город Москва |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А40-226144/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СТРОЙЛАЙН"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2020
по делу N А40-226144/19-28-1640, принятое судьей Хорлиной С.С.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "СТРОЙЛАЙН" (ИНН 7751000656, ОГРН 1157746001819)
об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, пос. Рязановское, п. Знамя Октября, мкр. "Родники", влд. 1/1, площадью 468 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020425:66 на условиях проекта,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Афанасьева А.В. по доверенности от 25.12.2019, диплом N 107704 0135430 от 11.07.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы суд с исковым заявлением к ООО "СТРОЙЛАЙН" (далее - ответчик) об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Рязановское, п. Знамя Октября, мкр. "Родники", влд. 1/1, площадью 468 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020425:66 на условиях проекта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "СТРОЙЛАЙН" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.07.2020, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в собственности города Москвы находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пос. Рязановское, п. Знамя Октября, мкр. "Родники", вл. 1/1, площадью 468 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020425:66 (далее - Участок).
В границах Участка расположен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:20:0020425:211, площадью 88,9 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, п. Рязановское, пос. Знамя Октября, находящийся в собственности ООО "СТРОЙЛАЙН".
Право пользования земельным участком в целях эксплуатации нежилого помещения Ответчиком не оформлено.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - 137-ФЗ), ст. 20 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", в собственности города Москвы находятся объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 137-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Согласно п. 1 ст. 3.3 137-ФЗ, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании), органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Департамент), утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, ст. 17 Закона о землепользовании, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Статьей 445 ГК РФ устанавливает порядок заключения договора в обязательном порядке: в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо акцепте оферты на иных условиях в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Поскольку ООО "Стройлайн" в установленном законом порядке не обратилось в Департамент за оформлением земельно-правовых отношений, Департаментом в адрес ответчика письмом от 30.05.2019 N ДГИ-И-36220/19 был направлен проект договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
Ответчиком в добровольном порядке проект договора не был подписан.
Тридцатидневный срок для подписания Договора аренды земельного участка истек.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Рязановское, п. Знамя Октября, мкр. "Родники", влд. 1/1, площадью 468 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020425:66 на условиях проекта предложенного истцом, поскольку ответчик на предложение истца о вступлении в договор в установленный срок не ответил.
Ссылка подателя жалобы на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно положениям статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Таким образом, названная норма права устанавливает обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности его рассмотрения по существу до разрешения другого дела. Следовательно, при заявлении такого ходатайства, сторона спора должна указать основания невозможности рассмотрения дела по существу.
Между тем, заявляя ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с возбуждением уголовного дела в отношении Белевцева А.Р., а также, в связи с наложением ареста на имущество ООО "СТРОЙЛАЙН", ответчик не обосновал, каким образом наличие данного уголовного дела влияет на выводы суда по настоящему делу.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рамках уголовного дела рассматриваются вопросы, не имеющие правового и фактического значения для рассмотрения настоящего дела и не влияющие на оценку имеющихся доказательств, в связи с чем, основания для приостановления производства по делу отсутствовали.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2020 по делу N А40-226144/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226144/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СТРОЙЛАЙН"