г. Москва |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А40-55620/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТД Туркменистана" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-55620/20 (122- 38) судьи Девицкой Н.Е.
по заявлению "ТД Туркменистана"
к ИФНС России N 17 по г. Москве
о признании незаконными постановлений,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Скороходова В.А. по дов. от 10.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый дом Туркменистана" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС N 17 по г.Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений от 19.02.2020 N N 77172020021100328/3, 77172020021100329/3, 77172020021100330/3, 77172020021100331/3, 77172020021100332/3, 77172020021100333/3 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 23.07.2020 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Инспекцией представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.02.2020 Старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 17 по г.Москве Кулешовым А.С. были составлены Протоколы N N 771720200211000328/1, 771720200211000329/1, 771720200211000330/1, 771720200211000331/1, 771720200211000332/1, 771720200211000333/1 об административном правонарушении (Протоколы).
19.02.2020 Заместителем начальника ИФНС России N 17 по г.Москве (Инспекция) Стариковым Алексеем Дмитриевичем, по факту рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N N 771720200211000328/1, 771720200211000329/1, 771720200211000330/1, 771720200211000331/1, 771720200211000332/1, 771720200211000333/1, были вынесены Постановления о назначении административного наказания N N 771720200211000328/3, 771720200211000329/3, 771720200211000330/3, 771720200211000331/3, 771720200211000332/3, 771720200211000333/3 (Постановления).
Обществу согласно резолютивной части постановлений был назначен штраф в размере ? от сумм незаконной валютной операции, что составило 4 931 936,51 руб. (Постановление N 771720200211000328/3), 3 266 213,80 руб. (Постановление N 771720200211000329/3), 3 654 135 руб. (Постановление N 771720200211000330/3), 6 419 227,71 рублей (Постановление N 771720200211000331/3), 2 181 108,33 руб. (Постановление N 771720200211000332/3), 3 675 870 руб. (Постановление N 771720200211000333/3), а в совокупности 24 128 491,40 руб.
Согласно мотивировочной части указанных постановлений, Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Туркменистана" инкриминируется нарушение действующего валютного законодательства, выразившееся в зачислении денежных средств в иностранной валюте на расчётный счёт общества, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Срок, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, ст.30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон о валютном регулировании).
В ходе проведения мероприятий валютного контроля в отношении ООО "Торговый Дом Туркменистан" Инспекцией было установлено поступление денежных средств в иностранной валюте на счет N 23203934270668303890000, открытый в банке JSC SEN AG AT BANK (Туркменистан), минуя уполномоченные банки Российской Федерации, то есть, осуществление валютной операции, не предусмотренной ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", что явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности за нарушение ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Общество осуществило следующие зачисления иностранной валюты:
- 21.02.2018 в качестве частичной оплаты за поставленный товар от нерезидента Индивидуального предприятия "Арвана-Инер" в размере 406 631,05 новых туркменских манат;
- 22.02.2018 в качестве частичной оплаты за поставленные товары от нерезидента Абдуллаева Ходжагельды Реджеповича в размере 268 660 новых туркменских манат;
- 23.02.2018 в качестве частичной оплаты за поставленный товар от нерезидента Государственной оптово-розничной торговой фирмы "Туркменбакалея" в размере 300 000 новых туркменских манат;
- 28.02.2018 в качестве оплаты за поставленный товар от нерезидента ХО "Довлет Гурлушык" на общую сумму в размере 537 320 новых туркменских манат;
- 03.03.2018 в качестве частичной оплаты за поставленный товар от нерезидента Индивидуального предприятия "Сердар совда ве гурлушик" в размере 179 380 новых туркменских манат;
- 06.03.2018 в качестве частичной оплаты за поставленный товар от нерезидентов Государственной оптово-розничной торговой фирмы "Туркменбакалея" в размере 300 000 новых туркменских манат.
Согласно ст.6 Закона о валютном регулировании, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст.7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.14 Закона о валютном регулировании резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В ст.12 Закона о валютном регулировании приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч.6 и ч.6.1 названного Закона).
Следовательно, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст.12 Закона о валютном регулировании, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках.
Вместе с этим, зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст.12 Закона о валютном регулировании, будет противоречить валютному законодательству.
Обществу в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями от Компании "Express Wide LTD" (Дополнительное соглашение N 1 от 22.05.2017 к Контракту N 15-09/15 от 28.09.2015), ООО "Файз-М" (Дополнительное соглашение N 1 от 08.01.2018 к Контракту N 04/04-16 от 07.04.2016), Компании "Агшех Trade PTE. LTD" (Дополнительное соглашение N01 от 21.02.2018 к Контракту N256 от 06.03.2017), Компании "А1 Anqa General Trading LLC" (Дополнительное соглашение N2 от 02.01.2018 к Контракту N09 от 14.04.2016 перешло право требования долга у Индивидуального предприятия "Арвана-Инер", Абдуллаева Х.Р., Индивидуального предприятия "Сердар совда ве гурлушик", ХО "Довлет Гурлушык" за поставленные товары (электротовары, стройматериалы).
Кроме того, между ООО "Торговый Дом Туркменистан" и Государственной оптово-розничной торговой фирмой "Туркменбакалея" Министерства торговли и внешнеэкономических связей заключен Контракт N 5/14 от 23.04.2014 на поставку товара (сигарет с фильтром). Согласно условиям Контракта 23.02.2018, 06.03.2018 произведена частичная оплата в размере 600 000 новых туркменских манат.
В этой связи, операции по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидентов в счет оплаты за поставленные товары, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в ст.12 Закона о валютном регулировании.
При таких обстоятельствах, инспекцией установлен факт совершения нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, то есть, установлено событие административных правонарушений, поэтому довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения является необоснованным.
Усмотрев в действиях общества признаки административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, Инспекция в отношении ООО "Торговый Дом Туркменистан" правомерно составила протоколы об административном правонарушении от 11.02.2020 N 771720200211000328/1, N 771720200211000329/1, N771720200211000330/1, N771720200211000331/1 N771720200211000332/1, N771720200211000333/1, по результатам рассмотрения которых заместителем руководителя вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначены административные штрафы на общую сумму в размере 24 128 491,35 руб.
Кроме того, довод общества о произведенном зачислении денежных средств в АК Банк "Сенагат" в соответствии с валютным законодательством Туркменистана является несостоятельным.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность по соблюдению законов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
ООО "Торговый Дом Туркменистан" создано как юридическое лицо в соответствии с законами Российской Федерации для осуществления экономической деятельности и в силу п.6 ч.1 ст.1 Закона о валютном регулировании.
При таких обстоятельствах, резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 173-ФЗ).
Более того, общество ссылалось на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2018 N А65-35897/2017, согласно которому постановления налогового органа признаны незаконными на том основании, что обществом были предприняты все необходимые и зависящие от него меры для соблюдения действующего валютного законодательства.
Вместе с тем, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности.
Так, в Туркменистане с января 2016 полностью прекращены операции по конвертации национальной валюты в иностранную свободно конвертируемую валюту. Указанная ограничительная мера введена решением Центрального банка Туркменистана, которая применяется абсолютно ко всем импортным контрактам.
Согласно материалам административных дел, в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями, датированными маем 2017, январем-февралем 2018, Заявителю перешло право требования у нерезидентов долга за поставленные товары.
При таких обстоятельствах, общество на момент подписания соответствующих Дополнительных соглашений было известно о прекращении операций по конвертации национальной валюты в иностранную свободно конвертируемую валюту.
Налоговый орган посчитал, представленные запросы в ОАО Банк "Содружество" от 09.06.2015, АО "Альфа-Банк" от 16.06.2017 и полученные на них ответы, в том числе от ПАО "Совкомбанк" от 02.12.2019 и ПАО "Сбербанк", являются недостаточными доказательствами и не могут свидетельствовать о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению положений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что вина общества в совершении административных правонарушений установлена, в связи с чем, ООО "Торговый Дом Туркменистан" обоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере в общем размере 24 128 491,35 руб.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ввиду изложенного, требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 инспекцией не допущено.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Факт совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Таким образом, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивает стабильность внутреннего валютного рынка, соблюдение которого, является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области валютного регулирования и валютного контроля.
В связи изложенным, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в данном случае у налогового органа не имелось.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ ответчиком соблюдены.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина Заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-55620/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55620/2020
Истец: ООО ТД Туркменистана
Ответчик: ИФНС России N 17 по г. Москве