г. Красноярск |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А33-1952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенная вихоревская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июля 2020 года по делу N А33-1952/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенная Вихоревская управляющая компания" (ИНН 3847000762, ОГРН 1133805002320, далее - ООО "ОВУК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - Центрсибнедра, ответчик, департамент):
- об оспаривании отказа в переоформлении предоставленной открытому акционерному обществу "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" лицензии от 06.02.2013 ИРК N 02948 ВЭ с целевым назначением добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительное водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, участок недр расположен на территории Братского района Иркутской области на ООО "ОВУК", оформленного протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования участками недр на территории Иркутской области по участкам недр, отнесенным к полномочиям ответчика от 27.11.2019 N 23-2019 ИРК;
- об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ОВУК" путем переоформления на ООО "ОВУК" лицензии на пользование недрами от 06.03.2013 ИРК 02948 ВЭ с целевым назначением добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительное водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, участок недр расположен на территории Братского района Иркутской области.
Определением от 22.01.2020 заявление принято судом, возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Областное жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 3808133575, ОГРН 10638008011410, далее - ОАО "Облжилкомхоз", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2020 года по делу N А33-1952/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ОВУК" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- применение пропуска 6 месячного срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 65 приказа Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (далее - Административный регламент N 315), в качестве отказа в переоформлении лицензии противоречит нормам Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах);
- суд не дал оценки тем фактам, что при прекращении лицензии подлинник передается в архив, соответствующие сведения отражаются в журналы регистрации, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - копии письма Центрсибнедра в адрес Инспекции по налогам и сборам по Правобережному округу г. Иркутска от 25.07.2017 N 1773/ЦС-10-15, приложенного к отзыву на апелляционную жалобу, в связи с отсутствием ходатайства о приобщении указанного доказательства к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
15.10.2019 в адрес отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра от ООО "ОВУК" поступила заявка (от 15.10.2019 вх. N 4278/ЦС-10-13), в соответствии с которой общество просило согласно абзацу 9 части 1 статьи 17.1 Закону о недрах переоформить лицензию от 06.02.2013 ИРК 02948 ВЭ, оформленную на ОАО "Обжилкомхоз".
22.10.2019 в адрес отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра поступило согласие конкурсного управляющего ОАО "Обжилкомхоз" на переоформление лицензии на право пользования недрами ИРК 02948 ВЭ.
27.11.2019 комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами, отнесенным к полномочиям ответчика рассмотрен вопрос о переоформлении лицензии ИРК 02948 ВЭ.
На заседании комиссии Центрсибнедра, результаты которого оформлены протоколом от 27.11.2019 N 23-2019 ИРК заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами, отнесенным к полномочиям департамента, комиссия Центрсибнедра решила в соответствии с подпунктом 5 пункта 61 Административного регламента N 315 рекомендовать Центрсибнедра отказать в переоформлении лицензии ИРК 02948 ВЭ, предоставленной ОАО "Облжилкомхоз" с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительной водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, расположенном на территории Братского района.
Уведомлением от 27.12.2019 N 3752/ЦС-10-13 ответчик уведомил заявителя о том, что:
- 27.11.2019 рассмотрен вопрос о переоформлении лицензии ИРК 02948 ВЭ предоставленной ОАО "Облжилкомхоз" на право пользования недрами, предоставленной с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительной водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, расположенном на территории Братского района, на ООО "ОВУК";
- рассмотрев представленные документы, комиссия установила, что заявка на переоформление подана 15.10.2019 (вх. от N 4278/ЦС-10-13), т.е. после истечения 6 месяцев с даты заключения концессионного соглашения от 09.04.2019 N 05-52-6/19;
- комиссия приняла решение отказать ООО "ОВУК" в переоформлении указанной лицензии.
Полагая, что отказ в переоформлении предоставленной ОАО "Облжилкомхоз" лицензии от 06.02.2013 ИРК N 02948 ВЭ, оформленный протоколом от 27.11.2019 N 23- 2019 ИРК, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый отказ в переоформлении лицензии вынесен компетентным органом.
Как верно установлено судом первой инстанции, подавая 15.10.2019 в Центрсибнедра заявку, к которой приложена копия концессионного соглашения, заявитель просил переоформить лицензию ИРК N 02948 ВЭ от 06.02.2013 согласно абзацу 9 части 1 статьи 17.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1; ООО "ОВУК" согласно принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами ИРК 02948 ВЭ.
Комиссия Центрсибнедра решила в соответствии с подпунктом 5 пункта 61 Административного регламента N 315 рекомендовать Центрсибнедра отказать в переоформлении лицензии ИРК 02948 ВЭ, предоставленной ОАО "Облжилкомхоз" с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительной водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, расположенном на территории Братского района.
По статье 17.1. Закона о недрах, определяющей переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Аналогичное основание для переоформления права пользования участком недр предусмотрено подпунктом 10 пункта 61 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315), определяющего последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по переоформлению лицензий.
Согласно пункту 4 указанного регламента результатом исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр является принятие Роснедрами или его территориальными органами решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами или об отказе в переоформлении лицензии.
Подпунктом 5 пункта 65 Административного регламента N 315 предусмотрено, что отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случаях, если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента.
По пункту 61 Административного регламента N 315 государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случаях заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты заключения концессионного соглашения, в переоформлении лицензии на пользование участком недр должно быть отказано.
Согласно материалам дела концессионное соглашение N 05-52-6/19 между Вихоревским муниципальным образованием и ООО "ОВУК" заключено 09.04.2019.
Следовательно, обратиться в департамент с заявкой на переоформление лицензии ООО "ОВУК" вправе было до 09.10.2019.
Указанный срок является пресекательным, подача заявки за пределами указанного срока является основанием для отказа в переоформлении лицензии (подпункт 5 пункта 65 Административного регламента N 315).
Вместе с тем ООО "ОВУК" обратилось в департамент только 15.10.2019 (что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается), то есть за пределами 6 месячного срока, установленного законодательством для обращения в лицензирующий орган с заявкой на переоформление лицензии.
Довод о том, что применение пропуска 6 месячного срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 65 Административного регламента N 315, в качестве отказа в переоформлении лицензии противоречит нормам Закон о недрах, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 17.1 Закона о недрах предусматривает основания (случаи) перехода права пользования участками недр к другому субъекту. При этом, Закон о недрах не регулирует процедуру переоформления лицензии, в том числе основания для отказа в переоформлении лицензии.
В силу статьи 17.1 Закона о недрах, порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, т.е. Административным регламентом N 315.
Пунктом 65 Административного регламента N 315 предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в переоформлении лицензии. Пункт 65 Административного регламента N 315 является действующим, не обжалован в установленном законом порядке и не признан противоречащим действующему законодательству, в связи с чем, подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Какие-либо противоречия и несоответствия между статьей 17.1 Закона о недрах и Административным регламентом N 315 судом апелляционной инстанции не установлены.
Таким образом, отношения недропользования регулируются нормами специального законодательства, принятого в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что отказ ответчика соответствует требованиям Закона о недрах и Административного регламента N 315.
Кроме того из материалов дела следует, что лицензия ИРК 02948 ВЭ с 18.07.2017 является недействующей.
Лицензия ИРК 02948 ВЭ была выдана ОАО "Облжилкомхоз" 06.02.2013 на основании приказа Управления по недропользованию по Иркутской области от 24.01.2013 N 40 со сроком действия до 01.02.2038.
06.07.2017 в адрес отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра по Иркутской области поступило заявление ОАО "Обжилкомхоз" о досрочном прекращении правапользования участком недр, в связи с тем, что общество признано несостоятельным (банкротом) и деятельность по недропользованию не осуществляет.
По результатам рассмотрения заявления третьего лица ответчиком издан приказ от 18.07.2017 N 442 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ИРК 02948 ВЭ".
Таким образом, на основании заявления ОАО "Облжилкомхоз" (вх. от 06.07.2017 N 2682/ЦС-10-13) о досрочном прекращении права пользования недрами и действия лицензии ИРК 02948 ВЭ, в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 20 Закона о недрах, досрочно прекращено с 04.07.2017 право пользования недрами, предоставленное ОАО "Облжилкомхоз" по лицензии ИРК 02948ВЭ, с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения (после предварительной водоподготовки) и технологического обеспечения объектов промышленности г. Вихоревка из группового водозабора, расположенном на территории Братского района Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 приказа N 442 от 18.07.2017 приказ вступает в силу с момента его подписания.
Следовательно, лицензия ИРК 02948 ВЭ перестала действовать с 18.07.2017.
Таким образом, даже при соблюдении заявителем 6 месячного срока на подачу заявления о переоформлении лицензии, результат остался бы тем же, так как право пользования недрами по лицензии, которую просило переоформить общество, было прекращено как на момент подачи заявки, так и на момент ее рассмотрения.
Доводы о том, что суд не дал оценки тем фактам, что при прекращении лицензии подлинник передается в архив, соответствующие сведения отражаются в журналы регистрации, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не влияют на действительность приказа N 442 от 18.07.2017.
Приказ о досрочном прекращении права пользования недрами N 442 от 18.07.2017 является единственным допустимым доказательством того, что право пользования недрами прекращено.
Факт отсутствия у ОАО "Облжилкомхоз" лицензии ИРК 02948 ВЭ подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.01.2020.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей (о чем было указано в определении от 19.08.2020 об оставлении апелляционной жалобы без движения).
ООО "ОВУК" уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 09.09.2020 N 1046 (представленным в электронном виде через систему "Мой арбитр"). Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 16.09.2020 обществу было предложено представить в Третий арбитражный апелляционный суд в срок до даты судебного заседания оригинал платежного поручения от 09.09.2020 N 1046; определение суда обществом не исполнено.
Согласно положениям пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в отсутствии оригинала платежного документа не может быть разрешен, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не может рассмотреть вопрос о возврате обществу излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2020 года по делу N А33-1952/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1952/2020
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ВИХОРЕВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство"