г. Вологда |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А52-5959/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" Завьяловой А.Н. по доверенности от 06.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонис" на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 августа 2020 года по делу N А52-5959/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (адрес: 199004, Санкт-Петербург, линия 4-я В.О., дом 9, литер А; ОГРН 1027810321758, ИНН 7826062821; далее - Учреждение) обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Адонис" (адрес: 180017, город Псков, улица Советская, дом 111; ОГРН 11360270002242, ИНН 6027148830; далее - Общество) об истребовании из незаконного владения части земельного участка 57 кв. м. с кадастровым номером 60:27:0000000:89, расположенного по адресу: обл. Псковская, г. Псков, М-20 Санкт-Петербург - Псков -Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь, площадью 57 кв.м. (общая площадь 367472 кв.м.), обязав общество с ограниченной ответственностью "Адонис" освободить земельный участок путем сноса (демонтажа) нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия на км 282+428 (слева), автобусная остановка "Белый Мох" (слева), в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Пскова (далее - Администрация) и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (далее - МТУ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13 августа 2020 года по делу N А52-5959/2019 исковые требования удовлетворены.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суд обязан был определить координаты местоположения части земельного участка на местности путем выноса в натуру по межевым знакам или иным ориентирам; определить координаты местоположения Автодороги на местности путем выноса в натуру по межевым знакам или иным ориентирам, документам архитектурно-строительного проектирования. Павильон находится на земельном участке, не имеющем кадастрового номера, поэтому ответчик не имел возможности представить документы относительно координат местоположения павильона вообще и относительно первой (часть земельного участка) и второй вещи (автодорога), в частности. Суду следовало определиться с тем, где конкретно в установленной системе координат находится павильон, на земельном участке или в полосе отвода автодороги. Истец не доказал конкретное местоположение первой вещи, третьей вещи (павильона) в системе координат 60.1. Решение суда является неисполнимым. Суд, требуя освободить полосу отвода автодороги, не установил, где конкретно находится дорога и полоса отвода в соответствии с границами полосы отвода по нормам для категории дороги Р-23. В деле также нет доказательств, раскрывающих параметры автодороги.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, что следует из учредительных документов.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава истец является правопреемником федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (ИНН 7814047681).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия (далее - автодорога Р-23) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, на которую зарегистрировано право оперативного управления федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (ИНН 7814047681), что подтверждается свидетельством.
Земельный участок с кадастровым номером 60:27:0000000:89, расположенный по адресу: обл. Псковская, г. Псков, М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь, площадью 367472 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд транспорта, принадлежит Российской Федерации на праве собственности и предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается соответствующими свидетельствами, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2017.
Автодорога Р-23 находится на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0000000:89, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2017.
В рамках мероприятий, направленных на соблюдение условий использования и содержания автодороги Р-23, ФКУ Упрдор "Северо-Запад" провело мониторинг правомерности размещения объектов в границах полосы отвода данной автомобильной дороги.
Истцом установлено, что на км 282+400 (слева) автодороги Р-23 расположен торговый павильон (нестационарный торговый объект), принадлежащий ООО "Адонис", что подтверждается схемой расположения спорной автодороги, актом Отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области административного обследования объекта земельных отношений от 21.01.2020 N 3.
По факту обнаружения спорного объекта в адрес ООО "Адонис" выдано предписание от 12.02.2019 N 72 с требованием предоставить документы, подтверждающие размещение торгового павильона в полосе отвода автодороги Р-23.
В ответ на данное требование ответчик направил в адрес истца копию договора от 01.04.2018 N 260 на размещение нестационарного торгового объекта и объекта оказания услуг на территории города Пскова, заключенного на основании постановления Администрации города Пскова от 21.06.2012 N 1655 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова", которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.
Ссылаясь на то, что ответчик использует часть земельного участка площадью 57 кв. м. под спорным объектом без правоустанавливающих и разрешительных документов, спорный объект не является объектом дорожного сервиса и его размещение в границах полосы отвода автодороги нарушает положения части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ), Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, при этом правомерно исходил из следующего.
Автомобильная дорога Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия (идентификационный номер 00 ОП ФЗ Р-23 (Е95, СНГ)), назначение: Федеральная автомобильная дорога общего пользования, общая протяженность 364704 м, адрес (местонахождение) объекта: Псковская обл., Плюсский, Стругокрасненский, Псковский, Палкинский, Островский, Пушкиногорский, Опочецкий, Пустошкинский, Невельский районы принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25.09.2015.
Земельный участок с кадастровым номером 60:27:0000000:89 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 60:00:000000:05, площадью 16978927 кв.м., что подтверждается копией кадастрового паспорта на спорный земельный участок (в строке 5 "предыдущие номера" указан кадастровый номер 60:00:000000:05), принадлежащего Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства" с 2005 года, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от 02.06.2005.
Из пункта 1.1 Устава Учреждения усматривается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ФКУ Упрдор "Северо-Запад" является правопреемником Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства". В силу Устава ФКУ Упрдор "Северо-Запад" и Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за истцом на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляет Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1.3 Устава Учреждения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц. На основании статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Статьей 305 ГК РФ установлено, что права, предусмотренные статьей 301 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве оперативного управления.
Самовольное занятие или использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов является нарушением прав собственника земельного участка. В этом случае собственник праве требовать устранения нарушения в порядке статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению.
Согласно статье 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорную автодорогу, что подтверждается свидетельством от 24.06.2014. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р автомобильная дорога закреплена за федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дородного агентства" на праве оперативного управления. 20.06.2014 право оперативного управления в отношении спорной автодороги зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 60-АЗ N141670. 25.09.2015 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0000000:89.
Указанный земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Псковской области от 14.05.2005 N 1-р, право зарегистрировано 23.09.2015.
Судом установлено, что автодорога Р-23 размещена на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0000000:89, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 10.09.2015, 02.11.2017, 10.07.2020, выписки из межевого плана от 03.12.2009
Согласно статье 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно пункту 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила), включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. В соответствии с пунктами 4, 7 Правил для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения. О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление.
Для обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода автомобильных дорог (пункт 3 статьи 90 ЗК РФ). Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса (пункт 3.1 статьи 90 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона N 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом, запрещается, в том числе размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, утвержденным постановлением Администрации города Пскова от 23.04.2013 N 950, к нестационарным торговым объектам отнесены следующие типы объектов: остановочные комплексы, не относящиеся к капитальным сооружениям, павильоны, киоски, ларьки, палатки, летние кафе, объекты сезонной торговли бахчевыми культурами и плодоовощной продукцией, передвижные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, квасные бочки, холодильное оборудование, иные специальные приспособления).
Указанное Положение устанавливает, что торговый павильон - это оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
По правилам части 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Факт нахождения спорного торгового павильона в границах полосы отвода следует из выкопировки из межевого дела - схема полосы отвода, выкопировки из межевого дела с указанием координат поворотных точек, материалов проверки, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области по факту незаконного занятия полосы отвода автодороги Р-23, договора от 01.04.2018 N 260 на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного между ООО "Адонис" и Администрацией на основании схемы размещения, утвержденной постановлением Администрации города Пскова от 21.06.2012 N 1655 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова посредством реализации преимущественного права".
Спорный торговый павильон представляет собой НТО площадью 18,2 кв.м., специализацией - продукты питания, в границах полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь км 282+438 слева по адресу: г. Псков, Ленинградское шоссе, остановка автобусов "Белый Мох" из центра; площадь занимаемой части земельного участка с кадастровым номером 60:27:0000000:89 составляет 57 кв.м., что следует из материалов проверки органом государственного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.
Документами, позволяющими отнести спорный НТО к объекту дорожного сервиса, материалы дела не располагают.
Как правильно указал суд первой инстанции, тот факт, что спорный объект был установлен в соответствии с названной выше схемой, не является достаточным обстоятельством, подтверждающим возникновение у Общества права владения и пользования землей, так как порядок предоставления земельных участков для размещения НТО установлен положениями статей 39,33, 39,36 ЗК РФ, а в пункте 2 Правил указано, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Учреждение в данном случае, вышеназванного согласования для размещения спорного объекта, не выдавало. Доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для размещения и эксплуатации НТО, в полосе отвода автомобильной дороги и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Несогласие подателя жалобы с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, иная оценка фактических обстоятельств настоящего дела не является правовым основанием для отмены обжалуемого решения суда.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем изложенные в жалобе доводы подлежат отклонению.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 августа 2020 года по делу N А52-5959/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5959/2019
Истец: Федаральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "АДОНИС"
Третье лицо: Администрация города Пскова, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях