город Томск |
|
5 февраля 2024 г. |
Дело N А67-6815/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТомскРТС" (N 07АП-10729/2023) на решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6815/2023 (судья Федорова С.Ю.) по заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880; 634050, г. Томск, пер. Нахановича, 4а), к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944; 634041, г. Томск, пр-кт. Кирова, 41) о признании недействительным предписания NС-1450 от 31.05.2023.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Шишкон А.С. - доверенность от 26.06.23
от заинтересованноголица: Кадрова А.А. - доверенность от 18.05.23
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТомскРТС" (далее - заявитель, общество, АО "ТомскРТС") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области г. Томска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания N С-1450 от 31.05.2023.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТомскРТС" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что проведение расчёта начислений за отопление с использованием смешанной методики (одновременно с применением показаний ОДПУ и норматива потребления) действующим законодательством не предусмотрено; действующие нормативы по отоплению рассчитаны исходя из продолжительности отопительного сезона равной 9 месяцам, значения действующих нормативов на дни, часы не корректируются.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании Решения от 02.05.2023 г. N С-1450 в связи с поступлением обращения гражданина от 03.04.2023 г. по вопросу нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме: г. Томск, ул. Усова, д. 15/2 за сентябрь 2022 года, проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "ТомскРТС".
По результатам проверки составлен акт от 31.05.2023 г. N С-1450 внеплановой документарной проверки, которым установлено, что АО "ТомскРТС" произвело расчет размера платы в сентябре 2022 г. собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 15/2 исходя из установленного норматива потребления, чем нарушило обязательные требования пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Предписанием от 31.05.2023 N С-1450 АО "ТомскРТС" предписано в срок до 15.06.2023 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам помещений в многоквартирном доме по указанному адресу за сентябрь 2022 года исходя из фактического потребления данной коммунальной услуги.
08.06.2023 АО "ТомскРТС" обогатилось в Департамент с жалобой на указанное предписание, указав на невозможность корректировки расчета тепловой энергии, поскольку отсутствует возможность рассчитать количество тепловой энергии, использованной на нужды отопления многоквартирного дома за несколько часов отдельного дня.
Рассмотрев жалобу, поданную АО "Томск РТС" на предписание от 31.05.2023 N С-140 Департамент, сославшись на положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской федерации, пункт 42(1) Правил N 354, отказал в ее удовлетворении.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, АО "ТомскРТС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание Департамента N С-1450 от 31.05.2023, содержащее требование по устранению выявленных нарушений, является законным и обоснованным, и не нарушает права и законных интересов заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьей 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, в связи с чем при рассмотрении дела о его оспаривании на арбитражный суд возлагается обязанность установить, обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц без превышения разумно необходимых мер воздействия на них. Предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Согласно материалам дела в ходе проверки Инспекцией установлено, что АО "ТомскРТС" допущен нарушение требований пункта 42(1), пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которое выразилось в несоблюдении установленного порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, а именно в расчете размера платы собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 15/2, предъявленной в платежном документе за сентябрь 2022 года, исходя из установленного норматива потребления данного коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Порядок расчета за тепловую энергию, поставленную для оказания коммунальной услуги по отоплению нежилого помещения в МКД, подлежит регулированию Правилами N 354.
В соответствии с п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Согласно акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя от 22.09.2022 прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Усова, д. 15/2, введен в эксплуатацию 15.09.2022.
Таким образом, поскольку в настоящем случае в МКД установлен общедомовой прибор учёта, исходя из установленного законодателем приоритета установления размера платы за коммунальные услуги исходя именно из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Инспекции, что начисление платы за коммунальные услуги без учета показаний приборов учета противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы общества, со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, о том, что расчет по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии невозможен, так как при этом не будет учтено потребление тепловой энергии с 14:00 до 23:59 15.09.2022, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ речь идет о первичной установке прибора учета. Именно в этом случае ввод в эксплуатацию приборов учета возможен не позднее месяца следующего за датой установки, и применение их возможно не позднее месяца следующего за датой ввода в эксплуатацию.
Согласно акту ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии теплоносителя (УУТЭ) у потребителя от 22.09.2022 прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу Томск, ул. Усова, д. 15/2 (прибор N N 54301) введен в эксплуатацию и может служить для коммерческого учета тепловой энергии с 15.09.2023, соответственно, на основании пункта 42 (1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения к правилам.
Вопреки доводам АО "ТомскРТС" представленный Департаментом расчет и пояснения соответствуют оспариваемому предписанию от 31.05.2023 N С-1450.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6815/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "ТомскРТС" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ТомскРТС" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.12.2023 N 5622.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6815/2023
Истец: АО "ТомскРТС"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области