город Москва |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А40-42288/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Импортхолод"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2020
по делу N А40-42288/20
по заявлению ООО "Импортхолод" (ОГРН 1117746197997)
к Смоленской таможне (ОГРН 1026701425849)
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2020 отказано в удовлетворении заявления ООО "Импортхолод" о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 10.02.2020 N 10113000-128/2020о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Импортхолод" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что субъектом вмененного правонарушения является перевозчик - ООО "ЗападАвтоТранс".
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10.02.2020 уполномоченным должностным лицом Смоленской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10113000-128/2020 о привлечении ООО "Импортхолод" к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.11.2019 таможенным представителем ООО "Импорт-Сервис", действовавшим на основании договора таможенного представителя с декларантом N 046/ТП/13 от 22.04.2013, от имени декларанта ООО "Импортхолод" на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) Смоленской таможни по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления подана декларация на партию из 16 (шестнадцати) товаров.
Данная декларация 17.11.2019 принята и зарегистрирована таможенным органом, декларации присвоен номер - 10113110/171119/0174603.
Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках исполнения внешнеторгового контракта N FRA/N-SM/005 от 01.07.2018, заключенного между ООО "Импортхолод" (Россия) и компанией "Фрасколд С.П.А." (Frascold S.P.A) Италия на условиях поставки FCA Рескальдина (Rescaldina) Италия, в составе товарной партии, перемещаемой на транспортном средстве per. N Н360РК750/ЕК620750 по транзитной декларации N 11214303/151119/0120968, CMR N 159832 от 07.11.2019, инвойсу N 2019004541 от 30.10.2019 по маршруту Рескальдина (Rescaldina) (Италия) - Москва (Россия) поселок Первомайский.
В качестве товара N 10 в декларации заявлено - "двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, номинальной входной мощностью более 750 ВТ, но не более 7.5 КВТ, являются запасной частью компрессоров FRASCOLD: двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, используемые в холодильном оборудовании FRASCOLD МОЩНОСТЬ 3,73 КВТ, производитель: FRASCOLD S.P.A, товарный знак: FRASCOLD, марка: FRASCOLD, артикул: T00SK234211, модель: EL.MOTOR KIT ТЕР 5, количество: 1 шт.", страна происхождения - Италия (графа 34 ДТ), код ТН ВЭД ЕАЭС (графа 33 ДТ)- 8501522009.
В качестве товара N 11 в декларации заявлено - "двигатели переменного тока многофазные к компрессорам, используемые в холодильном оборудовании, мощностью 7.5 КВТ - 37 КВТ, являются запасной частью компрессоров FRASCOLD, производитель: FRASCOLD S.P.A, товарный знак: FRASCOLD, марка: FRASCOLD: двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, используемые в холодильном оборудовании FRASCOLD мощность 22,35 КВТ, артикул: T00SK231913, модель: EL. MOTOR KIT HP 30, количество: 2 шт.; двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, используемые в холодильном оборудовании FRASCOLD мощность 26,08 КВТ, артикул: T00SK232003, модель: EL. MOTOR KIT HP 35, количество: 1 шт.; двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, используемые в холодильном оборудовании FRASCOLD мощность 28,83 КВТ, артикул: T00SK232213, модель: EL. MOTOR KIT HP 40, количество: 4 шт.", страна происхождения - Италия (графа 34), код ТН ВЭД ЕАЭС (графа 33 ДТ) -8501523000.
В качестве товара N 12 в декларации заявлено - "двигатели переменного тока многофазные к компрессорам, используемые в холодильном оборудовании, мощностью 37 КВТ - 75 КВТ, являются запасной частью компрессоров FRASCOLD: двигатели переменного тока многофазные к компрессорам FRASCOLD, используемые в холодильном оборудовании FRASCOLD мощность 59,60 КВТ, производитель: FRASCOLD S.P.A, товарный знак: FRASCOLD, марка: FRASCOLD, артикул: T00SK232813, модель: EL. MOTOR KIT HP 80, количество: 1 шт.", страна происхождения - Италия (графа 34 ДТ), код ТН ВЭД ЕАЭС (графа 33) - 8501529009.
В ходе проведения таможенного контроля установлено, что данная партия товаров, в том числе и товары N N 10,11,12, ввезена на таможенную территорию Евразийского экономического союза 15.11.2019 через ПП Новая Рудня (11214303) Гомельской таможни (графа С транзитной декларации N 11214303/151119/0120968).
Согласно отметкам в CMR N 159832 07.11.2019 и инвойсе N 2019004541 от 30.10.2019 о прохождении границ иностранных государств до пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза данная партия товаров перемещалась через территорию Украины (Закарпатская таможня - 12.11.2019, Житомирская таможня - 15.11.2019).
Указом Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592" введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению.
Из приложения к постановлению следует, что товары, классифицируемые в товарной позиции 8501 ТН ВЭД ЕАЭС, запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, при этом для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
Товары N 10, 11, 12, заявленные в декларации на товары N 10113110/171119/0174603 и перемещенные через территорию Украины, запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
20.11.2019 товарам N 10, 11, 12, заявленным в декларации на товары N 10113110/171119/0174603, отказано в выпуске.
Таким образом, ООО "Импортхолод" не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
24.01.2020 по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол N 10113000-0128/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено оспариваемое постановление.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Декларирование товаров по декларации N 10113110/171119/0174603 от имени декларанта ООО "Импортхолод" осуществлялось таможенным представителем ООО "Импорт-Сервис".
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Декларант при подаче таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного оформления. В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления последствий в виде заявления недостоверных сведений и принять меры, исключающие наступление таких последствий.
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза разделяет обязанности между таможенным представителем и декларантом (получателем) товара.
В соответствии с п. 3 ст. 405 Таможенного кодекса ЕАЭС в обязанности таможенного представителя не входит соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иных обязанностей, которые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования возлагаются только на представляемых им лиц.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 135 Таможенного кодекса ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.
Исходя из системного толкования норм таможенного законодательства (ст. ст. 7, 106, 108, 83, 135 Таможенного кодекса ЕАЭС) следует, что обязанность по соблюдению запретов и ограничений при декларировании товара возложена исключительно на декларанта.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант - лицо государства - члена являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что таким лицом является декларант товаров - ООО "Импортхолод", а не его таможенный представитель - ООО "Импорт-Сервис".
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ввоз товаров в Российскую Федерацию это фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Таким образом, обязанность по соблюдению запретов и ограничений при ввозе товаров N 10, 11, 12 на территорию в Российскую Федерацию возложена на декларанта ООО "Импортхолод", который является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что субъектом вменяемого ему правонарушения является перевозчик - ООО "ЗападАвтоТранс", которому должно было быть известно о запрете провоза указанных товаров через территорию Украины, является необоснованным.
В CMR N 159832 07.11.2019 и инвойсе N 2019004541 от 30.10.2019, используемых для перевозки товарной партии через территорию Украины, отсутствуют сведения о кодах товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 29.12.2018 N 1716-83.
У перевозчика ООО "ЗападАвтоТранс", осуществлявшего перевозку через территорию Украины, отсутствовала информация о том, что товары, в последующем заявленные в ДТ N 10113110/171119/0174603 как товары N 10, 11, 12, будут декларироваться в товарных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 8501522009, 8501523000 и 8501529009, которые подпадают под требования постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1716-83 и ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен.
При ввозе на таможенную территорию Союза через ТП Новая Рудня (11214303) Гомельской таможни и оформлении транзитной декларации N 11214303/151119/0120968 сведения о кодах товаров в ней, указанных в постановлении Правительства РФ от 29.12.2018 N 1716-83, отсутствовали.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии виновности в деянии перевозчика ООО "ЗападАвтоТранс".
Кроме того, 11.02.2013 между ООО "Импортхолод" и перевозчиком ООО "ЗападАвтоТранс" заключен договор N 6 на перевозку грузов и транспортно-экспедиторское обслуживание, согласно п. п. 3.1, 4.1.1., 4.2.1 которого после предварительной устной договоренности с исполнителем, заказчик направляет транспортный заказ на оказание услуг в соответствии с настоящим договором (далее транспортный заказ). Условия, указанные в транспортном заказе на перевозку, являются приоритетными над условиями указанными, а данном договоре, так как несут конкретизирующий характер перевозки. Исполнитель осуществляет перевозку или организацию перевозки и транспортно-экспедиторское обслуживание грузов по транспортным заказам заказчика, строго соблюдая условия полученного транспортного заказа и в соответствии с настоящим договором. Заказчик обязуется сообщить в транспортном заказе всю необходимую информацию о перевозке согласно п. 3.2 договора, в том числе о маршруте перевозки.
При этом в представленной по запросу таможенного органа заявке N 18 от 01.11.2019 на организацию перевозки груза к договору N 6 от 11.02.2013 информация о маршруте движения (графа 7) отсутствует.
Ранее, ООО "Импортхолод" однородные товары и идентичные (от того же отправителя "Фрасколд С.П.А." (Frascold S.P.A) Италия, в рамках исполнения того же контракта N FRA/N-SM/005 от 01.07.2018) товарам NN 10, 11, 12, заявленным в декларации на товары N 10113110/171119/0174603, декларировались в период с января 2019 кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8501522009, 8501523000 и 8501529009 по другим декларациям на товары. При этом их ввоз на территорию Союза осуществлялся через пункты пропуска: Брузги-2 Гродненской таможни (11216417) и Козловичи Брестской таможни (11209103), т.е. минуя территорию Украины, как страны транзита.
Таким образом, ООО "Импортхолод" осведомлено о том какие товары оно ввозит, и в соответствии с какими кодами ТН ВЭД они будут декларироваться. Кроме того, обществу известно, что данные товары в случае их перемещения через территорию Украины подпадут под действие Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83.
При наличии у общества договорных отношений с компанией перевозчиком ООО "ЗападАвтоТранс" (договор N 6 от 11.02.2013) оно не проинформировало последнего об исключении из маршрута перевозки территории Украины, как страны транзита.
Данные обстоятельства следуют из заявки N 18 от 01.11.2019, в которой не указан маршрут движения.
Декларантом товаров ООО "Импортхолод" при декларировании 17.11.2019 на Смоленском таможенном посте (ЦЭД) Смоленской таможни товары N 10, 11, 12 по декларации на товары N 10113110/171119/0174603, не соблюдены установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты на ввоз в Российскую Федерацию товаров, которые перемещались через территорию Украины.
Декларант товаров при подаче таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного оформления. В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления последствий в виде запретов на ввоз в Российскую Федерацию товаров и принять меры, исключающие наступление таких последствий.
Обществом не приняты меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представленоо доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не нарушен.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного обществом правонарушения как малозначительного, с учетом положений п. п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не усматривается.
В рассматриваемом случае размер ответственности правильно определен административным органом в пределах санкции ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 10.02.2020 N 10113000-128/2020 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2020 по делу N А40-42288/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42288/2020
Истец: ООО "ИМПОРТХОЛОД"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ