город Самара |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А55-11837/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 13 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Ануфриевой А.Э., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Липовецкой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2020 г., принятое по делу N А55-11837/2020 (судья Каленникова О.Н.), по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, третьи лица: Министерство управления финансами Самарской области; Правительство Самарской области, о взыскании 7 180 380 руб. 00 коп.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Рассказчикова А.Ю., по доверенности от 27.12.2019 г.,
от ответчика - Ермакова (Тихонова) О.А., по доверенности от 29.01.2019 г.
от третьего лица - представитель Правительства Самарской области Ермакова (Тихонова) О.А., по доверенности от 30.12.2019 г.
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании за счет казны Самарской области 7 180 380 руб. - убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов.
Определением от 22.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены: с субъекта Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти взыскано 7 180 380 руб. - убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Министерство социально - демографической и семейной политики Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что основания для взыскания убытков с Самарской области отсутствуют. Согласно выпискам из ЕГРН от 05.12.2019 г. сведения о собственнике квартиры, расположенной по адресу: г. Тольятти, ш. Автозаводское д.23, кв. 27 и о собственнике квартиры, расположенной по адресу: г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 19, кв.17, отсутствуют, таким образом, оснований для возмещения убытков за предоставление жилого помещения Солохиной Ф.С. и Багировой В.Т. не имеется. Жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма гражданам Кищину С.С., Ильину Е.А., находятся в муниципальной собственности, в связи с чем, правовые основания для возмещения убытков отсутствуют. Истец предъявляет требования о финансировании за счет средств Самарской области обеспечения жилыми помещениями малоимущих нуждающихся граждан, что относится к прямой компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, заявитель указывает на наличие оснований для прекращения производства по делу, так как настоящее дело не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, на несоответствие размера суммы, позиционируемой в качестве убытков, стоимости нормы предоставления площади жилого помещения, поскольку к возмещению присуждены суммы, превышающие стоимость установленных норм предоставления жилых помещений.
Министерство управления финансами Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком определен субъект Российской Федерации - Самарская область, не соответствует нормам действующего законодательства. Самарская область не наделяла соответствующими полномочиями органы местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 г. Норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма равна 18 кв. Считает исковые требования необоснованно завышенными.
Истцом представлены возражения на апелляционные жалобы ответчиков, в которых он просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Правительства Самарской области - Ермакова О.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционных жалоб, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель истца - Рассказчикова А.Ю. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в возражениях на апелляционные жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.02.2019 по делу N 2-1026/2019, на основании распоряжения Администрации городского округа Тольятти от 30.09.2019 N 8198-р/5 Солохиной Фариде Сабитовне была предоставлена комната в квартире по адресу: ул. Победы, д. 5, кв. 103б и однокомнатная квартира по адресу: Автозаводское шоссе, д. 323, кв. 27 (договоры социального найма жилого помещения от 30.09.2019 N 14А-2019, от 30.09.2019 N 13А-2019).
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости 21.11.2019 рыночная стоимость комнаты и квартиры составляет 266 880 руб. и 862 160 руб., соответственно.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 18.02.2019 по делу N 2-849/2019, на основании распоряжения Администрации городского округа Тольятти от 02.07.2019 N 5245-р/5 Абдулиной Юлии Дамировне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: Революционная, д.7, корп. 1, кв. 502 (договор социального найма жилого помещения от 03.07.2019 N 11А-2019).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составляет 1 060 380 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 26.02.2019 по делу N 2-1078/19, на основании распоряжения Администрации городского округа Тольятти от 30.09.2019 N 8206-р/5 Кищину Сергею Сергеевичу была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: пр-кт Ленинский, д. 21, кв. 201 (договор социального найма жилого помещения от 30.09.2019 N 15А-2019).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составляет 1 275 250 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 07.12.2018 N 2-5550/2018, на основании распоряжения Администрации городского округа Тольятти от 30.09.2019 N 8505-р/5 Багировой Виктории Тарвердиевне была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: пр-кт Степана Разина, д. 19, кв. 17 (договор социального найма жилого помещения от 30.09.2019 N 12А-2019).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составляет 1 882 040 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 13.03.2019 по делу N 2-1182/2019, на основании распоряжения Администрации городского округа Тольятти от 18.10.2019 N 8828-р/55 Ильину Егору Алексеевичу была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: Фрунзе, д. 29, кв. 96 (договор социального найма жилого помещения от 28.11.2018 N 17А-2019).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости 21.11.2019 рыночная стоимость квартиры составляет 1 833 670 руб.
Обращаясь в арбитражный суд, истцом указывалось на то, что ответчик в нарушение требований законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Ответчики, третьи лица возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, аналогичным доводам апелляционных жалоб.
При разрешении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Как установлено ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Согласно указанной статье инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250- ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
В соответствии со статьей 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как установлено статьей 28.2 вышеназванного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87- ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115- ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В соответствии со статьями 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных Администрацией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования за счет казны Самарской области.
Доводы заявителей жалоб о том, что требование к ответчику является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Такой вывод соответствует позиции, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Нельзя также согласиться с доводами заявителей о том, что жилое помещение предоставлялось Солохиной Ф.С., не являющейся инвалидом, в связи с чем, понесенные истцом расходы по предоставлению жилого помещения Солохиной Ф.С. не могут образовывать убытки, подлежащие возмещению истцу.
Согласно решению Центрального районного суда г. Тольятти от 19.02.2019 г. Солохина Ф.С. обращалась в суд в интересах несовершеннолетнего Солохина Е.А., 2012 г.р., являющего инвалидом детства. Указанным решением суда на Администрацию г.о. Тольятти была возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения Солохиной Ф.С. и Солохину Е.А. в составе семьи из двух человек.
Таким образом, Солохина Ф.С. при получении жилого помещения выступала законным представителем несовершеннолетнего Солохина Е.А., в связи с чем, понесенные истцом расходы по предоставлению жилого помещения семье Солохиных подлежат возмещению за счет казны Самарской области.
Ссылка заявителей на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определенным категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов суда первой инстанции. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесенных муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Довод о нахождении жилых помещений, представленных Кищину С.С., Ильину Е.А., в муниципальной собственности, также не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Закона N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Ссылки заявителей на несоответствие площади предоставленных помещений установленным нормам и правилам ошибочны, так как пунктом 3 статьи 17 Закона о социальной защите, предусматривается возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пл. 1,2, п. 1 постановления мэра г.Тольятти от 05.10.2005 N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет:
- для одиноких граждан - 30,0 кв. м общей площади;
- для семей из двух человек - 36,0 кв. м общей площади;
- для семей из трех и более человек - по 15,0 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
Указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан.
Исковые требования Администрации городского округа Тольятти основаны на нормах ст. 15 ГК РФ, как реальный ущерб, возникший в связи с предоставлением квартир категории граждан, обеспечение которых не является обязанностью муниципалитета. Стоимость жилых помещений истцом устанавливалась на основании отчетов об оценке, проведенных в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, а именно определением Верховного суда от 18.07.2018 по делу N А02- 1279/2017, определением ВС РФ от 27.03.2020 N 304-ЭС20-6463.
Довод заявителей о том, что в 2018 году и в 2019 году бюджету города округа Тольятти из областного бюджета выделялись межбюджетные трансферты для реализации полномочий по решению вопросов местного значения из бюджета Самарской области, за счет которых возможно было покрыть свои расходы на обеспечение жильем инвалидов, не может служить основанием для отмены решения, в силу следующего.
Согласно ст. 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидий местным бюджетам, субвенций местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов.
Пункт 1 статьи 137 БК РФ предписывает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов" образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений (внутригородских районов). Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, а также порядок определения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений внутригородских районов утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 139 БК РФ, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 приведенной статьи).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъектов Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти, а также собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджет, которые в силу ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят целевой характер, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, выделенные из областного бюджета в 2018, 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, не могли быть израсходованы на цели, связанные с исполнением государственных полномочий субъекта по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.
Предоставление дотаций из областного бюджета, на что ссылаются заявители, не свидетельствует о выделении из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств для целей обеспечения жилыми помещениями инвалидов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2020 г. N Ф03-599/2020, определение Верховного Суда РФ от 27.03.2020 г. N 304-ЭС20-3660).
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
Доводам заявителей о не подсудности указанного спора арбитражному суду также была дана оценка при разрешении спора и судом первой инстанции верно указано, что в данном случае иск заявлен о взыскании убытков, возникших на стороне истца в связи с понесенными им расходами на приобретение квартир (комнат) и исходя из характера спора, в силу статей 27 и 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, его рассмотрение относится к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
От уплаты государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы заявители освобождены.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2020 г., принятое по делу N А55-11837/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11837/2020
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации г.о. Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области