г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2020 г. |
Дело N А56-96524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Васильева О.Е. по доверенности от 31.12.2019
от заинтересованного лица: Баранова Е.К. - доверенность от 09.01.2020 (до перерыва), Макарова А.С. по доверенности от 09.01.2020 (после перерыва)
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2019 по делу N А56-96524/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Киришском районе
об оспаривании предписания от 31.07.2019 N 57
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (далее - заявитель, Общество, ООО "КИНЕФ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Киришском районе (далее - Территориальный отдел) от 31.07.2019 N 57.
Решением суда от 15.10.2019 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление) подана апелляционная жалоба, в которой Управление просит отменить обжалуемое решение суда от 15.10.2019 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемое предписание от 31.07.2019 N 57 было вынесено Территориальным отделом в пределах полномочий, установленных статьей 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); наличие выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально-оборудованных местах Обществом по существу не оспаривалось; при вынесении оспариваемого предписания не было допущено нарушения права Общества на защиту, а, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда первой инстанции не имелось.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 производство по апелляционной жалобе Управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2019 по делу N А56-96524/2019 прекращено со ссылкой на то, что апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.2020 определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А56-96524/2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 апелляционная жалоба Управления назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29 июня 2020 года.
В судебном заседании 11.08.2020 представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы Управления возражал по мотивам, изложенным в отзыве. По запросу суда Управлением представлены материалы проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 и материалы дел об административных правонарушениях. Указанные документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 11.08.2020 был объявлен перерыв до 12 час. 10 мин. 18.08.2020, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 09.07.2019 по 31.07.2019 сотрудниками Территориального отдела на основании распоряжения от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "КИНЕФ" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о техническом регулировании на следующих объектах - предприятие общественного питания гостиницы "Юность" по адресу: Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, пр. Ленина, д.22, предприятие общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, ул. Романтиков, д.2.
В соответствии с пунктом 9 распоряжения от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 основанием проведения внеплановой выездной проверки указан пункт 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 6 распоряжения от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 проверка проведена на основании следующих приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- от 29.12.2018 N 1103 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации", вынесенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.октября 2018 года N 592";
- от 19.06.2017 N 451 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2017 года N 281 "О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащие такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду";
- от 18.08.2017 N 672 "О проведении проверок организаций торговли и общественного питания", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15.08. 2017 N Пр-1603;
- от 19.08.2014 N 876, от 06.08.2015 N 640 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", Решение Протокола межведомственного совещания от 01.10.2014 по вопросу организации взаимодействия в рамках обеспечения Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774,
- от 30.01.2017 N 43 "О проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции", изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации от 24.01.2017.N АХ-П11-343;
- от 18.12.2018 N 1022 "О проведении в 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации свинины, мяса птицы и продуктов их переработки", изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 (пункт 7 раздел I протокола N1).
По результатам проверки составлен промежуточный акт проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19, в котором отражены выявленные 10.07.2019 в помещениях пищеблока предприятия общественного питания гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" нарушения требований действующего санитарного законодательства, а именно: нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". При этом в промежуточном акте проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19 указано, что данный акт не является окончательным и издан в связи с необходимостью принятия мер в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
По факту выявленных и отраженных в промежуточном акте проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19 нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, уполномоченным должностным лицом Территориального отдела в отношении Общества составлен протокол от 11.07.2019 N 149 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 6.6 КоАП РФ. Постановлением Киришского городского суда Ленинградской области от 18.07.2019, оставленным без изменения решением Ленинградского областного суда от 16.08.2019 по делу N 7-722/2019 и постановлением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2020 N 16-55/2020, ООО "КИНЕФ" было привлечено к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ.
По результатам внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 Территориальным отделом был составлен итоговый акт проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19, в котором отражены выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по двум проверяемым объектам - предприятие общественного питания гостиницы "Юность" по адресу: Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, пр. Ленина, д.22, а также предприятие общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, ул. Романтиков, д.2.
В акте проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 зафиксировано следующее:
На момент проведения проверки в помещениях пищеблока предприятия общественного питания гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" 10.07.2019 с 11 ч. 30 мин. по 17 ч. 00 мин. выявлены нарушения требований действующего санитарного законодательства, а именно: нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01):
пункт 5.1 - выявлено нарушение поточности технологических процессов на первом этаже пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, а именно: кондитерский цех (помещение с маркировкой на двери "L42 кондитерский цех") имеет один вход/выход из коридора первого этажа пищеблока, т.о. доставка в кондитерский цех продовольственного сырья и передача готовых кондитерских и выпечных изделий осуществляется через один дверной проем; также на первом этаже пищеблока выявлены встречные потоки продовольственного сырья (мука, яйцо, молочная продукция и др.) при его доставке от загрузочной в кондитерский цех по коридору и готовых кондитерских и выпечных изделий, изготовленных в кондитерском цехе, доставляющихся в обеденный зал; в нарушение поточности технологических процессов мытье фруктов, осуществляется в моечной столовой посуды (фото N 1);
пункты 3.3, 10.6 - в кондитерском цехе не оборудована производственная моечная ванна и моечными ваннами для мытья производственного инвентаря кондитерского цеха;
пункт 15.1 - на момент проверки не представлен журнал осмотра персонала на гнойничковые заболевания;
пункт 7.8 - в складском помещении хранятся яйца с загрязненной скорлупой, насечкой (фото N 2);
пункт 8.11 - в горячем цехе выявлен сыр натертый без маркировки (указания даты изготовления компонента), огурцы маринованные нарезанные, дата нарезки 09.07.2019 в 14:30, т.о. нарезанные компоненты в незаправленном виде хранят при температуре 4+/-2 град. С не более 6 часов;
пункты 5.12, 12.1, 12.2 - в помещении для хранения сыпучих продуктов (крупы, мука), чай имеются следы от присутствия насекомых; в холодном цехе на момент проверки выявлены тараканы (фото N 3);
пункт 6.5 - отсутствует маркировка на инвентаре для разделывания и очистки сырья в мясо-рыбном цехе (рыбочистка);
пункты 3.3, 10.6 - в овощном цехе отсутствует смеситель на санитарной раковине;
пункт 5.5 - в мясо-рыбном цехе выявлены сколы штукатурки на потолке (фото N 4);
пункт 7.11 - в нарушение товарного соседства в холодильном шкафу холодного цеха совместно хранится готовая к употреблению и сырая продукция (сметана, масло, овощи и мясные полуфабрикаты; хранение пищевой продукции (перечень см. лист 3 приложения к акту от 10.07.2017) осуществляется не в соответствии с условиями хранения, заявленными изготовителем (фото N 5-12);
пункт 4.5. - над моечной ванной в мясо-рыбном овощном цехе отсутствует локальная вытяжная вентиляция;
пункт 3.8 - в горячем цехе, мясо-рыбном цехе, производственная моечная ванна для мытья яиц присоединена к канализационной сети без воздушного разрыва 20 мм (фото N 13);
пункты 7.29, 9.1 - не сохранены маркировочные ярлыки на овощную и рыбную продукцию до использования каждого тарного места (перечень см. лист 2 приложения к акту от 10.07.2017 г.) (фото N 14-15);
пункт 8.19 - в помещении овощного цеха осуществление хранение необработанных яиц в коробке (фото N 16);
пункт 3.3 - кондитерский цех, холодный цех не оборудованы производственные односекционные моечные ванны;
пункт 15.1 - не обеспечена исправная работа вентиляционной системы в горячем цехе.
12.07.2019 в 11 час. 00 мин. при анализе результатов лабораторных исследований (протокол по результатам лабораторных исследований N 3918.19 от 12.07.2019 проведенных Филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Киршлском районе") установлено:
- в смывах с поверхностей объектов производственной среды и инвентаря на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП) на доске разделочной "МВ" обнаружено наличие бактерий группы кишечной палочки, что свидетельствует о некачественном проведении обработки технологического оборудования и является нарушением пункта 6.4 СП 2.3.6.1079-01, статьи 17 Закона N 52-ФЗ.
Предприятие общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул.Романтиков, д.2.
При проведении внеплановой выездной проверки непосредственно выявлены следующие нарушения требований СП 2.3.6.1079-01:
Пункт 5.1 - при проверке пищеблока предприятия общественного питания выявлен перекрест сырой и готовой к употреблению продукции. Выявлены встречные потоки сырья, сырых яиц и готовой продукции (завтраков) в производственном коридоре;
Пункт 4.5 - в овощном цехе, в моечной кухонной посуды над источниками влаговыделения - моечными ваннами отсутствует локальная вытяжная система;
Пункт 8.19 - на момент проверки установлено, что нарушается последовательность обработки яйца - в емкости для дезинфекции яиц хранится необработанное, не мытое яйцо. Отсутствует емкость для хранения чистого яйца, отсутствует инструкция по разведению и приготовлению раствора кальцинированной соды, дезинфицирующих средств (фото N 17-18);
пункт 6.5 - в горячем цехе отсутствует маркировка на разделочном инвентаре (разделочные доски, ножи на магнитном держателе), которая наносится в целях предупреждения инфекционных заболеваний. В овощном цехе не маркированы ножи для чистки овощей. В мясо-рыбном цехе нет маркировки на пинцете, металлических лопатках, отбивном молотке (фото N 19-20);
пункт 5.13 - немаркированный уборочный инвентарь для производственных помещений хранится в овощном цехе; здесь же хранится швабра для уборки туалета (фото N 21);
пункт 3.8 - в овощном цехе моечная двух-секционная ванна для яиц и овощей присоединена к канализационной сети без воздушного разрыва 20 мм от верха приемной воронки (фото N 22);
пункт 5.14 - подсобный рабочий кухни, обеспечивающий мойку и дезинфекцию яиц, а также чистку овощей, производит уборку обеденного зала и туалета для персонала;
пункт 3.13 - в тамбуре туалета для персонала не предусмотрен отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов;
пункт 7.26 - в помещении кладовой на стеллаже хранится совместно ржаной и пшеничный хлеб (фото N 23);
пункты 8.2, 9.10 в технологических картах не проставляются временные и температурные режимы приготовления блюд, калорийность, количество белков, жиров и углеводов; отсутствует название сборника рецептур;
пункты 13.5, 15.1 - отсутствует журнал осмотра персонала на гнойничковые заболевания;
пункт 9.1 - бракеражный журнал ведется формально- отсутствует дата и час приготовления блюда, время снятия бракеража, подпись членов бракеражной комиссии;
пункт 9.13 - в помещении моечной отсутствует специально выделенная и промаркированная тара для сбора и временного хранения пищевых отходов (пищевые отходы собираются в тару (металлическую банку) без крышки и маркировки).
Выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства послужили основанием для вынесения Территориальным отделом на основании пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ и пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ предписания от 31.07.2019 N 57, которым Обществу предписано в срок до 02.09.2019 устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
1. Не допускать мытье фруктов и овощей в моечной столовой посуды;
2. Обеспечить наличие маркировки на инвентаре для разделывания и очистки сырья в мясорыбном цехе;
3. Обеспечить сохранение маркировочного ярлыка каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции до полного использования продукта;
4. Обеспечить указание времени и даты изготовления полуфабрикатов, его наименование; 5. Выделить для обработки яиц и использовать в соответствии с назначением промаркированные емкости;
6. Не допускать хранение необработанных яиц в коробах в овощном цехе;
7. Обеспечить наличие и функционирование в производственных цехах: холодный цех - 1 секционной моечной ванны, в овощном цехе исправное функционирование санитарной раковины, кондитерский цех - 1 секционной моечной ванны;
8. Обеспечить соблюдение условий хранения установленных изготовителем при хранении пищевых продуктов;
9. Обеспечить ежедневное перед началом проведение осмотра открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, с занесением результатов осмотра в журнал обследования на гнойничковые заболевания;
10. Не допускать нарушение технологических процессов при изготовлении пищевой продукции (повторное замораживание продовольственного сырья, вакуумирование полуфабрикатов);
11. Обеспечить проведение дезинсекционных работ;
12. Не допускать прием яиц с загрязненной скорлупой и сколами;
13. Обеспечить использование пирожных и десертов промышленного изготовления;
14. Обеспечить проведение качественной санитарной обработки оборудования с целью дальнейшего недопущения выявления бактерий группы кишечной палочки (БГКП) в соответствии с требованиями статьи 17 Закона N 52-ФЗ (с подтверждением лабораторных исследований).
Не допускать в предприятии общественного питания гостиницы "Спортивная" ООО "КИНЕФ", Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул. Романтиков, д. 2, нарушения требований СанПиН 2.3.6.1079-01, а именно:
1. Не допускать хранение готовой пищевой продукции и полуфабрикатов в холодильном оборудовании в коридоре;
2. Обеспечить соблюдение последовательности обработки яиц, в соответствии с требованиями пункта 8.13 СанПиН 2.3.6.1079-01;
3. Обеспечить наличие специальной промаркированной емкости для хранения чистого яйца, приготовления растворов кальцинированной соды и дезинфицирующего средства;
4. Обеспечить наличие инструкции по приготовлению и разведению рабочего раствора кальцинированной соды, дезинфицирующего средства;
5. Обеспечить наличие маркировки на инвентаре;
6.Не допускать хранение уборочного инвентаря для туалета в производственном помещении для обработки яйца и овощей;
7. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний выделить персонал для уборки туалетов и обеденного зала специальный персонал;
8. Обеспечить сохранение маркировочного ярлыка каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции до полного использования продукта;
9. Не допускать прием яиц с загрязненной скорлупой;
10. Не допускать совместное хранение ржаного и пшеничного хлеба;
11. Использовать технологические карты в соответствии со "Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", с указанием временных и температурных режимов приготовления блюд, калорийности, количества белков, жиров, углеводов;
12. Обеспечить ежедневное перед началом проведение осмотра открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, с занесением результатов осмотра в журнал обследования на гнойничковые заболевания;
13. Обеспечить наличие смесителя и функционирование санитарной раковины в овощном цехе;
14. Не допускать хранение пищевых отходов в моечной столовой посуды не в специальной промаркированной емкости;
15. Не допускать нарушений условий и сроков хранения полуфабрикатов для приготовления кулинарных блюд.
Не согласившись с предписание Территориального отдела от 31.07.2019 N 57, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальным отделом допущено нарушение пункта 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, поскольку Территориальный отдел вышел за предмет проверки, определенный в распоряжении от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19. Суд первой инстанции указал, что фактически объекты ООО "КИНЕФ" были подвергнуты проверке не по обозначенной в поименованных в распоряжении о проведении проверки приказах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека тематике, а исключительно в объеме соблюдения СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что Территориальным отделом допущены грубые нарушения требований Закона N 294-ФЗ в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, в связи с чем признал недействительным предписание Территориального отдела от 31.07.2019 N 57.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично-значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (часть 1) и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).
С учетом данных конституционных положений, при рассмотрении в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд согласно части 4 статьи 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта по ряду оснований, не только устанавливая соответствие его содержания применимым нормам материального права, но также проверяя, действовал ли принявший оспариваемый акт орган в пределах своих полномочий (в надлежащей административной процедуре), было ли при этом обеспечено право заявителя на защиту.
Несоблюдение установленной процедуры принятия ненормативного правового акта, в том числе, обусловленное тем, что на стадии его вынесения обратившееся в суд лицо было лишено возможности реализовать свои права, связанные с участием в этой процедуре, может являться основанием для признания рассматриваемого акта недействительным, если допущенные нарушения являлись существенными - привели или могли привести к неправильному решению спорного вопроса. Отдельные нарушения порядка принятия ненормативного правового акта могут быть прямо обозначены законодателем как существенные (грубые), то есть безусловно влекущие его недействительность.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проведение внеплановой выездной проверки по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона N294-ФЗ не требует согласования с органами прокуратуры.
Как следует из материалов дела, в пункте 9 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 в качестве основания проведения внеплановой выездной проверки Общества указан пункт 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (приказ Ростпотребнадзора).
При этом, в пункте 6 распоряжения от 09.07.2019 N 47-01-08-1377/19 перечислены конкретные приказы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
Таким образом, с учетом того, что проверка объектов Общества проводилась во исполнение, в том числе приказа Роспотребнадзора от 18.08.2017 N 672 "О проведении проверок организаций торговли и общественного питания", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15.08.2017 N Пр-1603 (в котором не указан срок проведения таких проверок и предписано один раз в полгода представлять аналитический доклад об исполнении данного приказа, том 1 л.д.64-65) и приказа Роспотребнадзора от 18.12.2018 N 1022 "О проведении в 2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации свинины, мяса птицы и продуктов их переработки", изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 (пункт 7 раздел I протокола N1), суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в ходе проведения проверки Территориальный отдел в нарушение пункта 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ вышел за пределы проверки и потребовал у Общества представления документов, информации, образцов продукции, не относящихся к предмету проверки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о допущенных Территориальным отделом в ходе проверки грубых нарушениях требований Закона N 294-ФЗ (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ), является ошибочным и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Как указано в пункте 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Статья 50 Закона N 52-ФЗ, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства, не содержит положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках проведения проверки по основаниям, предусмотренным Законом N 294-ФЗ.
Иное означало бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять установленные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания. Однако такой подход не отвечает цели принятия Закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих здоровье населения и благополучие среды обитания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 31.07.2019 N 57 вынесено должностным лицом Территориального отдела в пределах полномочий, установленных статьей 50 Закона N 52-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ по факту выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Факт наличия нарушений требований СП 2.3.6.1079-01, статьи 17 Закона N 52-ФЗ, перечисленных в акте проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 и предписании от 31.07.2019 N 57 установлен Территориальным отделом в ходе проверки и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: промежуточным актом проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19. Актом проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 с материалами фотофиксации, протоколом по результатам лабораторных исследований N 3918.19 от 12.07.2019 и Обществом не опровергнут.
Доводы Общества, приведенные в заявлении, о неправомерном вменении Обществу нарушений пунктов 5.1, 3.3, 10.6, 8.11, 5.5, 4.5, 15.1, 9.1, 6.4, 9.13 СП 2.3.6.1079-01 отклоняются судом апелляционной инстанции.
Пунктом 5.1 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
Как следует из материалов дела, Территориальным органом в ходе проверки выявлено нарушение поточности технологических процессов на первом этаже пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, а именно: кондитерский цех (помещение с маркировкой на двери "L42 кондитерский цех") имеет один вход/выход из коридора первого этажа пищеблока, т.о. доставка в кондитерский цех продовольственного сырья и передача готовых кондитерских и выпечных изделий осуществляется через один дверной проем; также на первом этаже пищеблока выявлены встречные потоки продовольственного сырья (мука, яйцо, молочная продукция и др.) при его доставке от загрузочной в кондитерский цех по коридору и готовых кондитерских и выпечных изделий, изготовленных в кондитерском цехе, доставляющихся в обеденный зал; в нарушение поточности технологических процессов мытье фруктов, осуществляется в моечной столовой посуды.
Факт нарушения пункта 5.1 СП 2.3.6.1079-01 зафиксирован в промежуточном акте проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19 и акте проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19, а также в материалах фотофиксации (фото N 1) и Обществом не опровергнут. Пункт 5.1 СП 2.3.6.1079-01 действительно не содержит требований к количеству входов/выходов в помещения цеха, однако содержит требование о том, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, что Обществом соблюдено не было. При этом, как следует из предписания от 31.07.2019 N 57, Обществу не предписывается организовать несколько входов в кондитерский цех.
В примечании к пункту 3.3 СП 2.3.6.1079-01 указано, что все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья.
Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию.
Пунктом 10.6 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что моечные отсадочных мешков, наконечников и мелкого инвентаря для работы с кремом, внутрицеховой тары и крупного инвентаря, а также моечная оборотной тары оснащаются трехсекционными ваннами с подводкой горячей и холодной воды. Помещение яйцебитни оборудуется четырехсекционными моечными ваннами.
Как следует из материалов дела, Территориальным органом в ходе проверки пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, выявлено, что в овощном цехе отсутствует смеситель на санитарной раковине, что является нарушением пункта 3.3 СП 2.3.6.1079-01, в кондитерском цехе не оборудована производственная моечная ванна, что также является нарушением пунктов 3.3 и 10.6 СП 2.3.6.1079-01.
Пунктом 8.11 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что салаты, винегреты и нарезанные компоненты в незаправленном виде хранят при температуре 4 +/- 2 град. C не более 6 ч.
В рассматриваемом случае, Территориальным отделом в ходе проверки пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, выявлено, что в горячем цехе нарезанные компоненты салатов - сыр натертый без маркировки (указания даты изготовления компонента) и огурцы маринованные нарезанные (дата нарезки 09.07.2019 в 14:30), в незаправленном виде хранятся более 6 часов, что является нарушением пункта 8.11 СП 2.3.6.1079-01.
Пунктом 5.5 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Территориальным отделом в ходе проверки пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, выявлены сколы штукатурки на потолке в мясо-рыбном цехе, что подтверждается материалами фотофиксации (фото N 4) и Обществом не опровергнуто. Пунктом 5.5 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что окраска потолков производится по мере необходимости, что в рассматриваемом случае Обществом сделано не было (доказательства обратного в материалы дела не представлены)
Пунктом 4.5 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
Как установлено Территориальным отделом в ходе проверки 10.07.2019 пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22, над моечной ванной в мясо-рыбном овощном цехе отсутствует локальная вытяжная вентиляция; не обеспечена исправная работа вентиляционной системы в горячем цехе. В ходе проверки предприятия общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул.Романтиков, д.2. Территориальным отделом установлено, что в овощном цехе, в моечной кухонной посуды над источниками влаговыделения - моечными ваннами отсутствует локальная вытяжная система. Указанные обстоятельства зафиксированы в промежуточном акте проверки от 11.07.2019 N 47-01-08/1377/19 и акте проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 и свидетельствуют о нарушении Обществом требований пунктов 4.5 и 15.1 СП 2.3.6.1079-01. Представленные Обществом в материалы дела акты испытаний и регулировки вентиляционных установок от 12.07.2019, 22.03.2018, 05.04.2018 не подтверждают наличие локальной вытяжной системы над моечными ваннами, а также не свидетельствует об исправной работе вентиляции в горячем цехе пищеблока гостиницы "Юность" на момент проверки 10.07.2019. Устранение нарушений после их выявления не свидетельствует о незаконности предписания от 31.07.2019 N 57.
Пунктом 9.1 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку.
Как следует из акта проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 в ходе проверки предприятия общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул.Романтиков, д.2. Территориальным отделом установлено, что бракеражный журнал ведется формально - отсутствует дата и час приготовления блюда, время снятия бракеража, подпись членов бракеражной комиссии. Факт наличия данного нарушения Обществом не опровергнут.
В соответствии с пунктом 6.4 СП 2.3.6.1079-01 санитарная обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по окончании работы; производственные столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих средств, промываются горячей водой при температуре 40 - 50 град. C и насухо вытираются сухой чистой тканью.
Как установлено Территориальным отделом в ходе проверки пищеблока гостиницы "Юность" ООО "КИНЕФ" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пл. Ленина, д. 22 и подтверждается протоколом по результатам лабораторных исследований N 3918.19 от 12.07.2019, в смывах с поверхностей объектов производственной среды и инвентаря на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП) на доске разделочной "МВ" обнаружено наличие бактерий группы кишечной палочки, что свидетельствует о некачественном проведении обработки технологического оборудования и является нарушением пункта 6.4 СП 2.3.6.1079-01, статьи 17 Закона N 52-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9.13 СП 2.3.6.1079-01 пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками), которую помещают в охлаждаемые камеры или в другие специально выделенные для этой цели помещения.
В ходе проверки предприятия общественного питания гостиницы "Спортивная" по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул.Романтиков, д.2. Территориальным отделом установлено, что в помещении моечной отсутствует специально выделенная и промаркированная тара для сбора и временного хранения пищевых отходов (пищевые отходы собираются в тару (металлическую банку) без крышки и маркировки), что является нарушением пункта 9.13 СП 2.3.6.1079-01. Наличие специального помещения, в котором расположена тара для сбора пищевых отходов (промаркированная), не опровергает факт нарушения требований пункта 9.13 СП 2.3.6.1079-01 поскольку в ходе проверки установлено, что в помещении моечной пищевые отходы собираются в металлическую банку без крышки и маркировки.
В отношении остальных нарушений, перечисленных в акте проверки от 31.07.2019 N 47-01-08-1377/19 и предписании от 31.07.2019 N 57, Обществом возражений не представлено.
Таким образом, установив в ходе проведения внеплановой выездной проверки Общества факт нарушения требований Закона N 52-ФЗ и СП 2.3.6.1079-01, Территориальный отдел правомерно в пределах предоставленных ему пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ и пунктом 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ полномочий выдал Обществу предписание от 31.07.2019 N 57 об устранении нарушений законодательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания предписания Территориального отдела от 31.07.2019 N 57 недействительным.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 15.10.2019 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в размере 3000 руб. подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2019 года по делу N А56-96524/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96524/2019
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КИРИШИНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Ответчик: ТО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КИРИШСКОМ РАЙОНЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ