г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А40-79231/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департаменту по недропользованию по Центральному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2020 г. по делу N А40-79231/20
по заявлению ООО "Тамбов-цемент"
к Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу
о признании недействительным приказа
при участии:
от заявителя: |
Ивашова М.А. по доверенности от 26.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбов-цемент" (далее - Заявитель, ООО "Тамбов-цемент", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее - Заинтересованное лицо, Центрнедра, Департамент) о признании незаконными Приказа Центрнедра от 08.11.2017 г. N 317 в части пункта 2, которым досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное лицензией ТМБ 56462 ТЭ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2020 г. заявление ООО "Тамбов-цемент" удовлетворено.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Тамбов-цемент" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Тамбов-цемент" 12.08.2008 г. была выдана лицензия ТМБ 56462 ТЭ сроком до 10.01.2033 г. с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение (разработка) и добыча известняков на Борисовском месторождении.
В связи со сменой юридического адреса, сменой учредителя ООО "Тамбов-цемент" обратился в лицензирующий орган с запросом от 15.04.2020 г. о наличии или отсутствии необходимости внесения изменения в лицензию на пользование недрами или её переоформления, поскольку, например, сведения о бывшем директоре указаны в тексте самой лицензии.
В ответе от 15.04.2020 г. N 15ТМБ-04/194 Центрнедра в лице отдела геологии и лицензирования по Липецкой и Тамбовской областям сообщило, что лицензия ТМБ 56462 ТЭ от 12.02.2008 была аннулирована Приказом Центрнедра от 08.11.2017 г. N317 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах" (нарушение пользователем существенных условий лицензии) в связи с рекомендациями Росприроднадзора (акт проверки от 16.06.2017 г. N 54) и совещания по рассмотрению результатов геологоразведочных работ (уведомление от 11.04.2017 N04-05/1148).
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации" от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Основания прекращения права пользования недрами предусмотрены статьей 20 Закона РФ "О недрах".
В части 1 названной нормы Закона РФ "О недрах" перечислены основания, влекущие безусловное прекращение права пользования недрами, к которым относятся: 1) истечение установленного в лицензии срока ее действия; 2) отказ владельца лицензии от права пользования недрами: 3) возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) случаи переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
В свою очередь, в части 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах" приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Аналогичное положение предусмотрено в подпункте 2 пункта 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 3314-1 (далее - Положение М 3314-1).
Такое разделение оснований досрочного прекращения связано с тем, что определенные обстоятельства, с которыми законодатель связывает безусловное прекращение права пользования недрами, являются наиболее существенными и их возникновение свидетельствует о нарушении базовых принципов законодательства о недрах, в том числе рационального и эффективного пользования недрами (статья 23 Закона РФ "О недрах").
Решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем письменного уведомления о допущенных нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь эти нарушения не устранил (часть 4 статьи 21 Закона РФ "О недрах", пункт 15 (4) Положения М 3314-1).
Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации приказом от 29 сентября 2009 года N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (далее Регламент).
Подпунктом 2 пункта 95 Регламента предусмотрены основания для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр, которыми являются:
1) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
2) представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и. в случае наличия. - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
3) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией;
4) данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
5) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
6) документы, предоставленные в Роснедра или в его территориальный орган о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование;
7) решение Правительства Российской Федерации, принятое в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах", о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 95 Административного регламента, одним из оснований для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются представления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Согласно пункту 104 Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедра, ответственное за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона РФ "О недрах".
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента, при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона РФ "О недрах", должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственное за лицензирование, в течение 7 дней направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами.
Пункты 109 и 110 Административного регламента N 315 предусматривает, что в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
При этом письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Вместе с тем, пункт 4 статьи 21 Закона РФ "О недрах" предусматривает, что решение о прекращении права пользования недрами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Закона, может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Исходя из изложенного, срок для добровольного устранения выявленных нарушений может быть установлен административным органом от трех месяцев до одного года.
При этом исчисление установленного срока начинается с момента получения такого уведомления недропользователем.
Решение о прекращении пользования недрами по основанию пункта 2 статьи 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах" может быть принято не ранее истечения указанного в уведомлении срока на устранение допущенных нарушений, исчисленного с указанной даты вручения уведомления (фикции вручения).
Таким образом, обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами по указанному в оспариваемом приказе основанию является надлежащее уведомление о нарушении и неустранение выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок. До истечения данного срока решение о прекращении права пользования по рассматриваемому основанию принято быть не может.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Тамбов-цемент" не было уведомлено о проводимой Росприроднадзором проверке соблюдения лицензионных требований, не получало никаких актов проверок (акт проверки от 16.06.2017 г. N 54) и уведомлений об устранении нарушений (уведомление от 11.04.2017 г., от 21.06.2017 г.), в связи с чем было лишено было возможности в предусмотренный Регламентом и установленный Центрнедрами срок устранить выявленные нарушения лицензионных требований.
Нарушение процедуры принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является основанием для отмены принятого решения приказа N 317 от 08.11.2017 г., о котором Обществу стало известно только 15.04.2020 г. из письма Центрнедра.
Как указывает Заинтересованное лицо, Роснедра направило в адрес директора ООО "Тамбов-цемент" Степанова Л.А. уведомление о допущенных нарушениях от 21.06.2017 г. по адресу: Тамбовская область, Петровский р-н, с. Петровское, ул. Интернациональная, д.25.
При этом доказательств действительного направления уведомления в ООО "Тамбов-цемент" не представлено.
Кроме того, Определением арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2016 г. по у-N А64-5009/2016 в отношении ООО "Тамбов-цемент" была введена процедура банкротства -наблюдение. Решением арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 г. по делу N А64-5009/2016 ООО "Тамбов-цемент" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Скатков В.А.
С даты утверждения конкурсного управляющего все вопросы по управлению организацией-банкротом переходят к конкурсному управляющему, а полномочии руководителя должника прекращаются (пункт 2 статьи 126, статья 127 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Сведения о признании должника банкротом подлежат официальному опубликованию в соответствии со статьями 28, 128 Закона о банкротстве, в числе которых указывается адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику и сведения о конкурсном управляющем (его адресе и др. данные).
Конкурсным управляющим ООО "Тамбов-цемент" Скатковым В.А. 27.03.2017 г. в газете "Коммерсантъ" и на официальном сайте размещения сведений о банкротстве (ЕФРСБ) опубликовано соответствующее сообщение и адрес для направления конкурсному управляющему корреспонденции: 393950, Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Пролетарская, д.27, кв.25.
Следовательно, вся корреспонденция, адресованная должнику, в силу специальных норм о банкротстве, должна направляться по адресу конкурсного управляющего.
В этой связи, как правильно указал суд первой инстанции, уведомление от 21.06.2017 г., адресованное директору ООО "Тамбов-цемент Степанову Л.А. не может считаться направленным надлежащим образом, так как его полномочия уже с 21.03.2017 г. были прекращены.
При этом данное уведомление было адресовано не Обществу а его должностному лицу, следовательно, должно было быть направлено по месту его жительства.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в результате ненадлежащего уведомления Общество было лишено возможности обладать информацией о выявленных нарушениях, об административных процедурах по досрочному прекращению лицензии с целью принять меры к устранению выявленных нарушений либо оспариванию действий административного органа.
Также Департаментом в материалы дела не представлено доказательств надлежащего уведомления ООО "Тамбов-цемент" о принятом решении о досрочном прекращении лицензии: направления протокола N 09-ТМБ от 31.10.2017 г., Приказа от 08.11.2017 г. N 317.
Следовательно, ООО "Тамбов-цемент" также было лишено возможности уведомления о принятых решениях о досрочном прекращении лицензии.
ООО "Тамбов-цемент" узнало о досрочном прекращении лицензии из ответа от 15.04.2020 г. N 15ТМБ-04/194 Центрнедра в лице отдела геологии и лицензирования по Липецкой и Тамбовской областям, а с заявлением в суд Общество обратилось 12.05.2020 г., то есть с соблюдением предусмотренного трехмесячного срока обжалования ненормативного правового акта.
Кроме того, суд первой инстанции отметил следующее.
Дополнением от 28.04.2012 г. к лицензии ТМБ 56462 ТЭ на право пользование недрами с целью геологического изучения (разведки) и добычи известняков на Борисовском месторождении были уточнены границы участка недр с новыми координатами в связи с их неточным определением при выдаче лицензии в 2008 году.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ дата начала действия лицензии ТМБ 56462 ТЭ - 14.11.2012 г., то есть после регистрации внесенных в нее дополнений.
Следовательно, сроки выполнения условий пользования участком недр должны исчисляться именно с 14.11.2012 г., в том числе, вменяемые в нарушение Обществу:
- пункта 4.2.3 о завершении в срок 54 месяца геологическое доизучение полезной толщи и вскрышных пород - действительный срок с 14.11.2012 г. истекал в мае 2017 года;
- пункта 4.2.6 в срок не позднее 5 лет до 01.01.2013 г. предоставить окончательный отчет о результатах проведения геологоразведочных работ на Борисовском месторождении -действительный срок с 14.11.2012 г. истекал 14.11.2017 г.;
- пункта 4.4.1 в срок до 01.01.2014 г. (не позднее 72 месяцев) разработать и согласовать технический проект разработки Борисовского месторождения - действительный срок с 14.11.2012 г. истекал 14.11.2018 г.
Таким образом, сроки выполнения условий пользования недрами на момент начала административной процедуры по досрочному прекращению лицензии по протоколу N 05-ТМБ от 30.05.2017 г. еще не истекли, и, следовательно не могут вменяться Обществу в вину в связи с их несоблюдением и являться основанием для досрочного прекращения лицензии по оспариваемому Приказу N317 от 08.11.2017 г.
Таким образом, принятая мера по досрочному прекращению лицензии является чрезмерной, существенность допущенных нарушений, а равно как соблюдение процедуры досрочного прекращения лицензии Департаментом не доказано.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемый Заявителем Приказ Центрнедра от 08.11.2017 г. N 317 в части пункта 2 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2020 по делу N А40-79231/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79231/2020
Истец: ООО "ТАМБОВ-ЦЕМЕНТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ