г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А41-67197/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ" на определение Арбитражного суда Московской области от 10.09.2020 по делу N А41-67197/18,
по заявлению ООО "УК ЖКХ" о приостановлении исполнительного производства,
по иску АО "Мосэнергосбыт" к ООО "УК ЖКХ" о взыскании
при участии в заседании:
от АО "Мосэнергосбыт" - извещено, представитель не явился;
от ООО "УК ЖКХ" - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ответчик, ООО "УК ЖКХ") о взыскании основного долга по договору энергоснабжения N 83900521 от 07.02.2013 в размере 2 980 510, 67 руб., неустойки за период с 27.04.2018 по 14.08.2018 в размере 99 308, 97 руб., неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 15.08.2018 по дату фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2018 по делу N А41-67197/18 исковое требование удовлетворено в полном объеме.
18.07.2019 возбуждено исполнительное производство N 52592/19/50004-ИП на принудительное исполнение указанного решения суда.
ООО "УК ЖКХ" подано ходатайство о приостановлении исполнительного производства.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.09.2020 по делу N А41-67197/18 отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил определение отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 272, 266, 268 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников.
Поскольку ООО "УК ЖКХ" входит в группу компаний ПАО "Группа компаний ПИК", которое включено указанным Постановлением в список системообразующих организаций, заявитель полагает, что в силу п.п. 4 п. 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"(далее - Закон о банкротстве) на основании введенного моратория исполнительное производство в отношении него должно быть приостановлено.
Отказывая в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что основания для приостановления исполнительного производства отсутствуют, поскольку в отношении должника не введена процедура банкротства, а предъявленные в рамках настоящего дела требования и принятое по их взысканию решение возникли задолго до введения карантинных (ограничительных) мероприятий и моратория.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене определения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ установлено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Согласно ч. 2 ст. 327 АПК РФ приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.
Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" установлено, что последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 39 Закона об исполнительном производстве перечислены основания, при наличии которых суду подлежит приостановить полностью или частично исполнительное производство, в том числе в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Часть 1 статьи 1 Закона о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В статье 2 вышеуказанного Закона определено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Руководствуясь данной нормой, Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 428 от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", подпунктом "б" пункта 1 которого установлено, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов установлен, в том числе в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" предусматривает введение моратория в отношении должников осуществляющих хозяйственную деятельность в наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции отраслях экономики.
Перечень отраслей утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных актов, мораторий на возбуждение дел о банкротстве распространяется не на всех должников, а лишь на должников, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 434 от 03.04.2020 к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, относятся, среди прочего, организации, включенные: в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (N 187 в списке).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ПАО "Группа компаний ПИК" является деятельность по строительству жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20).
Таким образом, на ПАО "Группа компаний ПИК" распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов.
Из перечня системообразующих организаций Российской экономики Постановления Правительством Российской Федерации от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредитора в отношении отдельных должников" следует указание на компании, входящие в холдинг.
Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения.
В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.
Как следует из материалов дела, ООО "УК ЖКХ" (ИНН 5007070790, ОГРН 1095007001682) и ПАО "Группа компаний ПИК" (ИНН 7713011336, ОГРН 1027739137084) являются аффилированными обществами.
По сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "УК ЖКХ" является деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32.1).
Согласно решению N 4 от 13.08.2020 ООО "Группа компаний ПИК" находится на стадии реорганизации в форме присоединения к нему обществ, в том числе ООО "УК ЖКХ" (ИНН 5007070790, ОГРН 1095007001682).
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве предусмотрено, что в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой короновирусной инфекции" внесены изменения в Закон об исполнительном производстве, допускающие приостановление исполнительного производства полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона N 127.
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, введен сроком до 06.10.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Пунктом 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - перечень пострадавших отраслей российской экономики) на три месяца.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2019 по делу N А41-67645/19 к производству принято заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО "УК ЖКХ", возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.12.2019 по делу N А41-102264/19 к производству принято заявление о признании ООО "УК ЖКХ" несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2020 по делу N А41-67645/19 и N А41-102264/19 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N А41-67645/19.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления в силу прямого указания закона.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд, принимая во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредитора в отношении отдельных должников" с перечнем системообразующих организаций Российской экономики, который распространяется на ПАО "Группа компаний ПИК" (N 187 в списке), являющееся аффилированным лицом с ООО "УК ЖКХ", находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО "Группа компаний ПИК", учитывая основную деятельность заявителя по управлению эксплуатацией жилого фонда, которая является деятельностью в отраслях, наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции, применяя пп. 3 п. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для приостановления исполнительного производства N 52592/19/50004-ИП до окончания периода действия моратория, в связи с чем обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене, а ходатайство - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 10.09.2020 по делу N А41-67197/18 отменить.
Приостановить исполнительное производство N 52592/19/50004-ИП по делу N А41-67197/18 до окончания действия моратория, срок которого продлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67197/2018
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"