участки членов СНТ "Сокские сады", которые не оформлены в собственность, и земли общего пользовании, необходимые для беспрепятственного пользования своими земельными участками членами СНТ и деятельности самого СНТ со ссылкой на схему расположения земельных участков СНТ "Сокские сады" от 28.01.2020 и план участков СНТ "Сокские сады". СНТ "Сокские сады" также указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:49, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, право собственности на который зарегистрировано 09.02.2004, поставлен на кадастровый учет без координат границ, т.е. местоположение его не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
СНТ "Сокские сады" полагает, что при проведении лесоустройства спорного участка и последующей регистрации права собственности Министерством не было учтено нахождение на данном спорном участке существующих на местности земельных участков, входящих в состав СНТ "Сокские сады", права на которые возникли до даты проведения лесоустройства и регистрации в 2004 году. Право собственности и владения членов СНТ "Сокские сады" на участки, входящие в территорию спорного участка лесного фонда, возникло по ранее действующему законодательству в период 1992-1993 годов, до введения в действие ЗК РФ и ЛК РФ, и при проведении Министерством работ по лесоустройству и регистрации права собственности данный факт должен быть учтен и спорный участок не должен был включаться в состав лесного фонда. Поскольку право собственности на земельные участки членов СНТ "Сокские сады" возникло по ранее действующему законодательству, свидетельства о государственной регистрации права выданы надлежащим органом в пределах его полномочий, никем не оспорены и недействительными не признаны, СНТ "Сокские сады" считает, что члены СНТ владеют земельными участками на законных основаниях, самовольного занятия чужих земель не производилось.
СНТ "Сокские сады", ссылаясь на ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которой на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, считает не возможным отнести к землям лесфонда земельный участок, на котором располагается СНТ "Сокские сады".
СНТ "Сокские сады" указывает, что члены СНТ пользуются земельными участками, расположенными на спорной территории, фактически с 1986-1987 годов, т.е. более 30 лет, на участках расположены садовые домики, выращиваются растения (сады, огороды).
Исходя из анализа схемы расположения СНТ "Сокские сады" от 2019 года СНТ считает возможным сделать вывод о том, что исключение части земельных участков членов СНТ из земель лесного фонда привело к нарушению требований ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ред. от 02.08.2019), согласно которой границы земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, а в рассматриваемом случае такое пересечение происходит.
По мнению СНТ "Сокские сады", наличие на землях лесфонда участков с другими категориями земель - земли сельхозназначения, приводит к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ - к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (общего имущества СНТ) и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Ссылаясь на решения исполкомов, СНТ "Сокские сады" считает спорный земельный участок предоставленным в постоянное пользование СНТ для коллективного садоводства на законным основаниях, факт владения и пользования товариществом спорным участком в течение более 30 лет подтверждается представленными документами, на участке осуществляется коллективная садоводческая деятельность.
По мнению СНТ "Сокские сады", для согласования схемы СНТ необходимо исключить из земель лесфонда не только территорию, занятую участками членов товарищества, но территорию занятую земельными участками общего назначения.
СНТ "Сокские сады" считает, что не должен обращаться с заявлением о переводе земель из одной категории в другую, т.к. ст.11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не предусматривает перевод земель лесного фонда в земли других категорий для размещения на них территории занятой СНТ, СНТ представило в материалы дела выписки из ЕГРН на 22 земельных участках, входящих в состав СНТ "Сокские сады", права на которые зарегистрированы в установленном порядке, участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенном использованием для коллективного садоводства, которые не исключены из лесного реестра. Кроме того, СНТ "Сокские сады" состоит не только из отдельных земельных участков членов СНТ, но и из территории, относящейся к общему имуществу СНТ, занятой линиями электропередач, водоснабжения, газоснабжения и дорогами, необходимыми для разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, и, следовательно, данная территория также должна быть исключена из лесного реестра.
СНТ "Сокские сады" считает, что для устранения данных нарушений необходимо установить границы СНТ и внести изменения в государственный лесной реестр в отношении местоположения границ земельного участка СНТ "Сокские сады".
Министерство в обоснование возражений ссылается на несоблюдение СНТ условий, предусмотренных п.6 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Министерство указывает на то, что правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на спорные используемые земельные участки СНТ "Сокские сады" представлены не были и права на спорный земельный участок не зарегистрированы, поэтому у Министерства отсутствуют правовые основания для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра.
Суд первой инстанции установил, что письмом 07.12.2018 N 27/30968 СНТ "Сокские сады" обращалось в Министерство по вопросу изменения документированной информации государственного лесного реестра по 48 земельным участкам.
Министерство письмом от 09.04.2019 N 2705-02/8282 сообщило об изменении документированной информации государственного лесного реестра Волжского лесничества в части отнесения 48 земельных участков к категории земель в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, на основании представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие изменения документированной информации Волжского лесничества Самарского участкового лесничества в государственном лесном реестре на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (акт обследования от 26.12.2018 ГКУ СО "Самарские лесничества", акт N 1 от 15.03.2019 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, список лиц, исключенных из государственного лесного реестра в количестве 48 чел.).
В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной реестр является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Пунктом 9 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На территории Самарской области уполномоченным органом на ведение государственного лесного реестра и распоряжение такими участками является Министерство на основании положением о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N 528 от 09.10.2013.
По сведениям государственного лесного реестра и подтвержденными путем ввода представленных координат X и У в программу ГИС ИНГЕО земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в границах квартала N N 6, 7 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества.
В нарушение положений ст.65 АПК РФ обратного СНТ "Сокские сады" не доказано.
В отношении спорного участка проводилось лесоустройство как на землях лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2004 на указанные участки за Российской Федерацией как на земли лесного фонда, назначение леса первой группы, на основании ст.19 ЛК РФ (09.02.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 63-01/01-2/2004-1902.1).
В соответствии с п.6 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
СНТ "Сокские сады" не представлено доказательств соблюдения вышеуказанных условий.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14, правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Пунктом 5 статьи 4.6 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в Государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Изменение документированной информации государственного лесного реестра Волжского лесничества в части отнесения 48 земельных участков к категории земель осуществлено в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, на основании представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки.
При этом в соответствии с ч.1, 4 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно принял доводы Министерства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что право бессрочного пользования, возникшее у СНТ "Сокские сады" на основании Земельного кодекса РСФСР (1970 года), сохраняется по настоящее время, данное право не утрачено, недействительным не признано и не прекращено, а отсутствие правоудостоверяющего документа на земельный участок не свидетельствует об отсутствии у СНТ "Сокские сады" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Спорный земельный участок предоставлен в постоянное пользование СНТ для коллективного садоводства на законных основаниях, факт владения и пользования товариществом спорным участком подтверждается представленными документами, на участке осуществляется коллективная садоводческая деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований СНТ "Сокские сады".
Доводы СНТ "Сокские сады", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие СНТ "Сокские сады" с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на СНТ "Сокские сады" расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу N А55-20488/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20488/2019
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Сокские сады"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью (КУМС-Комитет) Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, ООО "Геоинформа", Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства