город Омск |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А46-8264/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11121/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2020 по делу N А46-8264/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шнору Виктору Владимировичу (ИНН 552000579115, ОГРН 319554300004312) о взыскании 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И. по доверенности от 23.01.2020 N 350 сроком действия до 31.12.2020;
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шнора Виктора Владимировича - Шнор В.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации); Колядин С.В. на основании устного ходатайства индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шнора В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шнору Виктору Владимировичу (далее - ИП глава К(Ф)Х Шнор В.В., предприниматель, ответчик) о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2020 по делу N А46-8264/2020 в удовлетворении иска отказано.
Возражая против принятого по делу решения, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что получив средства гранта, ИП глава К(Ф)Х Шнор В.В. принял на себя обязательство приобрести крупный рогатый скот, а именно - телок численностью 51 голова, однако фактически приобрел 18 нетелей. При этом в министерство заявление об изменении плана расходов бизнес-плана от ответчика не поступало. По мнению подателя апелляционной жалобы, предпринимателем нарушено условие предоставления государственной поддержки, в связи с чем сумма таковой подлежит возврату.
В письменном отзыве на жалобу ИП глава К(Ф)Х Шнор В.В. просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Минсельхозпрода Омской области поддержаны доводы поданной жалобы. ИП глава К(Ф)Х Шнор В.В. и его представитель высказались в соответствии с письменным отзывом на жалобу истца.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что между министерством и ИП главой К(Ф)Х Шнором В.В. заключено соглашение от 20.06.2019 N 35-НФ о предоставлении из областного бюджета в 2019 году гранта на поддержку начинающим фермерам в общей сумме 3 000 000 руб.
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 27.06.2019 на счет предпринимателя.
Согласно плану расходов бизнес-плана проекта "Развитие животноводческой фермы крупно рогатого скота молочного направления", а также пункту 3.3 соглашения от 20.06.2019 N 35-НФ средства гранта подлежат направлению на приобретение, помимо прочего, крупного рогатого скота молочного стада, телок в количестве 51 голова.
В соответствии с отчетом о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020, а также договором купли-продажи от 06.08.2019 N Ж-3 ИП главой К(Ф)Х Шнором В.В. приобретено 18 нетелей.
Как указало при обращении в суд министерство, ответчиком нарушено условие предоставления гранта, при этом заявление ИП главы К(Ф)Х Шнора В.В. об изменении плана расходов бизнес-плана не поступало.
В связи с нарушением предпринимателем условий представления гранта в адрес последнего истцом направлено уведомление от 03.03.2020 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на поддержку начинающим фермерам.
Ввиду того, что средства гранта не были возвращены ИП главой К(Ф)Х Шнором В.В., Минсельхозпрод Омской области обратился в суд с настоящим иском.
Требования министерства оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем Минсельхозпрод Омской области не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения между министерством и предпринимателем на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Пункт 2 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, среди которых, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая К(Ф)Х.
Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетных законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (пункт 3.1 Порядка).
Условием предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, предусмотренных пунктом 17 Порядка, являлось, в том числе, использование полученного гранта на поддержку начинающих фермеров, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 18 месяцев со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров. Изменение главой К(Ф)Х плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на поддержку начинающих фермеров, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном министерством (подпункт 3 пункта 17 Порядка в редакции, действовавшей на дату предоставления ответчику средств государственной поддержки).
Подпунктом 3.3 соглашения установлено: условиями представления субсидии являются - направление расходов в соответствии с Правилами предоставления субсидии на приобретение, в том числе, крупного рогатого скота молочного стада, телки - 51 голова. В соответствии с пунктом 7.5 соглашения расторжение такового в одностороннем порядке возможно по требованию главного распорядителя средств областного бюджета в случае недостижения получателем установленных значений показателей результативности.
Согласно пункту 24 Порядка в случае нарушения условий, установленных при предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, средства гранта, полученные на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, подлежат возврату в бюджет Омской области в полном объеме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании договора купли-продажи от 06.08.2019 N Ж-3 ИП главой К(Ф)Х Шнором В.В. приобретены нетели (крупный рогатый скот) черно-пестрой породы (18 голов). При этом из средств полученного гранта 1 724 736 руб. израсходовано на приобретение сельскохозяйственных животных; 1 063 110 руб. - на приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря. Общая сумма оставшихся не израсходованными денежных средств составила 552 154 руб. Согласно пояснениям предпринимателя последним до окончания срока расходования средств гранта (18 месяцев) планируется приобретение 33 голов крупного рогатого скота молочного стада в пределах указанных средств.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что при заключении соглашения, на основании которого предпринимателю предоставлен грант, определен период расходования денежных средств, полученных по гранту, составляющий 18 месяцев со дня получения (пункт 5.3.1 соглашения, подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Как указано выше, средства гранта получены ответчиком 27.06.2019, и по состоянию на дату обращения министерства в суд с настоящими требованиями предусмотренный нормативным правовым актом и соглашением срок не истек. Изложенное свидетельствует о том, что неправомерное поведение не допущено предпринимателем, и основания для привлечения к ответственности не возникли.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Порядком предусмотрено право получателя государственной поддержки инициировать внесение изменений в план расходов бизнес-плана. Следовательно, даже в случае несоответствия способа использования средств гранта предприниматель не лишен права предпринять действия по изменению плана расходов, что также может повлиять на правовую оценку поведения получателя гранта.
По смыслу действующего в сфере спорных отношений правового регулирования целью государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, является устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий Омской области. В настоящем случае действия предпринимателя не могут быть оценены как не отвечающие целям государственной программы. При этом апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Оставив без удовлетворения заявление министерства, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для возврата сумм оказанной предпринимателю государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2020 по делу N А46-8264/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8264/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ШНОР ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ