г. Москва |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А41-35423/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО УК "Сходня": Круглова Е.О. по доверенности от 13.12.2019, диплом о высшим юридическом образовании;
от ГЖИ МО: Михайлов Е.В. по доверенности от 26.05.2020, диплом о высшим юридическом образовании;
от ООО "Добрый горд": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 23 июля 2020 года по делу N А41-35423/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сходня"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Добрый горд"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Сходня" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Сходня") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 03.03.2020 N 711 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и восстановлении нарушенных прав.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общества с ограниченной ответственностью "Добрый горд".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года по делу N А41-35423/20 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 4-9).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Добрый горд", извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО УК "Сходня" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ГЖИ МО и ООО УК "Сходня", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО УК "Сходня" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 28.04.2017 N 1425, выданной ГЖИ МО (т. 1 л. д. 36).
ООО УК "Сходня" обратилось к ГЖИ МО с заявлением от 31.12.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с изменением сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская область, городской округ Химки, мкр. Сходня, 2-ой Мичуринский тупик, д. 16 (т. 1 л. д. 31-33).
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ МО приняла решение от 03.03.2020 N 711 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпунктам "а" и "в" пункта 3, Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (т. 1 л. д. 27-29).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО УК "Сходня" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
В оспариваемом решении обществу вменяется нарушение подпунктов "а" и "в" пункта 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В силу подпункта "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в
многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Как следует из материалов дела, вместе с заявлением в управление представлялся протокол внеочередного общего собрания, а также обязательные приложения к протоколу, указанные в пункте 19 требований.
Согласно абзацу 2 протокола очно-заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 21.12.2019 N 1, представленного в комплекте документов в ГЖИ МО, собственниками помещений принято решение (протокол от 20.08.2015 N 1) об утверждении способа размещения сообщений в МКД о проведении общего собрания путем размещения в местах общего пользования (на стендах, входных дверях в подъезды, возле входной двери (первого этажа) в лифтовую кабину) (т. 1 л. д. 9-10).
В подтверждение уведомления собственников о проведении заочного голосования в управление представлены уведомления о проведении внеочередного общего собрания и фото-отчет о размещении уведомлений и результатов проведения внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, а также акт от 01.10.2019 (т. 1 л. д. 220-227).
Данный способ доведения до собственников информации о предстоящем собрании установлен протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 20.08.2015 N 1 (вопрос 2).
Согласно части 3 статьи 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
О результатах голосования по итогам общего собрания жителям МКД было сообщено путем размещения информации на первых этажах подъездов, о чем свидетельствуют фотоматериалы.
С учетом даты проведения собрания (21.12.2019) и даты подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области к ГЖИ МО (31.12.2019), 10-ти дневный срок для размещения информации об итогах голосования был соблюден.
Доказательства того, что в нарушение пункта 20 требований реестр собственников помещений в МКД не содержит сведения обо всех собственниках с указанием Ф.И.О. или ОГРН и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, и данное обстоятельство могло повлиять на итоги голосования суду не представлены.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, обществом к заявлению был приложен проект договора управления, электронный образ которого размещен на официальном сайте ГИС ЖКХ.
Согласно описи "Приложения к протоколу" протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.12.2019 N 1 в качестве приложения к протоколу значится "договор управления МКД (13 л.)".
К протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.12.2019 N 1 приложены уведомление администрации (КУИ) на 1 листе, доверенность на представителя администрации (КУИ), предоставляющая право на участие в общем собрании собственников, то есть обществом положения подпункта "д" пункта 20 требований, о предоставлении документов (их копии), удостоверяющих полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц, соблюдены.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан в том числе, порядок изменения перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Как правильно указал суд первой инстанции, вопреки доводам управления, порядок изменения перечня работ и (или) услуг регламентирован в пункте 2.3 договора, пунктом 2.4 договора предусмотрено, что перечень коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию определены действующим законодательством, в качестве приложения N 1 оформлен перечень работ по содержанию многоквартирного дома, приложения N 2 - перечень работ, относящихся к текущему ремонту и периодичность их проведения.
В силу пункта 5.1 договора предусмотрено, что договор, а значит и перечни работ и (услуг), может быть изменен по соглашению сторон, т.е. для изменения их наименования (количества) требуется проведение общего собрания собственников помещений МКД.
Как следует из материалов дела, в качестве приложения N 1 к договору управления утвержден перечень и периодичность выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и содержанию общего имущества многоквартирного дома и помещения собственника, в договор управления включен раздел 8 "Ответственность по договору", что в совокупности регламентирует основные обязанности управляющей организации и ее ответственность за их несоблюдение.
Как правильно указал суд первой инстанции, договор управления заключается по итогам проведенного голосования и подсчета голосов, то есть после утверждения условий данного договора, что является налогом подписания договора управляющей организацией, то есть проставления подписи второй стороной (пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Следовательно, отсутствие даты договора в проекте договора не свидетельствует о том, что он не заключен.
Возможность обратиться к собственникам за подписание договора управления с индивидуальными характеристиками (Ф.И.О. собственника, номер помещения, дата и номер, место подписания договора) возникает только после внесения управляющей организации в реестр лицензий Московской области, когда она праве приступить к управлению домом.
На дату рассмотрения дела в суде (23.07.2020) протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования от 21.12.2019 N 1 по основаниям нарушения порядка его проведения оспорен не был.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение ГЖИ МО от 03.03.2020 N 711 является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года по делу N А41-35423/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35423/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СХОДНЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "ДОБРЫЙ ГОРОД", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"