город Томск |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А03-3777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абросимовой Н. Э. рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (07АП-9347/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2020 по делу N А03-3777/2020 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935, 650054, г. Кемерово, Пионерский бульвар, 4А) к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (ИНН 2286001540, ОГРН 1022202892800, 658780, Алтайский край, с. Хабары Хабарского района, ул. Ленина, 42) к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко Марине Николаевне(658780, Алтайский край, с. Хабары Хабарского района, ул. Ленина, 42) о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 005123039 по делу N А03-9272/2012 в течении трех месяцев со дня его поступления на исполнение, о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко М.Н., выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 005123039 по делу N А03-9272/2012 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество, АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (далее - Комитет, заинтересованное лицо) к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко Марине о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 005123039 по делу N А03-9272/2012 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение, о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края Куприенко М.Н., выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС N 005123039 по делу N А03-9272/2012 в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение.
Решением от 17.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что финансовый орган не выполнил возложенную на него бюджетным законодательством обязанность по исполнению судебного решения; представленные заинтересованными лицами доказательства не свидетельствуют о совершении ими соответствующих действий, направленных на исполнение судебного акта; судом первой инстанции не дана оценка фактическим обстоятельствам дела относительно наличия финансовой возможности у заинтересованных лиц произвести исполнение спорного исполнительного листа непосредственно в оспариваемый период.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу N А03-9272/2012 с Администрации Хабарского района Алтайского края в пользу ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" взыскано 2 828 346 руб. 56 коп. долга, 128 373 руб. 30 коп. неустойки, а также 2 000 руб. в возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
22.10.2012 арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 005123039 на принудительное исполнение решения суда.
06.11.2012 в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист был предъявлен Заявителем на исполнение в отдел N 48 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Платежными поручениями от 27.11.2012 N 7766664, N 7766662 с лицевого счета Администрации Хабарского района Алтайского края была произведена частичная оплата судебного акта. Информация о частичном исполнении имеется так же на странице 7 исполнительного листа серии АС N005123039.
06.12.2012 исполнительный лист был отозван из Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в связи с утвержденным графиком погашения задолженности.
19.02.2013 исполнительный лист вновь был предъявлен в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю ввиду неисполнения Администрацией график погашения задолженности.
25.03.2015 исполнительный лист отозван из Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и 09.04.2019 предъявлен в ОСП Хабарского района Алтайского края.
В ходе исполнительного производства N 3740/15/22079-ИП частично взыскана сумма в размере 560 573 руб.
Постановлением от 05.02.2019 исполнительное производство N 3740/15/22079-ИП окончено, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть произведено взыскание, все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о разъяснении решения Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу N А03-9272/2012. Заявление мотивировано наличием в судебном акте неясности в части того, за счет каких средств (казны муниципального образования или собственных средств Администрации Хабарского района) должно производиться исполнение решения.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2019 заявление удовлетворено, судом разъяснено, что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу N А03-9272/2012 следует производить с муниципального образования Хабарский район Алтайского края в лице Администрации Хабарского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Хабарского района Алтайского края.
06.03.2019 исполнительный лист предъявлен в финансовый орган муниципального образования - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского районе Алтайского края в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 18.03.2019 N 12 Комитет возвратил исполнительный лист АС N 005123039 взыскателю, указав, в качестве основания для возврата, что исполнительный лист не подлежит исполнению в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на истечение срока для его предъявления.
Решением от 26.09.2019 по делу А03-5146/2019 (резолютивная часть 19.09.2019) признаны незаконным действия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края, выразившиеся в возврате исполнительного листа серии АС N 005123039, выданного Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-9272/2012.
24.09.2019 обществом в адрес Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района направлен исполнительный лист серии АС N 005123039, который получен последним 29.10.2019.
До настоящего времени решение Арбитражного суда Алтайского края 11.09.2012 по делу N А03-9272/2012 в полном объеме не исполнено.
Общество, полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, ссылаясь на продолжение незаконного бездействия, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист серии АС N 005123039 по делу N А03-9272/2012 получен Комитетом по финансам 29.10.2019 с заявлением общества об исполнении судебного акта, следовательно, срок его исполнения истекал 29.01.2020.
Как следует из материалов дела, Комитет уведомил главу Хабарского района Алтайского края о поступлении исполнительного документы 01.11.2019.
Для его исполнения Комитетом в конце 2019 года при подготовке проекта бюджета муниципального образования Хабарского края Алтайского края на 2020 год были предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения в 2020 году исполнительных листов, обязанность по исполнению которых возложена на Комитет, в том числе по исполнительному листу серии АС N 005123039.
Решением Хабарского районного Совета депутатов от 18.12.2019 N 59 "Об утверждении бюджета муниципального образования Хабарского района Алтайского края на 2020 год".
Сводной бюджетной росписью районного бюджета на 2020 год, утвержденной 09.01.2020, для погашения задолженности по исполнительным листам были предусмотрены для Комитета поквартальные ассигнования в 2020 году на общую сумму 14 380 000 руб.
Таким образом, заинтересованными лицами доказан факт своевременного уведомления главы муниципального образования и его представительного органа о поступлении исполнительного листа и необходимости принятия соответствующих мер, а они, в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
Судом установлено, что из Справки-уведомления об изменении сводной бюджетной росписи по расходам районного бюджета N 1 от 07.02.2020 следует, что Комитет увеличил и перераспределил бюджетные ассигнования на основании оплаты исполнительных листов.
Согласно реестру исполнительных листов на 01.11.2019 Комитетом на исполнении находится 21 исполнительный документ, в том числе и исполнительный лист серии АС 002123039.
После внесения изменений, в сводной бюджетной росписью районного бюджета на 2020 год, для погашения задолженности по исполнительным листам были предусмотрены для Комитета поквартальные ассигнования в 2020 году на общую сумму 17 450 000 руб.
В дальнейшем, 01.07.2020 в сводную бюджетную роспись внесены изменения по расходам районного бюджета, а именно: перераспределены по поквартальные ассигнования в 2020 году. При этом общая сумма осталась прежней - в размере 17 450 000 руб.
Комитетом в материалы дела в качестве доказательств частичного исполнения исполнительного документа представлены платежные поручения от 13.04.2020 N 726425, от 12.05.2020 N 386676, от 16.06.2020 N 292940, от 09.07.2020 N 839192, от 15.07.2020 N 69023, от 24.07.2020 N 315319, от 04.08.2020 N 502764 на общую сумму 2 358 719,86 руб.
Таким образом, принятые в установленный законом срок Комитетом и его председателем меры позволили производить погашение задолженности по исполнительному листу серии АС N 005123039 на сумму 2 358 719,86 руб.
Погашение задолженности по исполнительному листу производится Комитетом за счет средств казны муниципального образования в порядке статьи 242.2 БК РФ за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете и с учетом внесенных 07.02.2020, 01.07.2020 изменений в сводную бюджетную роспись районного бюджета на 2020 год, что подтверждается вышеуказанными платежными поручениями.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными выше статьями БК РФ, с учетом принятых Комитетом мер по исполнению исполнительного листа, таких как заложение в проект бюджета муниципального образования Хабарского района Алтайского края на 2020 год бюджетных ассигнований для исполнения в 2020 году исполнительных листов, внесение изменений в сводную бюджетную роспись расходов на 2020 год, суд первой инстанции правомерно не усмотрел незаконного бездействия Комитета и его Председателя в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных обществом требований.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и представленных доказательств, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы по существу спора обоснованными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2020 по делу N А03-3777/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14.07.2020 N 101447.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3777/2020
Истец: ОАО "УК"Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Комитет администрации Хабарского района по финансам, налоговой и кредитной политике
Третье лицо: Председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского р-на Куприенко М.Н.