г. Владимир |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А43-24420/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "Доверие" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2020 по делу N А43-24420/2020,
принятое по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Доверие" (ОГРН 1045207154332, ИНН 5257068592) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Доверие" - Акимычев Г.А., директор, на основании решения N 5 (о продлении полномочий) от 15.01.2019.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Доверие", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В адрес Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (далее - Территориальный орган, административный орган) поступило обращение Балакиной Е.Е. на действия общества с ограниченной ответственностью "Доверие" (далее - Общество).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган 03.08.2020 составил протокол об административном правонарушении.
По выявленному факту Территориальный орган обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 04.09.2020 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество и Территориальный орган обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить.
Общество в своей апелляционной жалобе утверждает, что ни в одном из нормативно-правовых актов не содержится прямого запрета на указание в договоре платных медицинских услуг фразы "УЗИ на дом", эта услуга внесена в прайс-лист организации, стоимость ее рассчитывается индивидуально в зависимости от времени проведения работ, удаленности заказчика, сложности выполнения работ.
Одновременно Общество считает, что в данном случае допущенный недочет в оформлении договора платных медицинских услуг угрозы общественным отношениям не создало, не повлекло за собой нарушения прав или законных интересов каких-либо лиц, то есть отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а, следовательно, в данному случаю возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Территориальный орган в своей апелляционной жалобе настаивает на наличии в деянии Общества грубого нарушения лицензионных требований, а именно, осуществление медицинской деятельности по адресу проживания пациента - проведение УЗИ на дому, повлекшее за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью гражданина.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возразил против доводов апелляционной жалобы административного органа.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу Общества не направил.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Территориального органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
В пункте 6 Положения N 291 указано, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006) требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.
Согласно условиям пункта 17 Правил N 1006 договор должен содержать:
б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Правил N 1006 платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Общество имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности ЛО-52-01-001997 от 11.03.2012, выданную Министерством здравоохранения Нижегородской области.
Согласно названной лицензии адресом места осуществления деятельности Общества является: 603014, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Страж революции, д. 9/6, пом. 3.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 03.08.2020, административный орган вменяет Обществу нарушение подпункта "а" пункта 4 Положение N 291, поскольку медицинская услуга УЗИ оказывалась по месту проживания пациентки.
В данной части суд первой инстанции обоснованно счел ошибочными выводы административного органа. Данное нарушение подлежит исключению из объективной стороны вмененного правонарушения, поскольку требование подпункта "а" пункта 4 Положения N 291 заключается в наличии у Общества (медицинской организации) здания, строения, сооружения и (или) помещения, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Помещение, которое соответствует необходимым требованиям, у Общества имеется (адрес отражен в лицензии), что не отрицается Территориальным органом. То обстоятельство, что УЗИ проведено по месту жительства пациентки, не является нарушением требований подпункта "а" пункта 4 Положения N 291.
Протоколом об административном правонарушении от 03.08.2020 также зафиксированы иные нарушения положений Правил N 1006, допущенные Общество, а именно:
- в договоре от 05.06.2020 на оказание платной медицинской помощи, заключенном с Балакиной Е.Е., в качестве наименования оказываемой платной медицинской услуги отражено - "УЗИ на дом". При этом, не указано, УЗИ каких органов проводилось, от чего зависит стоимость услуги, что является нарушением подпунктов "в" и "и" пункта 17 Правил N 1006;
- информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство подписано заказчиком - Балакиной Е.Е., а не пациентом, которому фактически оказывалась медицинская услуга, - Балакиной Т.Б. (Балакина Т.Б. не являлась недееспособной), что является нарушением пункта 28 Правил N 1006.
- в договоре не указан адрес и телефон заказчика, что является нарушением подпункта "б" пункта 17 Правил N 1006.
- в пункте 3 договора на оказание платной медицинской помощи от 05.06.2020 отражено, что медицинская услуга оказывается по месту нахождения исполнителя (Общества), однако медицинская услуга была оказана по адресу места проживания пациента.
В суд первой инстанции Обществом представлен свой экземпляр договора от 05.06.2020 (т. 1 л.д. 148), в котором в графе "Название услуги, медпомощи" выделена услуга "УЗИ малого таза" и проставлена рукописная запись "УЗИ на дом" и цена.
Между тем, в экземпляре договора Балакиной Е.Е. соответствующей отметки о конкретном виде оказываемой медицинской услуги не имеется. Так, на копии договора Балакиной Е.Е. (т. 1 л.д. 149) в графе "Название услуги, медпомощи" печатным шрифтом выделено несколько видов УЗИ и все виды УЗИ перечеркнуты, имеется лишь рукописная запись "УЗИ на дом".
Кроме того, в материалы дела Обществом представлена медицинская карта амбулаторного больного на Балакину Т.Б. В данной карте имеется отметка о том, что Балакина Е.Е. дочь Балакиной Т.Б. и ее номер телефона. Информационное добровольное согласие на все виды медицинских вмешательств, акт выполненных работ от 05.06.2020 и сам договор от 05.06.2020 подписаны Балакиной Е.Е., а не пациентом, которому фактически оказывалась медицинская услуга, - Балакиной Т.Б.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Балакина Т.Б. является недееспособной и Балакина Е.Е. является ее законным представителем.
С учетом установленных по делу обстоятельств административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом положений Правил N 1006 и, как следствие, о нарушении Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 Положения N 291.
Одновременно суд пришел к верному выводу о том, что допущенные Обществом нарушения лицензионных требований не могут быть квалифицированы в качестве грубых.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Территориального органа материалами дела не подтверждено, что нарушения в оформлении договора оказания платных медицинских услуг повлекли последствия, определенные в части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
По протоколу об административном правонарушении от 03.08.2020 Обществу не вменялось нарушение требований "Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н. В этой связи доводы административного органа не могут быть приняты во внимание.
Суд первой инстанции правомерно допущенные Обществом нарушения, подтвержденные материалами дела, переквалифицировал с части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт допущенного Обществом правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола законный представитель Общества извещался надлежащим образом и присутствовал при совершении данного процессуального действия.
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы Общества об оказании платных медицинских услуг в экстремальной ситуации документально не подтверждены.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела пришел к выводу о возможности применения к Обществу административного наказания в виде предупреждения.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом по материалам дела не выявлено.
Назначение административного наказания в виде предупреждения применительно к данному случаю согласуется с целями административного наказания и принципами юридической ответственности.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб по приведенным в них доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается. Уплаченная по платежному поручению от 08.09.2020 N 740 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2020 по делу N А43-24420/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "Доверие" - без удовлетворения
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Доверие" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.09.2020 N 740.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24420/2020
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области
Ответчик: ООО "Доверие"