г. Самара |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А55-7206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2020 года по делу N А55-7206/2020 (судья Михайлова М.В.),
по иску Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш", г. Самара,
к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик) о взыскании 49 180 руб. 02 коп., в том числе: 48 418 руб. 37 коп. - задолженность за тепловую энергию за период с сентября 2019 года по январь 2020 года, 761 руб. 65 коп. - пени за период с 11.10.2019 по 05.04.2020 (с учетом уточнений размера заявленных требований, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2020 года исковые требования удовлетворены, с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" взыскано 49 180 руб. 02 коп., в том числе: 48 418 руб. 37 коп. - задолженность за тепловую энергию за период с сентября 2019 года по январь 2020 года, 761 руб. 65 коп. - пени за период с 11.10.2019 по 05.04.2020, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2020 года по делу N А55-7206/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором ЗАО "Самарский завод Нефтемаш" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2020 года по делу N А55-7206/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, от истца в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш", являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Белорусская, д. 88, которая принадлежит Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, с "01" сентября 2017 на основании заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара Договора аренды муниципальной казны N 000191-М от 15.01.2018 ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети и сети горячего водоснабжения в Куйбышевском районе городского округа Самара.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещении по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ЗАО "СЗ Нефтемаш" в порядке статьи 157.2 ЖК РФ.
От указанного теплоисточника осуществляется поставка тепловой энергий на отопление, тепловой энергии и воды на ГВС на объекты недвижимости, находящиеся в казне муниципального образования.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ, обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных Образований возложена на органы местного самоуправления.
Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Самарская городская Дума постановлением от 30.05.2002 г. N 154 утвердила Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2. которого, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - ответчик, Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2. данного положения, Объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 г. N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использовании нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
В случае, когда подача через присоединенную сеть энергии в целях оказания соответствующих коммунальных услуг на жилое помещение, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени;
- представление населению платежные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме рекомендованной действующим законодательством;
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведения об изменении количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещении и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги;
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт;
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочее обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018 г.
Объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 г. N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Истец оказал коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и воды на горячее водоснабжение, однако внесение платы за фактически потребленную тепловую энергию не производилась за период сентябрь 2019 - февраль 2020 по следующим объектам недвижимости: г. Самара ул. Флотская дом 18 кв.13, г. Самара ул. Флотская дом 11 кв.89, г. Самара ул. Флотская дом 15 кв.54, г. Самара ул. Флотская дом 15 кв.35, г. Самара ул. Флотская дом 13 кв.43, г. Самара ул. Флотская дом 11 кв.35 за период сентябрь 2019 - февраль 2020.
Как указал истец, жилые помещения (квартиры) подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.
Однако в нарушение условий договора и ст.ст. 309, 310, 539, 544, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик не выполнил обязательство по оплате за оказанные услуги за период сентябрь 2019 года - март 2020 года в сумме 48 418 руб. 37 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, требования которой последним в полном объеме исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании ч. 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В связи с нарушением ответчиком установленных договором сроков и порядка оплаты, истцом были начислены пени за период с 11.10.2019 по 05.04.2020 в сумме 761 руб. 65 коп
Расчет суммы пени, произведенным истцом в соответствии с нормой закона, судом проверен и признан правомерным.
Ответчик, представил отзыв на иск указал на то, что не оспаривает, что собственником спорных помещений является муниципальное образование городского округа Самара, а ответчик в силу наделенных полномочий осуществляет контроль за использование по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара. Кроме того, ответчик указал на отсутствие платежных документов, подробного расчета начислений.
Истец представил письменные пояснения указал на то что, в силу ст. 210 ГК РФ и п. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчик не оспаривает принадлежность спорных жилых помещений к муниципальному имуществу, так же не оспаривает, что осуществляет от имени собственника полномочия по управлению и распоряжению имуществом.
Обязанность внесения платы за коммунальные услуги и сроки оплаты потребленных энергоресурсов возложены на потребителя действующим законодательством, в частности, ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 153, ч.1 ст. 155 ЖК РФ, требования которых ответчик не мог не знать.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени,
- представление платежных документов на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме рекомендованной действующим законодательством
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведения об изменении количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещении и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт,
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочее обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018 г.
Обязанность Истца и его агента доставлять платёжные документы об оплате жилищно-коммунальных услуг не по месту нахождения объекта недвижимости, а по месту регистрации собственника жилого помещения, за которое начисляются коммунальные платежи действующее законодательство не предусматривает.
В случае отсутствия у собственника по каким - либо причинам платежного документа, он не лишен права самостоятельно обратиться в МП г.о. Самара "ЕИРЦ" для получения документов.
Отсутствие платежного документа не является обстоятельством, освобождающим покупателя от оплаты поставленной энергии. Само по себе непредъявление Истцом платежного документа не освобождает ответчика от оплаты поставленного ресурса, в срок.
Единый срок оплаты квитанций за коммунальные услуги предусмотрен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Помимо прочего, Ответчиком ставится под сомнение сам факт поставки тепловой энергии на спорные объекты.
Согласно пп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель коммунальной услуги обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества, как это требуют действующее законодательство, Правила предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель непосредственно при обращении потребителя должен производить проверку правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления штрафов и пеней и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Спорные жилые помещения подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.
В нарушение ст. 65 АПК РФ Ответчиком не представлено доказательств обращения к Истцу или его агенту о проведении проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги.
Объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 г. N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Информирование потребителя коммунальных услуг об изменениях тарифов производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования".
Принимая во внимание, что факт поставки тепловой энергии, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" задолженность за фактически потребленную тепловую энергию за период с сентября 2019 года по январь 2020 года в размере 48 418 руб. 37 коп.
Поскольку факт просрочки оплаты тепловой энергии подтвержден материалами дела, с учетом положений статей 309, 310, 329, 330, 331, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 9.4. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет пени, правомерно удовлетворил требование истца, взыскав с ответчика пени за период с 11.10.2019 по 05.04.2020 в размере 761 руб. 65 коп., исходя из 1/300 и 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ - 4,25%.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Факт поставки энергоресурсов в спорные помещения, наличие и размер задолженности, подтверждены материалами дела и не опровергнуты подателем жалобы.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2020 года по делу N А55-7206/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7206/2020
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара