г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2020 г. |
Дело N А56-30678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новосёловой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23391/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2020 по делу N А56-30678/2020 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2020 N 282
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лента") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - административный орган, Управление) от 18.03.2020 N 282, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Решением суда от 27.07.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление Управления от 18.03.2020 N 282 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 27.07.2020, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО "Лента" осуществляло производство полуфабрикатов из замороженного сырья лосося атлантического (что предполагает доведение продукта до определенной степени готовности, выполнение части установленных технологическим процессом операций) путем дефростации пищевой продукции, состоящей в повышении температуры в толще продукта до - 2 °С (в соответствии с представленной ООО "Лента" рецептурой N Р-15-00-154 от 15.01.2019), тем самым изменяя основные потребительские свойства продукции. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что в представленных Обществом сопроводительных документах на спорную продукцию (ветеринарная справка N 2802891486 от 19.09.2019, товарная накладная N СК00037010 от 23.07.2019) не указано, что продукция (лосось атлантический (семга) свежемороженный) поступила в ООО "Лента" уже в потрошеном виде, в то время как согласно маркировке на продукции Общество реализовывало потрошеную рыбную продукцию. Таким образом, по мнению подателя жалобы, приобретенная в ходе контрольной закупки продукция - п/ф лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8, изготовленная и реализуемая ООО "Лента", не является непереработанной пищевой рыбной продукцией, а соответственно, оценка (подтверждение) соответствия указанной пищевой рыбной продукции должна проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции в соответствии с пунктом 87 TP ЕАЭС 040/2016 "Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции", а не в форме ветеринарно-санитарной экспертизы. Представленная Обществом в материалы дела декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АБ69.В.07303 не распространяет свое действие на дефростированные полуфабрикаты из рыбной продукции. Учитывая изложенное, податель жалобы полагает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.11.2019 N 02-9КЗ Управлением 25.11.2019 проведена контрольная закупка в отношении ООО "Лента" по адресу осуществления деятельности: г. Тюмень, ул. Тобольский тракт, 101, в ходе которой установлено, что в торговом зале гипермаркета "Лента" в свободном для потребителей доступе осуществлялось хранение рыбной продукции с целью реализации, что подтверждалось наличием ценника (цена за кг. руб - 842,19; цена за кг по карте 799,99), а именно: п/ф лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия). В месте реализации указанной пищевой продукции на информационном стенде какая-либо информация о данном пищевом продукте отсутствовала.
В рамках проведения контрольной закупки должностным лицом Управления приобретена указанная пищевая продукция - лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия) весом 4,324 кг (кассовый чек от 25.11.2019 N 0033 на сумму 3641,02 руб.)
На маркировке размещенной на обернутой полиэтиленовой упаковке приобретенной пищевой рыбной продукции нанесена следующая информация:
"П/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия). Изготовитель: ООО "Лента", Россия, 625007, Тюменская обл., Тюмень г., Тобольский тракт, д. 101. Состав: лосось замороженный. Пищевая ценность на 100 гр.: ср.знач. белки- 22г жир-13г Энергетическая ценность: 205ккал, 858кДж. Условия хранения/изготовлено по: годен 24 часа при от -2 до +5С / СТО 71385386-005-2018/ дату и время изготовления см. на доп.этикетке/перед употреблением довести до готовности. Упаковано: 25.11.2019 г. 15:17. Масса нетто: 4,324 кг. Знак ЕАС".
В ходе проведения контрольной закупки ООО "Лента" были представлены документы, сопровождающие данную пищевую продукцию, а именно: ветеринарная справка N 2802891486 от 19.09.2019 09:13:20 МСК+2, согласно которой отправителем указанной пищевой продукции является АО "Русская Рыбная Компания" (г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 25); продукция: лосось атлантический зам. 4-8 вес (сырье) (Чили) в количестве 1204,22 кг упакованный в картонные коробки в количестве 56 шт.; способ хранения при перевозке: замороженные.
Обществом также была представлена технологическая карта (рецептура) N Р-15-00-154 от 15.01.2019 на п/ф лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8, в соответствии с которой Обществом осуществляет дефростацию поступившей в его адрес замороженной продукции.
По результатам анализа представленных документов и сведений Управление пришло к выводу о том, что ООО "Лента" изменяет основные потребительские свойства (дефростация), изменяя условия хранения пищевой рыбной продукции, вид упаковки, то есть вводит в обращение новый продукт, тем самым являясь его изготовителем, что подтверждается также информацией на маркировке приобретенной рыбной продукции (изготовитель: ООО "Лента", Россия, 625007, Тюменская обл., Тюмень г. Тобольский тракт, д. 101.). Также на маркировке имеется единый знак обращения продукции на рынке - ЕАС.
Вместе с тем, Общества на момент проведения контрольной закупки (25.11.2019) на данную рыбную продукцию отсутствовала декларация Таможенного союза, подтверждающая качество и безопасность реализуемого полуфабриката - п/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27.04.2020 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола N 02-185 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение требований статей 3, 4, 5, 7 Технического Регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статей 11,15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Постановлением Управления от 18.03.2020 N 282 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Управления от 18.03.2020 N 282.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 27.07.2020 ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Статьей 12 Закона N 29-ФЗ установлено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены Техническим Регламентом Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
В соответствии со статьей 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (пункт 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 2)
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной (пункт 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 1 статьи 21 TP ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения;
2) специализированной пищевой продукции;
3) уксуса.
Непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность (пункт 1 статьи 30 ТР ТС 021/2011).
Технический регламент Евразийского экономического союза TP ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (далее - ТР ЕАЭС 040/2016) устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
В соответствии с пунктом 81 ТР ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия пищевой рыбной продукции, за исключением продукции, указанной в пункте 84 настоящего технического регламента, требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, проводится в следующих формах:
а) подтверждение соответствия пищевой рыбной продукции, за исключением пищевой рыбной продукции для детского питания, пищевой рыбной продукции нового вида, непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения (в том числе живой рыбы и живых водных беспозвоночных);
б) государственная регистрация пищевой рыбной продукции нового вида и пищевой рыбной продукции для детского питания, за исключением непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, предназначенной для детского питания, в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011);
в) ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы и живых водных беспозвоночных.
Согласно пункту 87 TP ЕАЭС 040/2016 подтверждение соответствия пищевой рыбной продукции проводится в форме декларирования соответствия по схеме 3д, 4д или 6д.
В силу пункта 86 ТР ЕАЭС 040/2016 проведение ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы, живых водных беспозвоночных и оформление ее результатов осуществляются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) в части ветеринарно-санитарной экспертизы.
В пункте 4 TP ЕАЭС 040/2016 определен следующие понятия:
- "непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения" - пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку);
- "переработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения" - пищевая рыбная продукция, изготовленная из уловов водных биологических ресурсов животного происхождения и пищевой продукции аквакультуры животного происхождения, прошедшая переработку (обработку);
- "переработка (обработка)" - термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Как следует из материалов дела, пищевая рыбная продукция - лосось атлантический зам. 4-8 вес, поступившая в ООО "Лента" в замороженном виде от АО "Русская Рыбная Компания" (г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 25), подготовлена Обществом к продаже в соответствии с Технологической картой (рецептурой) N Р-15-00-154 от 15.01.2019 на п/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8, в соответствии с которой Общество осуществляет дефростацию (размораживание) поступившей в его адрес замороженной продукции.
Исходя из Технологической карты (рецептуры) N Р-15-00-154 от 15.01.2019 размораживание производится в камерах дефростации или в зоне дефростации цеха на стеллажах/столах; дефростация производится до достижения температуры в толще продукта до - 2 °С (в соответствии с представленной ООО "Лента" рецептурой N Р-15-00-154 от 15.01.2019), перед выносом на витрину продукция промывается холодной водой; готовое изделие выкладывается для реализации на гастроемкость, открытую ледяную горку или фасуется в подложку.
Таким образом, из Технологической карты (рецептуры) N Р-15-00-154 от 15.01.2019 усматривается, что вышеуказанная пищевая рыбная продукция не подвергалась переработке (обработке), а именно: термической обработке, копчению, консервированию, созреванию, посолу, сушке, маринованию, концентрированию, экстракции, экструзии или сочетанию этих процессов.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, дефростация не поименована в пункте 4 TP ЕАЭС 040/2016 в качестве процесса переработки (обработки). Соответственно, данный процесс не влияет на отнесение указанной выше продукции к переработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения.
Из Технологической карты (рецептуры) N Р-15-00-154 от 15.01.2019 также не усматривается и Управлением не доказано, что Общество осуществляло потрошение пищевой рыбной продукции "Лосось атлантический зам. 4-8 вес", поступившей в ООО "Лента" в замороженном виде от АО "Русская Рыбная Компания".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пищевая продукция, приобретенная Управлением в ходе контрольной закупки, а именно: п/ф лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия), подлежит оценке соответствия в форме ветеринарно-санитарной экспертизы и сопровождается ветеринарным сертификатом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность, и товаросопроводительной документацией, поскольку указанная рыбная продукция не подвергалась термической обработке, копчению, консервированию, созреванию, посолу, сушке, маринованию, концентрированию, экстракции, экструзии или сочетанию этих процессов, а соответственно относится к непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения.
Документы, подтверждающие проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, а равно и товаросопроводительная документация представлены Обществом в ходе проведения контрольного мероприятия в полном объеме, в том числе ветеринарная справка N 2802891486 от 19.09.2019 (л.д. 68).
Кроме того, Обществом в материалы дела представлена Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АБ69.В.07303 от 30.05.2018 на кулинарные полуфабрикаты из пищевой рыбной продукции с добавлением и без добавления маринадных заливок, охлажденные и замороженные, измельченные в виде фарша или разделанные (в том числе потрошенная рыба) из видов рыб, в числе которых поименован лосось (атлантический, дальневосточный) (л.д. 114-116). Обоснования невозможности применения данной декларации о соответствии к замороженным или охлажденным кулинарным полуфабрикатам из пищевой рыбной продукции, прошедшим процесс дефростации, административным органом в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Лента" требования, признал незаконным и отменил постановление Управления от 18.03.2020 N 282 по делу об административном правонарушении.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 27.07.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июля 2020 года по делу N А56-30678/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30678/2020
Истец: ООО "ЛЕНТА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ