г. Томск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А67-13793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сластиной Е.С., |
судей |
|
Колупаевой Л.А., |
|
|
Сбитнева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (N 07АП-3854/2020) на решение от 12.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13793/2018 (судья Воронина С.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к обществу с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК" (634040, ул. Ивановского, дом 6в, строение 1, ИНН 7017245330, ОГРН 1097017014412) о взыскании 584 181,37 руб.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Департамент тарифного регулирования Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41); 2) общество с ограниченной ответственностью "СМУ ТДСК" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1); 3) закрытое акционерное общество "СУ ТДСК" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/1); 4) общество с ограниченной ответственностью "Ронекс" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, д.79/1, стр.37, офис 305).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Бодрова В.В. по доверенности N 25 от 25.12.2019 (сроком по 31.12.2020)
от ответчика: Садова И.Ю. по доверенности N 31-19 от 16.09.2019 (сроком на 1 год)
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещено)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - истец, ООО "Томскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сетевая компания ТДСК" (далее - ответчик, ООО "Сетевая компания ТДСК") о взыскании задолженности за потери воды в размере 449 056, 31 руб. по договору транспортировки холодной воды от 30.09.2013 N 789.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Департамент тарифного регулирования Томской области; 2) общество с ограниченной ответственностью "СМУ ТДСК"; 3) закрытое акционерное общество "СУ ТДСК"; 4) общество с ограниченной ответственностью "Ронекс".
Решением от 12.03.2020 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Томскводоканал" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.03.2020 Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на правомерность включение объемов воды, использованных на промывку и дезинфекцию, в объем потерь воды, подлежащих оплате в соответствии с договором транспортировки и действующим законодательством. В тариф ООО "Томскводоканал" потери на сетях транзитной организации не могут быть включены, истец не обязан отвечать за потери, которые имеют место на сетях транзитной организации, поскольку обязанность по надлежащему содержанию транзитных сетей лежит на ООО "Сетевая компания ТДСК". Действующим законодательством не предусмотрен дифференцированный тариф на компенсацию потерь на сетях транзитной организации, также как не предусмотрен порядок подачи заявления на такой тариф и перечень необходимых подтверждающих документов. Департаментом тарифного регулирования в материалы дела не представлены расшифровка, установленного для ООО "Томскводоканал" тарифа, которая бы подтверждала включение в него, в том числе потерь на сетях транзитных организаций, а также не представлено правовое обоснование их включения в указанный тариф.
Определением суда от 22.05.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 02.07.2020 на 09 час. 10 мин.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным; просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что истец за период с 2013 года не оспаривал объемы, транспортируемые по сетям ответчика, потери в тариф на транспортировку воды для ООО "Сетевая компания ТДСК" включены в размере 0 куб.м., в тарифе на услуги по холодному водоснабжению для ООО "Томскводоканал" включены затраты на потери холодной воды в водопроводных сетях, все потери холодной воды оплачивает конечный потребитель (абонент) в составе оплаты за услуги холодного водоснабжения. При установлении долгосрочных параметров регулирования учитываются фактические данные предыдущего периода. Судебная практика, приведенная истцом не является аналогичной, рассматриваемому делу, так как в данном случае договором отношения урегулированы, а вопрос о стоимостном выражении, именно применение в расчете дифференцируемого тарифа на холодную воду.
Письменный отзыв ООО "Сетевая компания ТДСК" приобщен к материалам дела.
Департамент тарифного регулирования Томской области в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным; просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что правоотношения сторон реализуются в рамках схемы распределения расходов между регулируемыми организациями, сформированной органом государственной власти в сфере регулирования. Истцом отождествляются тарифы для конечного потребителя и тарифы, установленные для ООО "Томскводоканал". Вместе с тем, тарифы для конечного потребителя предполагает оплату последним всех расходов, связанных с процессом водоснабжения, включая транспортировку на сетях транзитных организаций. В связи с этим формируя тарифы в сфере водоснабжения, Департамент определил схему правоотношений между регулируемыми организациями, где потери на сетях ответчика равны 0 куб.м. Таким образом, весь объем потерь воды, возникающих в процессе водоснабжения конечного потребителя, учтены в тарифе по водоснабжению конечного потребителя. В связи с этим исключается возможность приобретения потерь ответчиком у истца в спорный период. В указанном виде осуществляется перераспределение средств, полученных в результате осуществления регулируемой деятельности. Таким образом, все потери воды, произошедшие, как на сетях истца, так и на сетях ответчика оплачены конечным потребителем, что свидетельствует об отсутствии убытков, заявленных в настоящем деле ООО "Томскводоканал". Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у истца правовых оснований требовать взыскания задолженности за потери воды при транспортировке по договору на транспортировку холодной воды от 30.09.2013 N 789. Письменный отзыв департамента приобщен к материалам дела.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представили.
В судебном заседании 02.07.2020 представитель истца дал пояснения по изложенной позиции, ходатайствовал о предоставлении расшифровки составляющих тарифа до конечного потребителя, используемого в схеме взаимоотношений между сторонами.
Определением суда от 02.07.2020 судебное разбирательство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 27.07.2020 на 12 час. 00 мин.; Департаменту тарифного регулирования Томской области, в части указанных в отзыве пояснений о включении всего объема потерь воды ответчика, возникающих в процессе водоснабжения конечного потребителя, учтенных в тарифе, предложено представить расшифровку установленного тарифа с приложением соответствующих документов.
24.07.2020 в суд от Департамента тарифного регулирования Томской области поступили дополнительные пояснения к отзыву с приложением документов во исполнение определения суда, в которых тарифный орган указал на то, что в соответствии с пунктом 1 постановления администрации Города Томска от 04.06.2015 N 494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск" истец выступает гарантирующей организацией по отношению к абонентам, водоснабжение которых осуществляется, в том числе, через сети ответчика. Таким образом, сфера деятельности истца распространяется за пределы, принадлежащих ему объектов коммунальной инфраструктуры, так как им применяется тариф на водоснабжение конечного потребителя. Из содержания производственных программ ООО "Томскводоканал" (приложения к приказам Департамента), действовавших в спорный период, следует, что в тарифе на питьевую воду до конечного потребителя утверждены потери коммунального ресурса, возникающие в процессе водоснабжения конечного потребителя. Оплата указанных потерь осуществляется конечным абонентом в рамках договоров на водоснабжение, заключенных с гарантирующей организацией (истец). В свою очередь анализ производственных программ ответчика позволяет сделать вывод, что в отношении ООО "Сетевая компания ТДСК" Департаментом утверждены потери воды при транспортировке коммунального ресурса в объеме 0 куб.м. Указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии потерь воды на сетях ответчика, а лишь иллюстрирует экономическую схему взаимоотношений между сторонами. Указанная схема взаимоотношений не предусматривает покупку потерь ответчиком у истца, так как данные потери оплачиваются конечным потребителем гарантирующей организации.
В судебном заседании 27.07.2020 стороны высказали позиции.
Дополнительные пояснения к отзыву с приложенными документами, поступившие от Департамента тарифного регулирования, приобщены к материалам дела.
Определением суда от 29.07.2020 (резолютивная часть от 27.07.2020) судебное разбирательство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 03.09.2020 на 09 час. 55 мин.; сторонам предложено представить письменные пояснения с учетом устных пояснений, высказанных в судебном заседании 27.07.2020.
02.09.2020 в суд от ООО "Томскводоканал" поступили дополнения к апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что утверждение Департамента о том, что все потери на сетях транспортирующих организаций оплачиваются истцу конечным потребителем, не подтверждено доказательствами. Правовое обоснование их включения в тариф также не представлено. Поскольку процедура установления тарифа носит заявительный характер, только правообладатель сетей имеет право и возможность рассчитывать и предоставлять в регулирующий орган информацию о наличии либо отсутствии потерь на его сетях. Не воспользовавшись указанным правом, ответчик несет риск наступления неблагоприятных последствий, выражающихся, в частности, но не исключительно, во взыскании с него потерь ресурсоснабжающих организаций в границах его эксплуатационной ответственности.
Определением от 04.09.2020 судебное разбирательство было отложено на 30.09.2020, в дальнейшем на 28.10.2020.
В судебном заседании 28.10.2020 стороны высказали позиции.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает не подлежащим отмене или изменению оспариваемое решение суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Томскводоканал" и ООО "Сетевая компания ТСДК" заключен договор на транспортировку холодной воды N 789 от 30.09.2013 в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2017, в соответствии с пунктом 1 договора транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку: холодной (питьевой) воды, холодной (технической) воды, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется оплатить указанные услуги, а также обеспечить подачу определенного объема холодной воды установленного качества.
Граница балансовой принадлежности водопроводных сетей системы холодного водоснабжения транзитной организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1 (пункт 2).
Оплата по договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Оплата уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке сверх установленных нормативов потерь воды, определенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. За расчетный период принимается один календарный месяц (пункт 8).
Транзитная организация в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет организации водопроводно-канализационного хозяйства оформленный и подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт об оказании услуг по транспортировке холодной воды за расчетный период, содержащий данные об объеме поданной (полученной) холодной воды за расчетный период, а также счет-фактуру (пункт 9).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана с течение 5 рабочих дней со дня получения от транзитной организации акта об оказании услуг по транспортировке холодной воды рассмотреть, подписать представленный акт и направить один экземпляр акта транзитной организации или в тот же срок направить транзитной организации мотивированный отказ от подписания акта с указанием недостатков и сроков их устранения (пункт 10).
Согласно пункту 16 договора транзитная организация обязана обеспечить учет холодной воды в соответствии с порядком, установленном в разделе V настоящего договора, и требованиями правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемых Правительством Российской Федерации (подпункту "в").
Учет объема поданной (полученной) холодной воды осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для учета поданной (полученной) холодной воды транзитная организация устанавливает на границах эксплуатационной ответственности в точке приема и точке подачи приборы учета холодной воды, за исключением случаев, когда приборы учета холодной воды не устанавливаются с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или если в силу отсутствия технической возможности (пункт 18).
Транзитная организация в срок до 15.04.2014 обязуется оборудовать принадлежащие ей водопроводные ввода централизованных систем водоснабжения приборами учета. Допускается не устанавливать приборы учета в случае, если факт отсутствия технической возможности оборудования водопроводного ввода приборами учета будет установлен совместно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. До момента установки прибора учета объем транспортируемой воды определяется на основании данных общедомовых (коллективных) приборов учета (пункт 19).
Согласно пункту 22 договора, в случае, если узел учета и прибор учета размещены не границе раздела эксплуатационной ответственности, объем поданной (переданной) холодной воды, определенной на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежат корректировке на величину потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета. Величина потерь определяется на основании расчетов, произведенных организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Стоимость услуг, оказанных транзитной организацией в расчетном периоде определяется на основании данных общедомовых (коллективных) приборов учета.
01.10.2018 между ООО "Томскводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Сетевая компания ТДСК" (транзитная организация) было заключено дополнительное соглашение к договору по транспортировке холодной воды N 789 от 30.09.2013, в соответствии с которым в Приложении N 1 приведен перечень объектов, включенных в договор по транспортировке холодной воды.
Из материалов дела следует, что в период с 24.11.2015. по 21.05.2018 ответчик оказал услуги по транспортировке холодной воды. Услуги приняты ООО "Томскводоканал" и оплачены.
ООО "Томскводоканал" произвело расчет естественной убыли холодной воды при ее транспортировке по сетям ответчика от границы ответственности до прибора учета холодной воды тип WPH I N 1125008 за период с 24.11.2015 по 21.05.2018. Продолжительность расчетного периода рассчитана в часах за каждый период действия тарифа на холодную воду. Итого, по расчету истца, на сетях потеряно 3 991,28 куб. м воды, сумма задолженности составила 134 393,28 руб. (с учетом уточнений 137 125,06 руб.).
Также истец указал, что из анализа показаний прибора учета холодной воды, допущенного для коммерческого расчета по адресу: п. Зональная станция жилой микрорайон "Южные ворота" по акту допуска к эксплуатации узла учета расхода воды от 24.11.2015, и данных о потреблении холодной воды потребителями за расчетный период, между данными показаниями имеется разница 13 256 куб. м воды, которая, представляет собой потери на участке сети от прибора учета холодной воды, допущенного для коммерческого расчета по адресу: п. Зональная станция жилой микрорайон "Южные ворота", до потребителей. Согласно расчету истца сумма задолженности за указанные потери составляет 447 056,31 руб. (с учетом уточнений 449 056,31 руб.). Настоящий предмет требований.
Итого, общая сумма задолженности по расчету истца составляет 581 449,59 руб.
В ходе рассмотрения дела, истец заявил уточнение требований, просил суд взыскать с ответчика 449 056,31 руб. (объем воды, который выявлен сходя из разницы между показаниями приборов учета).
В адрес ответчика была отправлена претензия от 30.10.2018 исх. N 05-5134 (т. 1 л.д. 83-84) с требованием погасить задолженность. Задолженность не была погашена, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 26 статьи 2, статьей 32 Закона о водоснабжении, пунктами 2, 4, 16, 21 Правил N 776, пунктами 24, 27 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), пунктами 14, 24, 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), исходил из установленного приказом департамента от 18.12.2015 N 4-448/9 (622) "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов организации общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" в сфере холодного водоснабжения" объема потерь в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть ответчика, в размере равном 0 куб. м.
При этом судом первой инстанции учтена позиция регулирующего органа о том, что в тарифе на транспортировку, установленного в отношении ответчика, не учитываются потери воды, выступающие предметом спора; вышеуказанные потери не компенсируются ресурсоснабжающей организацией; определив в тарифе потери на сетях ответчика в размере равном 0 куб. м, регулятор тем самым предусмотрел весь объем потерь воды, возникшей в процессе водоснабжения конечного потребителя общества "Томскводоканал" в тарифе последнего и исключил возможность приобретения потерь ответчиком в спорном периоде времени.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Закон N 416-ФЗ); Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (Правила N 644); Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (Правила N 776)
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Закон N 416-ФЗ под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
По договору о транспортировке холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества (часть 1 статьи 16 Закона N 416-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил N 776 коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется: транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил N 776 коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем): воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды.
Согласно пункту 4 Правил N 776 приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды (пункт 15 Правил N 776).
Согласно подпункту "в" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в случае отсутствия у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.
В пункте 21 Правил N 776 предусмотрено, что в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Оплата уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке сверх установленных нормативов потерь воды, определенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. За расчетный период принимается один календарный месяц (пункт 8).
В соответствии с пунктом 22 договора N 789 от 30.09.2013 величина потерь определяется на основании расчетов, произведенных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела следует, что прибор для коммерческого учета холодной (технической) воды (водомер N 1125008) установлен на границе эксплуатационной ответственности (граница эксплуатационной ответственности определена Приложением N 2 к договору N 789 от 30.09.2013, а именно для п. Зональная станция определена актом N 330 от 09.10.2015), что подтверждается Актом допуска к эксплуатации узла учета расхода воды от 24.11.2015. По каждому объекту, согласно вышеизложенному перечню объектов (конечных потребителей), установлены приборы учета для коммерческого расчета расхода воды, что подтверждается соответствующими Актами допуска к эксплуатации узла учета расхода воды.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", п. 3, коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", статьей 20 пунктом 4 установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом. В статье 20 пункте 10 вышеупомянутого закона указаны случаи, при которых коммерческий учет осуществляется расчетным способом: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Из вышеизложенного следует, что расчет объемов потерь воды на участке сети от прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности на водопроводной сети В8 (водомер N 1125008) до конечных потребителей п. Зональная станция жилого микрорайона "Южные ворота" за период с 24.11.2015 по 21.05.2018 следует осуществлять по показаниям приборов учета, так как ни один случай, установленный Федеральным законом для коммерческого учета воды расчетным способом, не наступил ввиду того, что приборы учета установлены; приборы учета исправны (подтверждается Актами допуска к эксплуатации узлов учета расхода воды); доказательств нарушения сроков предоставления показаний приборов учета не представлено.
По ходатайству истца определением суда от 22.11.2019 по делу назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручить эксперту ООО "Сибирский Центр Исследований, Консультаций и Экспертиз" Сысоеву Максиму Васильевичу, на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: каков объем потерь воды на участке сети от прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности на водопроводной сети В8 (водомер N 1125008) до конечных потребителей п. Зональная станция жилого микрорайона "Южные ворота" за период с 24.11.2015 по 21.05.2018?
Согласно заключению эксперта N 44-12/2019 от 30.12.2019 объем потерь воды на участке сети от прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности на водопроводной сети В8 (водомер N 1125008) до конечных потребителей п. Зональная станция жилого микрорайона "Южные ворота" за период с 24.11.2015 по 21.05.2018 составляет 9 509,64 м3.
Судом заключение эксперта N 44-12/2019 от 30.12.2019, с учетом отсутствия противоречий в сделанных выводах и нарушений при проведении экспертизы, принято в качестве допустимого доказательства, оценивается в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно пояснений эксперта Сысоева М.В. следует, что при проведении экспертизы объем на заполнение сетей водой по вновь построенным объектам не учитывался, однако указал на то, что объем потерь воды включает в том числе объем воды, ушедший на промывку и дезинфекцию сетей, на пролив пожарных гидрантов для новых сетей, которые в период действия договора частично присоединялась. Данные объемы были зафиксированы головным прибором учета.
Возражений относительно выводов экспертного заключения с учетом пояснений эксперта не представили.
Пунктом 4 статьи 1 ГК РФ установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 22 договора N 789 от 30.09.2013 величина потерь определяется на основании расчетов, произведенных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела следует, что в течение срока действия договора транспортировки истец до 21 мая 2018 года не предъявлял к ответчику претензий относительно порядка учета объема транспортируемой воды на сетях ООО "Сетевая компания ТДСК".
Также истец не предъявлял ответчику к оплате объем потерь в его сетях на участке сети от прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности на водопроводной сети В8 (водомер N 1125008) до конечных потребителей п. Зональная станция жилого микрорайона "Южные ворота". Истец в спорный период услуги принял, оплатил.
Указанные действия истца свидетельствовали о том, что ООО "Томскводоканал" принимал в качестве расчетного в отношениях сторон общедомовые (коллективные) приборы учета, претензий относительно объема оказанных до 21 мая 2018 года услуг не предъявляло.
Согласно осуществляемой истцом деятельности она является регулируемой и осуществляется по установленным тарифам.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством их установления в экономически обоснованном размере или предельном уровне.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона N 416-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
В силу пункта 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь.
Правило об обращении в уполномоченный орган за установлением регулируемой цены (тарифа) направлено на стимулирование владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей к установлению им регулирующим органом тарифов и исключению возможности злоупотреблений со стороны этих субъектов, в том числе направленных исключительно на нарушение прав потребителей и получение дополнительной прибыли.
В соответствии с приказом департамента тарифного регулирования Томской области от 18.12.2015 N 4-448/9 (622) "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов организации общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" в сфере холодного водоснабжения" в отношении истца установлено долгосрочное регулирование тарифов с применением метода индексации.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования объемы отпуска воды и объемы услуг определяются исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года. В свою очередь, согласно пункта 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются Департаментом при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Из материалов дела следует, что в целях определения денежного выражения понесенных истцом потерь он использует тарифы (утверждаются приказами Департамента), включающие стоимость транспортировки воды до конечного потребителя. Однако транзитная организация не является заказчиком услуг по водоснабжению, так как им является только конечный абонент.
В связи с чем истец пытается взыскать с ответчика в том числе, стоимость транспортировки, поскольку умножает объем на цену в которой уже включены услуги по транспортировке.
Вместе с тем, в данном случае взысканию подлежит исключительно стоимость производства воды, которая рассчитывается путем произведения объемов воды и дифференцированного тарифа на компенсацию технологических потерь в сетях транзитной организации (дифференциация тарифа допускается в соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
В целях соблюдения баланса экономических интересов сторон у истца есть право взыскать технологические потери воды в сетях транзитной организации исключительно за текущий период. Вместе с тем, рассчитывать вышеуказанные потери водоснабжающей организации надлежит по соответствующему тарифу.
Отсутствие указанного тарифа свидетельствует о том, что регулятором определена иная схема взаимоотношений между сторонами.
Так, в отношении ответчика установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе равная нулю доля потерь в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть. Регулятор тем самым предусмотрел весь объем потерь воды, возникающих в процессе водоснабжения конечного потребителя ООО "Томскводоканал" в тарифе последнего. Таким образом, регулятор исключил возможность приобретения потерь ответчиком в спорный период. В таком виде сформирован баланс экономических интересов потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 N 145, соблюдение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков на регулируемых рынках товаров и услуг, является задачей Департамента тарифного регулирования Томской области. Следовательно, самовольное изменение схемы расчетов между регулируемыми организациями, определенной при формировании тарифов, недопустимо. Таким образом, схема взаимоотношений между сторонами, закрепленная в тарифном решении предполагает, что все потери воды, возникшие в процессе водоснабжения абонентов, оплачиваются ими в адрес истца.
В связи с этим, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что возможность приобретения потерь ответчиком у истца в спорный период исключается, поскольку все потери воды, произошедшие, как на сетях истца, так и на сетях ответчика оплачены конечным потребителем, что свидетельствует об отсутствии убытков, заявленных в настоящем деле ООО "Томскводоканал".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Ссылка истца на приведенную судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в кадом конкретном деле устанавливаются фактические обстоятельства дела и применяются нормы права с учетом представленных доказательств.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-13793/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.С. Сластина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-13793/2018
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: ООО "Сетевая компания ТДСК"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАО "СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОМСКОЙ ДОМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ", ООО "РОНЕКС", ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОМСКОЙ ДОМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ"