г. Тула |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А68-12077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - Вилля Д.А. (доверенность от 22.05.2020), в отсутствие ответчика - Министерства сельского хозяйства Тульской области, извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.07.2020 по делу N А68-12077/2019 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (Тульская область, Арсеньевский район, д. Ясенки, ОГРН 1127154009619, ИНН 7121500508) (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101129163, ИНН 7107032488) (далее - ответчик, министерство) о взыскании недополученных субсидий в размере 800 000 рублей на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.07.2020 исковое требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции не оценены документы при рассмотрении вопроса о совершенной технической ошибке в реестре. Отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих невозможность осуществить доплату субсидии.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
До начала судебного разбирательства ответчик направил ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 10.11.2020, на более позднюю дату, ссылаясь на невозможность явки представителя без указания причин.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Кроме того, из содержания статьи 158 АПК РФ следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом, в любом случае является правом, а не обязанностью суда, при этом следует отметить, что ответчик является юридическим лицом, имел возможность обеспечить явку в судебное заседание иного представителя.
В силу части 1 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, мнение истца и принимая во внимание установленные законодателем сроки рассмотрения апелляционной жалобы, а также то, что отложение судебного разбирательства в рассматриваемом случае будет способствовать затягиванию спора, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления правительства Тульской области от 17.08.2017 N 357 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера" сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области, включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавшим от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, предоставляются субсидии в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1, согласно приложению N 1 к постановлению.
Согласно письму министерства сельского хозяйства Тульской области субсидия будет выплачиваться только в размерах суммы убытков, отраженных в отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2016 год.
ООО "Прогресс" представило в министерство сельского хозяйства Тульской области документы, предусмотренные разделом 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 17.08.2017 N 357.
Согласно представленным в Министерство документам общий размер убытков истца составил 2 171 460 рублей: 1 240 460 рублей - гибель 150 гектар горохо-овсянной смеси; 931 000 рублей - гибель 100 гектар ячменя.
Исходя из данных о фактических затратах, представленных в материалы дела, фактические затраты на выращивание 1 га ячменя до стихийного бедствия составили 13 100 рублей, площадь гибели ячменя от наступившего стихийного бедствия составила 100 га, то есть 13 100 х 100 = 1 310 000 рублей.
Следовательно, фактические затраты до стихийного бедствия составили 1 310 000 рублей.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области (далее - заявители), включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавшим от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с учетом фактически отраженных погибших площадей и суммы затрат в отчете о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме N 9-АПК или фактически отраженных посеянных и убранных площадях в информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N 1-КФХ.
Ущерб определен по формуле, установленной пунктом 4 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера ущерб (по прямым затратам) сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, повлекших гибель посевов сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений
В материалах дела имеется копия акта от 26.12.2016 N 013/1 анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года.
Приложением к данному акту является реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года.
В указанном реестре под порядковым номером 5 указаны данные по ущербу, нанесенному ООО "Прогресс".
Согласно пояснениям истца в столбце "Фактические затраты до стихийного бедствия на 1 га произошла техническая ошибка и вместо суммы 13 100 рублей указана сумма 1 310 рублей, что повлекло за собой дальнейшее несоответствие данных, которые были указаны в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации.
В связи с допущенной технической ошибкой в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области (приложение N 1 к Порядку предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера) ответчиком было перечислено на счет истца 1 371 460 рублей: 1 240 460 рублей - компенсация гибели 150 гектар горохо-овсянной смеси; 131 000 рублей - компенсация гибели 100 гектар Ячменя. Недоплата составила 800 000 рублей.
ООО "Прогресс" неоднократно обращалось в Министерство сельского хозяйства Тульской области с просьбой о помощи в сложившейся ситуации и восстановления нарушенных прав и законных интересов истца путем выплаты истцу недополученной суммы субсидии.
От Министерства был получен ответ о продолжении взаимодействия с департаментом растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБУ Россельхозцентр.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Прогресс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Как установлено пунктом 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации
Из пункта 1 статьи 84 БК РФ следует, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 (в редакции, действовавшей в 2016, 2017 годах) настоящие Правила устанавливают порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - иные межбюджетные трансферты).
Как установлено пунктом 2 Правил, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемый бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по установленной в этом пункте формуле.
Пунктом 6 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (далее - соглашение).
На основании пункта 7 Правил в соглашении предусматриваются, в том числе: а) целевое назначение иных межбюджетных трансфертов; б) размер и сроки предоставления иных межбюджетных трансфертов.
В пункте 8 Правил указано, что перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 17.08.2017 N 357 (далее - Постановление N 357) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера" утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера (далее - Порядок).
Как указано в пункте 1 Постановления N 357, настоящий Порядок определяет механизм и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области в целях компенсации им ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2016 году (далее - субсидии).
Согласно пункту 2 Постановления N 357, субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств - министерством сельского хозяйства Тульской области (далее по тексту - министерство) из бюджета Тульской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.
Из пункта 3 Постановления N 357 (в редакции, действовавшей в 2017 году) следует, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Тульской области (далее - заявители), включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, в размере фактических затрат по данным экспертизы, подтвержденных актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Разделом 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предусмотрен перечень документов, представляемых в министерство для получения субсидии.
Так, для получения субсидий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, заявители представляют в министерство следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя на территории Тульской области; заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; расчет размера средств субсидии по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; копию отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме N 9-АПК или информацию о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N 1-КФХ отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2016 год, заверенную руководителем; копию акта, подтверждающего списание погибших площадей сельскохозяйственных культур, заверенную руководителем; справку об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по заработной плате за подписью руководителя; справку об отсутствии в отношении заявителя принятого решения о ликвидации либо введенной одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также об отсутствии возникновения признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) за подписью руководителя; сведения, подтверждающие, что заявитель является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения документов, не позднее 10 рабочих дней со дня их регистрации, министерством принимается решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации заявлений.
Согласно положениям пункта 9 Порядка, в случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии министерство заключает с заявителем соглашение о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предусматривающее согласие ее получателя на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, по форме, утверждаемой министерством финансов Тульской области.
На основании пункта 11 Порядка министерство не позднее десятого рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения им документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в сроки, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляет перечисление субсидий.
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации муниципального образования Арсеньевский район от 25.08.2016 N 243-р была создана комиссия по обследованию посевов сельскохозяйственных культур.
Комиссией 23.09.2016 составлен акт N 2 обследования посевов ООО "Прогресс", пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Согласно данному акту площадь гибели составила 250 га, из которых: ячмень 100 га; однолетние травы (овес + горох) 150 га.
Общая сумма материального ущерба составила 3 245 000 рублей.
Сотрудниками ООО "Прогресс" 26.12.2016 составлен акт N 1 на списание посевов сельскохозяйственных культур.
Согласно данному акту площадь гибели составила 250 га, из которых: ячмень - 100 га; горохо-овсянная смесь - 150 га.
Прогнозируемая сумма ущерба: ячмень - 1 310 тыс. рублей; горохо-овсянная смесь - 1 240,46 тыс. рублей.
Фактическая сумма ущерба: ячмень - 931 тыс. рублей; горохо-овсянная смесь - 1 534 тыс. рублей.
Общая сумма ущерба составила 2 465 тыс. рублей, в том числе: ячмень - 931 тыс. рублей; горохо-овсянная смесь - 1 534 тыс. рублей.
Актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1 анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, ООО "Прогресс" включено в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года (приложение к акту).
Однако, как верно констатировано судом первой инстанции, указанным актом утверждена фактическая оценка ущерба ООО "Прогресс" по культуре "ячмень" - 131 тыс. рублей, горохо-овсянной смеси - 1 240,46 тыс. рублей; общая утвержденная сумма компенсации составила 1 371 460 рублей с учетом ущерба от гибели.
При этом, вопреки позиции заявителя, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, как следует из пункта 4 Порядка, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 N 1787-р распределены межбюджетные трансферты на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году на территориях субъектов Российской Федерации.
В Тульскую область распределено 429 329,5 тыс. рублей.
Приложением N 1 к Порядку предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 17.08.2017 N 357, является Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, для получения субсидии на компенсацию ущерба.
В указанный реестр включено ООО "Прогресс" с суммой субсидии: по ячменю - 131 тыс. рублей, по горохо-овсяной смеси - 1 249,46 тыс. рублей; всего 1 371,46 тыс. рублей.
Далее, ООО "Прогресс" представило 27.10.2017 в министерство сельского хозяйства Тульской области заявление (N 140) о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку с приложением документов, предусмотренных пунктом 4 раздела 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
При этом, как правомерно констатировано судом первой инстанции, в заявлении от 27.10.2017 N 140 ООО "Прогресс" просило на основании постановления правительства Тульской области от 17.08.2017 N 357 предоставить субсидию по указанному выше основанию только в сумме 1 371 460 рублей (как утверждено актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1), с учетом того, что сумма компенсации (субсидии) по культуре "ячмень" составила 131 000 рублей.
В приложенном ООО "Прогресс" к заявлению расчете размера субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, указано также: по ячменю: площадь погибших посевов согласно акту анализа материалов по гибели объектов растениеводства - 100 га, объем причитающихся субсидий согласно акту анализа материалов по гибели объектов растениеводства - 131 000 рублей; по горохо-овсяной смеси: площадь погибших посевов - 150 га, объем причитающихся субсидий - 1 240 460 рублей; объем субсидий к перечислению - 1 371 460 рублей.
Между Министерством сельского хозяйства Тульской области (министерство), которому как получателю средств бюджета Тульской области доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 БК РФ, и ООО "Прогресс" (получатель) 27.10.2017 заключено соглашение N 113 о предоставлении из бюджета Тульской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение).
Согласно пункту 1.1 (1.1.1) предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Тульской области в 2017 году субсидии: на компенсацию ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, причиненного в 2016 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета Тульской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в следующем размере: в 2017 году 1 371 460 рублей.
В частности, из пункта 3.1 соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии: на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения (пункт 3.1.1.); при представлении получателем в министерство документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения (пункт 3.1.2.).
Согласно пункту 4.1 министерство обязуется: обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом III настоящего соглашения; осуществлять проверку представляемых получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их порядком предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения от получателя (пункт 4.1.1.); обеспечивать перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе VIII настоящего соглашения, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего соглашения (пункт 4.1.3.); рассматривать предложения, документы и иную информацию, направленную Получателем, в том числе в соответствии с пунктом 4.4.1 настоящего соглашения, в течение 20 рабочих дней со дня их получения и уведомлять получателя о принятом решении (при необходимости) (пункт 4.1.9.).
Согласно пункту 4.4.1. получатель вправе: направлять в министерство предложения о внесении изменений в настоящее соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии с приложением, информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения.
Судом установлено, подтверждается платежным поручением от 03.11.2017 N 776443 и не оспаривается ответчиком, что ООО "Прогресс" перечислена соответствующая заявлению и соглашению сумма 1 371 460 рублей.
ООО "Прогресс" впоследствии обращалось к заместителю правительства Тульской области - министру сельского хозяйства Тульской области по вопросу недополученных в 2017 году субсидий на возмещение ущерба от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, указав при этом, в частности, что в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Тульской области, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Переувлажнение почвы" в летний период 2016 года, не по вине ООО "Прогресс" допущена опечатка и вместо суммы 1 310 тыс. рублей (по ячменю) указана сумма 131 тыс. рублей.
В результате ООО "Прогресс" не дополучило 800 тыс. рублей.
ООО "Прогресс" просило разобраться в сложившейся ситуации.
Указанное письмо не содержит даты его направления адресату.
Письмом от 19.04.2018 N 23-01-02/1380 заместитель правительства Тульской области - министр сельского хозяйства Тульской области ответил, что обращение рассмотрено.
По решению вопроса выплаты ООО "Прогресс" в полном объеме министерством продолжается взаимодействие с департаментом растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБУ Россельхозцентр.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что согласно изложенному выше пункту 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Пункт 2 указанных Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2018 N 1371 также определяет, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 N 1787-р трансферт бюджету Тульской области на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году на территориях субъектов Российской Федерации, выделен в размере 429 329,5 тыс. рублей.
Из указанной суммы для ООО "Прогресс" на упомянутые цели выделено 1 371 460 рублей, при этом в отношении компенсации по ячменю - в размере 131 тыс. рублей (акт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2016 N 013/1).
Сумму 1 371 460 рублей ООО "Прогресс" получило.
Судом первой инстанции справедливо учтено, что согласно вышеприведенным нормативным положениям в рассматриваемом случае министерство сельского хозяйства Тульской области вправе предоставить субсидии в пределах выделенных трансфертов из федерального бюджета.
Доказательств предоставления дополнительных трансфертов из федерального бюджета для выплаты субсидий ООО "Прогресс" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в материалы дела не представлено.
С учетом этого не имеет правового значения, имела ли место техническая ошибка в реестре, на что в обоснование своей позиции ссылается общество.
Довод общества о том, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих невозможность осуществить истцу доплату субсидии, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку иное ООО "Прогресс", заявившем иск о взыскании суммы недополученной субсидии, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Прогресс" в удовлетворении исковых требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.07.2020 по делу N А68-12077/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12077/2019
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Правительство Тульской области в лице Министерства сельского хозяйства Тульской области
Третье лицо: Агафонов Антон Сергеевич