г. Чита |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А78-3656/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цыденовой Т.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя ПАО "ТГК-14" по доверенности N 492 от 07.07.2020 Виноградовой С.И.,
представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России" по доверенности N 37 от 03.07.2020 и Министерства обороны Российской Федерации по доверенности N 207/5Д/5 от 04.12.2018 Лапердиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05.08.2020 по делу N А78-3656/2020 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН; 7536029036), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании задолженности за тепловую энергию за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 в размере 91 891 руб. 26 коп., а при недостаточности у ФГКУ "СибТУИО" денежных средств взыскать субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с требованием о взыскании задолженности за тепловую энергию за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 в размере 91 891 руб. 26 коп.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.07.2020 суд привлек к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (ответчик 2), Министерство обороны Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования к ответчикам, просил взыскать с ФГКУ "СибТУИО" в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию за февраль 2020 года в размере 91 891,26 руб. по объектам мкр. Батарейный 3, ул. Горького 30 пом. 1, ул. Ленина 110 пом. 2, ул. Ленина 126 пом. 11, ул. Ленина 24 пом. 7, ул. Ленинградская 98 пом. 2, ул. Угданская 26 пом. 1, 2, ул. Яковлева 39 пом. 1, 2, 3, ул. Гаюсана 28 пом.1, ул. Ленина 126 пом. 9, а при недостаточности (лимитов бюджетных обязательств) с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.08.2020 с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14", а при недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны взыскана задолженность в сумме 91 891 руб. 26 коп.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которых просят принятый по делу судебный акт отменить.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации указывает, что являясь лишь титульным владельцем спорных объектов, то есть в силу закона, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России владеет спорными объектами, но не является их собственником и правом распоряжаться имуществом и тем более, производить оплату расходов по содержанию нежилых помещений и коммунальных услуг, не правомочно. Учреждению, как правообладателю нежилых помещений, полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы.
Министерство обороны Российской Федерации в своей апелляционной жалобе указывает на необоснованное привлечение Министерства к субсидиарной ответственности.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчиков в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: мкр. Батарейный 3, ул. Горького 30 пом. 1, ул. Ленина 110 пом. 2, ул. Ленина 126 пом. 11, ул. Ленина 24 пом. 7, ул. Ленинградская 98 пом. 2, ул. Угданская 26 пом. 1, 2, ул. Яковлева 39 пом. 1, 2, 3, ул. Гаюсана 28 пом.1, ул. Ленина 126 пом. 9 являются объектами Минобороны России и принадлежат ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве оперативного управления.
ПАО "ТГК-14" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепла в указанный многоквартирный дом. Контракт на поставку тепловой энергии в заявленный период в отношении спорного помещения не заключен.
Между истцом и ответчиками сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии.
Оплата ответчиками поставленной тепловой энергии не производится.
В результате, задолженность за тепловую энергию за февраль 2020 года составила 91 891,26 руб.
Истец произвел расчет на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В материалы дела представлен акт об оказании услуг N 02008999/6830 от 29.02.2020 к счету-фактуре N 02008999/640125 от 29.02.2020 (за февраль 2020 года) на сумму 91 891,26 руб.
Претензией от 18.03.2020 N СА-1487, полученной ответчиком 18.03.2020, истец требовал произвести оплату задолженности. Претензия оставлена без удовлетворения, оплата не произведена. Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате за потребленные ресурсы послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: мкр. Батарейный 3, ул. Горького 30 пом. 1, ул. Ленина 110 пом. 2, ул. Ленина 126 пом. 11, ул. Ленина 24 пом. 7, ул. Ленинградская 98 пом. 2, ул. Угданская 26 пом. 1, 2, ул. Яковлева 39 пом. 1, 2, 3, ул. Гаюсана 28 пом.1, ул. Ленина 126 пом. 9 являются объектами Минобороны России и принадлежат Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, собственником данного объекта является Министерство обороны Российской Федерации.
Абзацем 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому названные помещения переданы в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
Контракт на поставку тепловой энергии в заявленный период в отношении спорного помещения не заключен. Однако, несмотря на отсутствие в спорном периоде заключенного договора, между истцом и ответчиками сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии.
Возможность производить расчеты за поставленную тепловую энергию напрямую ресурсоснабжающей организации подтверждается выводами судов по делам N А78-9505/2016, N А78-17137/2017.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
Объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления спорных помещений, произведен из расчета площади помещения.
Согласно расчету истца, задолженность за тепловую энергию за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 составила 91 891 руб. 26 коп.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным.
Доказательств оплаты задолженности ответчиками не представлено.
В связи с чем, требования истца о взыскании стоимости поставленной тепловой энергии являются законными и обоснованными.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Поскольку собственником имущества является Министерство обороны Российской Федерации, то его привлечение в качестве субсидиарного должника обоснованно и соответствует положениям гражданского законодательства.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05.08.2020 по делу N А78-3656/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3656/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ