г. Киров |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А29-14218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Сычевой С.Н., действующей на основании доверенности от 02.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.08.2020 по делу N А29-14218/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горстрой" (ИНН: 1101031470, ОГРН: 1021100515567)
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (ИНН: 1121005502, ОГРН: 1041101084617),
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН:1041130401091)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горстрой" (далее - ООО "Горстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, ответчик) от 22.08.2019 N 2778 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.08.2020 заявленные требования ООО "Горстрой" удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.08.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что Фондом правомерно отказано Обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, так как ООО "Горстрой" не зарегистрировано в региональном отделении Фонда по месту нахождения его обособленного подразделения - Завода КПД, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС сдавались ООО "Горстрой" в Фонд без учета обособленного подразделения - Завода КПД.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Горстрой", Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Коми, ИФНС России по г. Сыктывкару указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Истец и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Горстрой" обратилось в Фонд с заявлениями о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 393 347 рублей 40 копеек и 633 634 рублей 23 копеек, всего на общую сумму 1 026 981 рубль 63 копейки на основании справки-расчета, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения по форме приложения N 1 к заявлению, утвержденной Приказом N 951н (т. 1 л.д. 21-25, 38-42).
Рассмотрев заявления Общества в рамках камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения, было установлено несоответствие заявленных к возмещению сумм расходов данным расчетов по страховым взносам, поступивших от налогового органа, в связи с чем Фонд направил в адрес Общества требование от 02.08.2019 N 11-25/1114-6694 о представлении уточненных расчетов по страховым взносам за 2017-2018 годы в налоговые органы (т. 1 л.д. 12-13).
В ответе от 06.08.2019 на требование Фонда страхователь пояснил, что сумма, указанная в заявлениях о выделении средст, соответствует данным справки N 226135 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций по состоянию на 24.04.2019, выданной Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми обособленному подразделению Общества - Заводу КПД (ИНН: 1101031470, КПП: 112132001). Представленные в ИФНС России по г.Сыктывкару и Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Коми расчеты содержат достоверную информацию, в связи с чем уточнение расчетов не требуется (т. 1 л.д. 117-119).
По результатам проверки исполняющим обязанности управляющего Фондом принято решение от 22.08.2019 N 2778 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 1 026 981 рубля 63 копеек (т. 1 л.д. 11).
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьей 419, пунктами 7 и 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), пунктом 5 статьи 18 и статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Федеральным Законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ), пришел к выводу о том, что отказ Фонда в возмещении спорных сумм расходов является неправомерным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Фонда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 и статьей 24 Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
На основании пунктов 7 и 11 статьи 431 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) плательщиками страховых взносов - организациями уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "Горстрой" - основное подразделение КПП 110101001 состоит на учете в ИФНС России по г.Сыктывкару.
ООО "Горстрой" - Завод КПД (обособленное подразделение) КПП 112132001 состояло на учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми с 01.11.2001.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, ООО "Горстрой" с 2017 года представляет расчеты по страховым взносам и производит уплату взносов по Заводу КПД, находящемуся в Эжвинском районе, в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Коми.
В требовании Фонда от 02.08.2019 N 11-25/1114-6694 указаны данные по расходам ООО "Горстрой" на цели обязательного социального страхования, а также начисленные к уплате страховые взносы за 2017 и 2018 годы. Однако это данные, относящиеся только к основному подразделению (КПП 110101001), которые ООО "Горстрой" представило в ИФНС России по г. Сыктывкару (т. 1 л.д. 12).
Из требования от 02.08.2019 N 11-25/1114-6694 следует, что Фонд не располагает данными по обособленному подразделению - Завод КПД (КПП 112132001). Вместе с тем, своим правом запросить необходимые документы у Общества по расходам на цели обязательного социального страхования отраженным в справках-расчетах приложенным к заявлениям, Фонд не воспользовался.
При этом ООО "Горстрой" своевременно представляло расчеты по страховым взносам за 2017 и 2018 годы в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Коми. Представленные расчеты отражены в лицевом счете ООО "Горстрой", что подтверждается справкой о состоянии расчетов (т.1 л.д. 14-15).
Кроме того, ООО "Горстрой" направило копии расчетов по страховым взносам за 2017 и 2018 годы в Фонд, приложив их к заявлениям о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, которые получены Фондом 31.05.2019 (т. 1 л.д. 20).
Сумма, указанная в заявлениях о выделении средств 1 026 981 рубль 63 копейки (633 634,23 рублей за 2017 год + 393 347,40 рублей за 2018 год) соответствует сумме переплаты по страховым взносам, отраженной в справке о состоянии расчетов, выданной Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми.
Кроме того, Управление Пенсионного фонда в Эжвинском районе г.Сыктывкара по представлению Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми в 2017 году зарегистрировало Завод КПД как обособленное подразделение и присвоило ему отдельный регистрационный номер (007-002-064364).
Довод Фонда о том, что ООО "Горстрой" не зарегистрировано в региональном отделении Фонда по месту нахождения его обособленного подразделения - Завода КПД, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно данным ЕГРЮЛ ООО "Горстрой" (ИНН 1101031470, КПП 110101001, код подчиненности 1101) зарегистрировано в качестве страхователя в Фонде 28.06.2001. Регистрационный номер страхователя в территориальном органе страховщика: 1107113023 (т. 1 л.д. 59).
По сведениям базы данных Фонда Завод КПД не зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию и на учете в Фонде не состоит.
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 N 202н (далее - Порядок N 202н).
В соответствии с Порядком N 202н обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат, в том числе юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подпункт 1 пункта 3 Порядка).
Указанные страхователи одновременно регистрируются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данные по каждому страхователю, зарегистрированному в территориальном органе Фонда в соответствии с настоящим Порядком, отражаются в базе данных (реестре страхователей) Фонда (пункт 5 Порядка N 202н).
Согласно пункту 6 Порядка N 202н регистрация страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 Порядка, осуществляется территориальными органами Фонда по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица на основании заявления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения
Как следует из пункта 10 Порядка N 202н, для регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица помимо заявления о регистрации обособленного подразделения юридического лица необходимы копии документов, подтверждающих наличие счета в банке (иных кредитных организациях) и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Из указанных положения Порядка N 202н следует, что условие о наличии счета в банке, открытого обособленному подразделению, является обязательным, в отличие от норм, предусмотренных пунктами 7 и 11 статьи 431 НК РФ, действующих в спорный период.
На основании заявления о регистрации и представленных документов территориальный орган Фонда осуществляет регистрацию страхователя, присваивает страхователю регистрационный номер и код подчиненности, формируемые в соответствии с разделом III Порядка N 202н, оформляет уведомление о регистрации.
Код обособленного подразделения юридического лица используется для идентификации страхователей в базе данных Фонда.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, права и обязанности страхователя у юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения возникают только с момента его регистрации в территориальном органе Фонда в установленном порядке.
Поскольку обособленное подразделение Общества - Завод КПД не имеет открытого счета в банке, в силу положений части 1 статьи 2.1, пункта 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ не является страхователем и не подлежало регистрации в территориальном органе Фонда.
Согласно пояснениям представителей Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми и ИФНС России по г.Сыктывкару, данным в ходе судебных заседаний суда первой инстанции, расчеты по страховым взносам, представленные Обществом направлялись в Фонд в порядке, предусмотренном Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/27@, N 02-11/13/06-5262П.
Из пояснений представителей Фонда, данных в ходе судебных заседаний, следует, что Фонд не может отразить у себя сведения по Заводу КПД, поскольку последний не зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию.
Как указывалось выше копии расчетов по страховым взносам за 2017 и 2018 годы были направлены Обществом в Фонд в качестве приложения к заявлениям о выделении средств на выплату страхового обеспечения и получены Фондом 31.05.2019.
Каких-либо недобросовестных действий со стороны Общества, которое направляло расчеты по страховым взносам по основному подразделению в ИФНС России по г. Сыктывкару и по обособленному подразделению в Межрайонную ИФНС России N 5 по Республике Коми судом не установлено.
Согласно решению от 22.08.2019 N 2778 основанием для отказа Обществу в выделении средств в размере 1 026 981 рубля 63 копеек на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения послужило несоответствие суммы в заявлении отчетным данным Фонда. Иных оснований оспариваемое решение не содержит.
При этом, доказательств того, что представленные ИФНС России по г.Сыктывкару и Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Коми расчеты содержат недостоверную информацию, в материалах дела не имеется.
Законом N 325-ФЗ внесены изменения в пункт 11 статьи 431 НК РФ, которые устанавливают, что уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (вступили в силу с 01.01.2020).
Таким образом, пункты 7 и 11 статьи 431 НК РФ приведены в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ в части требований относительно наличия у обособленных подразделений открытого счета в банке.
Согласно пояснениям, данным представителями ИФНС России по г. Сыктывкару и Фонда, в настоящее время (после закрытия обособленного подразделения), расчеты по страховым взносам направляются Обществом в ИФНС России по г.Сыктывкару и затем передаются в Фонд. Каких-либо претензий со стороны контролирующих органов не имеется.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительными решения Фонда N 2778 от 22.08.2019.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 14.08.2020 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.08.2020 по делу N А29-14218/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14218/2019
Истец: ООО " Горстрой "
Ответчик: ГУ Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации по Республике Коми
Третье лицо: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Сыктывкару, Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 5 по Республике Коми